Продать ребенка, чтобы купить жилье? Нищета заставляет беднейшие семьи торговать своими детьми
Жители Узбекистана, а в частности Ферганской долины, рассказывают о случаях торговли маленькими детьми. Речь, к счастью, идет не о работорговле. Беднейшие семьи, которые не в состоянии прокормиться, продают своих детей бездетным супружеским парам побогаче. Цена на младенцев в зависимости от возраста ребенка колеблется от 100$ до 400$. В традиционных узбекских семьях ребенок всегда считался главным смыслом жизни родителей. Сегодня эти представления разрушаются под давлением нищеты и бесперспективности существования.
МАЛЕНЬКИЙ СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС
Воспитатели детских домов рассказывают, что 10-15 лет назад узбекских детей в детдомах практически не было или их были единицы. Сегодня дети-узбеки - большая часть воспитанников таких заведений. У большинства из них родители живы. Но они либо нетрудоспособны, либо живут за чертой бедности. Оказываются в детдомах ребятишки и потому, что семьи распадаются.
Мохинур - так зовут четырехлетнюю девочку, которая беззаботно носится сейчас по двору, зажав в руке кусочек лепешки. Мохинур не знает, что ей, возможно, осталось совсем немного жить в этом доме рядом с мамой. Рано - так зовут ее мать, - решила продать свою дочь. Хотя матери все равно? кого из своих детей продавать, ведь покупателю может приглянуться любой из трех. «Все зависит от того, какой ребенок понравится покупателю, - говорит Рано. - Например, моей старшей дочери уже 6 лет. Клиент может сказать «я беру ее», а может сказать, что она уже большая девочка – невозможно будет перевоспитать. А этой только 4 года, она еще ничего не понимает. Какой ребенок понравится, того и продам».
С мужем Рано развелась. Он выгнал ее с детьми на улицу. Семье бывший муж не помогает – сам живет не лучше. Мать с тремя детьми на время приютил зять – муж ее сестры. Рано устроилась работать медсестрой в больницу. Но на 15-долларовую зарплату троих детей не прокормишь. А, тем более, не купишь жилье. А этот приют - временный. «Ночами не сплю, плачу. Я бы не мучалась так, если бы у меня был свой дом, - со слезами на глазах рассказывает Рано. У меня есть дедушка, но мы не сможем у него жить – не поместимся... Я осталась с тремя детьми на улице, нет у меня дома... Может, люди сжалятся и приютят...»
Рано назвала цену своего ребенка: 300 долларов. Если кто-то согласится на эту сумму, женщина сможет купить себе дом. Она согласна даже на общий двор. А там она уж воспитает как-нибудь двоих детей. Рано говорит, что никогда бы не осмелилась даже подумать о продаже своего ребенка, будь у нее хороший муж. Ее мечта – сидеть дома и воспитывать детей. Но отчаяние толкает ее на безумное решение: продать маленькую жизнь собственного ребенка в надежде заработать деньги на дом для двух оставшихся… Двадцатисемилетняя женщина просто сломалась.
КАК ОФОРМИТЬ СДЕЛКУ
В Маргилане, городе, находящемся в Ферганской долине, есть так называемый «бола бозори» - детский базар. Здесь можно купить малыша и по дешевке. Это место находится на «черном» рынке ювелирных изделий. Здесь покупателю предложат малыша любого пола и возраста, в зависимости от чего цены колеблются от 100 до 400 долларов. Как может быть осуществлена такая купля-продажа юридически, не совсем понятно. Но юрист Татьяна Гончарова говорит, что есть специальное «Положение об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних детей и принятии детей семьёю на воспитание (патронат)», где говорится о правилах усыновления детей. По ее словам, реальная купля-продажа ребенка может быть прикрыта такой юридической процедурой: 1) «родитель» пишет заявление об отказе от воспитания и содержания ребенка, 2) «покупатель» подает встречное заявление об усыновлении (конечно, предварительно позаботившись об удовлетворении этого заявления в соответствующих инстанциях).
ПОКУПКА СНЫНА – УДАЧНАЯ СДЕЛКА
Жительница Маргилана Гулмира Мирзарахимова купила своего сына на том самом базаре. Раньше, когда она вдруг случайно слышала от кого-нибудь, что некто купил себе малыша в роддоме, у неё обмирало сердце от такой возможности осуществить мечту стать матерью. И вот ей повезло. Ребенка она купила у одной бедной, но хорошей семьи. Он обошелся ей недорого: всего 150 долларов. Конечно, она считает неправильным покупать ребенка, но вместе с младенцем в ее дом пришло счастье. Да и деньги той семье были нужны. Гулмира не хотела бы, что бы ее осуждали за этот поступок, так же, как она не осуждает биологических родителей своего сына. Просто обстоятельства оказались выше их родительских чувств. Какие причины могут заставить решиться на продажу своего ребенка? Наверно, объективные...
ЗАКОНА ЗАПРЕЩАЮЩЕГО ПРОДАЖУ ДЕТЕЙ НЕТ?
На торговцев детьми не так-то просто подать в суд. По словам работников Андижанской прокуратуры в Уголовном Кодексе Узбекистана нет статьи, предусматривающей наказание за торговлю детьми - закон не защищает детей от торговли ими. Правозащитник Абдугофир Дадабоев считает, что эта проблема может решиться только по инициативе президента Узбекистана Ислама Каримова. Потому что в республике чиновники безукоснительно выполняют только то, что исходит от высшего начальника. Это горькая правда. И эта проблема, возможно, может начать решаться только тогда, когда на нее соблаговолит обратить внимание очень высокопоставленное лицо...
МЕМОРИАЛ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В столице Узбекистана Ташкенте перед Дворцом Дружбы народов есть памятник - монументальная многофигурная композиция, посвященная мирному подвигу ташкентской семьи Шамахмудовых. В годы Великой Отечественной войны эта семья усыновила и воспитала 15 осиротевших детей разных национальностей. История этого подвига легла в основу сюжета ставшего теперь классикой художественного фильма «Ты не сирота», снятого узбекским режиссером Шухратом Аббасовым. Помимо истории подвига, советский кинофильм еще рассказывал об обычной традиционной узбекской семье, где главная семейная ценность – это дети. По чудовищной иронии сейчас эта ценность – чуть ли не единственная, которую на рынке можно продать за нормальные деньги. Ведь за триста долларов в Андижане можно купить целый дом!