Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Ташкенте открылась Третья Международная художественная выставка Биеннале-2005

03.10.2005 13:29 msk, Андрей Кудряшов (Ташкент)

В Ташкенте открылась Третья Международная художественная выставка Биеннале-2005

В ПОИСКАХ НЕОБУСЛОВЛЕННОГО СМЫСЛА

Фото © ИА "Фергана.Ру"

В экспозиции Третьей Международной художественной выставке "Биеннале-2005", открывшейся первого октября в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана в Ташкенте, принимают участие 75 художников из 26 стран мира. Представлены такие жанры, как живопись, графика, инсталляция, перформанс и видео-арт.

Уже в первые часы после открытия "Биеннале-2005" посетило более сотни человек. В течение семи последующих дней международное жюри, в которое вошли искусствоведы и деятели искусств Узбекистана, России, Франции, Греции, Южной Кореи и других стран, будет оценивать достижения участников, определяя обладателя Гран-при и призеров по номинациям.

Корреспондент ИА "Фергана.Ру", побывавший на открытии выставки, с интересом наблюдал за реакцией ташкентской публики на современное искусство.

Весь первый этаж выставочного зала целиком заполнила монументальная инсталляция известного художника из Ферганы Вячеслава Усеинова. Уже знакомая многим любителям современного искусства пространственная композиция под названием "Константа", вынесенная из тесной мастерской на академический вернисаж неожиданно обрела несколько иное, как бы более популярное прочтение. И сам автор, прежде трактовавший идею "Константы" метафизически, на сей раз согласился дать лаконичное объяснение своего замысла:

- Сгоревшие спички в изображении обычно могут вызывать у вас аллегории или ассоциации, например, с погибшими человеческими душами. Но когда объект увеличивается до невероятных размеров, он как бы снова становится самим собой, перестает читаться как символ и превращается в знак духовного постоянства, - пояснил Вячеслав Усеинов зрителям.

Другая его работа под названием "История одной картины", также впервые выставленная на обозрение широкой публики, уже не потребовала никаких пояснений. Живые потоки объемного света, на протяжении одиннадцати лет скрупулезно уплотняемые художником на плоскости холста, вновь обрели энергию и расплелись в пространстве, отобразив бездыханное состояние послеполуденного воздуха - нежность и отчаяние бессобытийного существования южного провинциального городка.

На втором этаже живописи и графики оказалось совсем немного, зато на десятках мониторов был с избытком представлен видео-арт стран Европы и Центральной Азии. Но трудно сказать, можно ли было охарактеризовать это представление как "многогранное". Отдельные изображения, из повторявшихся на экранах казались пронзительно эмоциональными и глубокомысленными. Однако в целом складывалось впечатление, что эстетическую ценность большинства этих опытов в области видео-арта авторы надеялись механически "выработать" из движений объектов и планов, чтобы в загипнотизированном монотонностью сознании зрителя само количество символов превратилось в "качество", то есть в смысл. Словно в назидание таким попыткам по соседству с видео-композициями работала инсталляция французского художника Илиаса Пулоса "В поисках совершенства", штампующая бесчисленные одинаковые отпечатки.

Ажиотаж самых простодушных зрителей, особенно детей и молодежи, вызвала трогательная и бесхитростная работа узбекского художника Файзуллы Ахмадаллиева "Сардоба звезды Омара Хайяма". Сардоба - глинобитное сооружение для сохранения дождевой влаги в пустыне. С виду она похожа на юрту, но под ее куполом прячется чаша с водой. Заглядывая в нее, зрители должны были увидеть звезды в ночном небе. Но поскольку над ее глиняным куполом не было неба, а только свод выставочного зала, оставался лишь один шанс - разглядеть на зеркальной поверхности хотя бы мимолетный отблеск внутреннего света... собственной души. Эта инсталляция, при всей внешней простоте - нечто среднее между суфийской притчей и дзенским коаном, потому, вероятно, и была посвящена Омару Хайаму Нишапури.

Между зрителями, искусствоведами и художниками нередко возникал неформальный обмен мнениями или отдельными репликами, слушать которые было любопытно, ибо они сами собой представляли своего рода перформанс - диалог об искусстве.

- В первый раз вижу, чтобы инсталляции на выставках современного искусства сопровождались авторскими аннотациями с пояснением их смысла... Это же против всех правил! Современное искусство не нуждается в объяснениях, оправданиях, комментариях. Его ценность не обусловлена ничем, кроме собственного бытия...

- А на Биеннале в Ташкенте, кажется, такая традиция. Но эти таблички с пояснениями нужны не зрителям, а журналистам и критикам, чтобы им было о чем рассуждать...

- Ты видишь там в верхнем в углу человечка?

- Не вижу. А что, должен быть?..

- Я не люблю современное искусство.

- Его любить, по-моему, не обязательно. Хотелось бы понимать. Если это возможно...

ЗА РАМКАМИ БИЕННАЛЕ-2005. "АКУЛА БЕЗ ЗУБОВ"

Многие работы современных художников Узбекистана, представленные на "Биеннале-2005", надо признать, оказались уже хорошо знакомыми тем из зрителей, кому удалось прежде посетить выставку "арт-конверсии" под названием "Констелляция", организованную в апреле этого года при поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству в пустующем цеху одного из промышленных предприятий Ташкента. Та выставка, на открытии которой с торжественной речью выступил председатель Академии художеств Узбекистана Турсунали Кузиев, была неожиданно свернута по приказу властей через два дня после ее открытия. Ходили слухи, что недовольство "сверху" вызвали политически заостренные инсталляции Вячеслава Ахунова. Не был Ахунов допущен и для участия в "Биеннале-2005".

- Запреты на мое творчество начались после того, как я несколько раз выступил в независимых СМИ с критикой нынешнего руководства Академии, а также позволил себе высказывания по поводу мартовской революции в Кыргызстане и событий 13 мая в Андижане, - сказал Ахунов корреспондентам ИА "Фергана.Ру".

По его словам, отбор работ для Биеннале-2005 осуществлялся руководством Академии художеств с позиций политической благонадежности авторов и "нейтральной тематики" их работ, не должных никаким намеком затрагивать повседневных проблем Узбекистана и Центральной Азии. Поэтому, хотя многим талантливым художникам удалось принять участие в выставке, "Биеннале-2005", по мнению Ахунова, напоминает "акулу без зубов", поскольку современное искусство на ней оказалось насильственным образом лишено актуальности.

На прямой вопрос, какие бы работы Вячеслав Ахунов выставил на суд жюри и зрителей, если бы ему дали возможность участвовать в "Биеннале-2005", художник представил корреспондентам ИА "Фергана.Ру" цикл своих коллажей "Возвращение забытого корпуса". Выполнены они по мотивам известных полотен Василия Верещагина, посвященных войне в Туркестане 1871-74 годов - "Пусть войдут", "Апофеоз войны" и др.

Коллажи Вячеслава Ахунова