На горнолыжных курортах Чимгана и Бельдерсая открылся зимний сезон
Фото © Фергана.Ру
Неразгаданный до сих пор природный феномен горного урочища Чимган, расположенного в отрогах Тянь-Шаня, в 85 километрах западу от Ташкента состоит в том, что снежный покров на его склонах не тает даже тогда, когда температура воздуха в метре над ним достигает плюс 18 градусов. Поэтому горнолыжный сезон, открывающийся здесь в январе, обычно длится до середины марта, а часто и дольше. Правда, сейчас любителям совмещать зимние виды спорта с солнечными ваннами приходится ограничить выбор только активным отдыхом. Погода стоит суровая. Если предновогодняя неделя в Узбекистане, по сводкам Гидрометцентра, отличилась рекордно высокими температурами, днем доходившими до плюс 20 градусов, то первая неделя после праздников принесла сильно похолодание с ночными морозами ниже минус 22. Атмосферный фронт одарил жителей столицы Узбекистана снегопадом прямо под Новый Год. Прежде едва заметная у горизонта, горная цепь будто придвинулась к городу ослепительно четким контуром белых пиков.
Из Ташкента к Чимгану ведут две дороги - новая скоростная трасса через райцентр Газалкент и извилистый серпантин, поднимающийся над плотиной Чарвакского водохранилища. Вода в озере еще не успела покрыться ледяной коркой, но потемнела от стужи, накатываясь на пустые пляжи малахитовой рябью волн. Долго ехать вдоль берега невозможно из-за гололеда и настоящей метели, при свете солнца забрасывающей лобовые стекла автомобилей сверкающими вихрями поземки. Но можно успеть полюбоваться на голые кроны прибрежных садов, увешанные гирляндами инея, и, если повезет, увидеть, как горные родники на морозе, из-за непрекращающегося напора подземных струй превращаются в ледяные скульптуры, окрашенные в зелень и охру примесями содержащихся в них минералов.
От курортного поселка Юсупхана серпантин поворачивает в долину, укрытую от ледяных ветров, где быстро рассеивается туман и морозная дымка, а небо, как утверждают синоптики, бывает ясным почти 300 дней в году. Это и есть урочище Чимган, что в переводе с языка местных скотоводов означает «зеленый склон». Начинается оно с одноименного поселка с населением около трех тысяч человек, в основном - казахов.
Издревле здесь занимались пастбищным скотоводством, но в последние годы все больше зарабатывают на обслуживании туристов. Местные жители сдают жилье отдыхающим, торгуют молочными продуктами, куртом - шариками сушеного сыра, жарят шашлык из баранины, предлагают за деньги покататься на лошадях. Зимой нередко случается, джигиты на крепких жеребцах с помощью веревки вытягивают из снежных заносов забуксовавшие столичные иномарки.
Говорят, что первым, кто по достоинству оценил уникальные природные и климатические условия Чимгана, был царский генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман, в конце XIX века построивший здесь загородный дом. Во времена СССР в окрестностях было устроено несколько десятков пионерских лагерей и турбаз. Альпинисты набирали форму, совершая тренировочные восхождения на пик Малый Чимган, высотой 2097 метров над уровнем моря, чтобы затем покорить Большой Чимган (3309 метров). С середины 60-х годов прошлого столетия Чимган стал традиционным местом проведения фестиваля бардовской песни.
Разумеется, специалисты заметили и места, чрезвычайно подходящие для зимнего спорта. Резко континентальный климат обеспечивает очень контрастные перепады дневных и ночных температур, из-за чего быстро образуется фирновый снег, обладающий, по мнению спортсменов, наилучшими характеристиками скольжения. Здесь есть две трассы для лыжного слалома, одна из которых, расположенная в соседнем урочище Бельдерсай, официально зарегистрирована Международной федерацией горных лыж (FIS) в числе лучших трасс Евразии.
Трассы, длинной до трех километров, делятся на участки разных категорий сложности - как для соревнований профессионалов, так и для тренировок любителей. Лыжники и просто любые желающие поднимаются в гору на канатно-кресельных фуникулерах или на бугельных подвесках, которые сами лыжники называют «швабрами». Стоимость подъема в кресле - $1, на «швабре» - $0,5.
Рассчитывая на развитие туризма, правительство Узбекистана с 2001 по 2003 год развернуло строительство целого комплекса фешенебельных гостиничных комплексов в Чарвак-Чимган-Бельдерсайской курортной зоне. Самым дорогим из них стал четырехзвездочный отель «Бельдерсай Оромгохи», отстроенный на краю обрыва на высоте 1800 метров, рядом с площадкой канатно-кресельной дороги. Стандартные номера в этом отеле, снабженном системой кондиционирования, спутниковым телевидением и международной телефонией, сауной, бассейном, тренажерными залами, залом для конференций, бизнес центром, вертолетной площадкой и рестораном на 60 мест, стоят $90 в сутки, а номера люкс - $125. Чуть ниже цены в гостинице «Снежный Барс» - $65-$75. А в коттеджах спортивных комплексов - от $30 до $50.
Для зарубежных туристов это приемлемо. Хотя, до недавнего времени, иностранцев на склонах Чимгана особенно много не наблюдалось, возможно, из-за известной нестабильности внутри и внешнеполитического положения страны. Ни разу не проводились здесь и сколько-нибудь серьезные международные спортивные соревнования.
Но у граждан Узбекистана, особенно жителей столицы, Чимган пользуется огромной популярностью. В зимние выходные дни в урочище образуется настоящее столпотворение - народу больше, чем на любом из базаров Ташкента. Участок автомобильной дороги непосредственно у лыжной трассы запружен автобусами и легковыми автомобилями, между которыми чудом лавируют целые «эскадроны», всадников, активно рекламирующих конные прогулки, чуть не сбивая вас с ног лошадьми. А весь снежный склон усыпан детворой, с неизбывным азартом катающейся на санях, деревянных дощечках или просто обрывках линолеума или кусках целлофана. Поэтому собственно лыжники, даже любители, прекращают слалом, не достигая подножия горы, у которого клубится дым шашлычных, продают плов из казанов. Семьи и дружеские компании едят и пьют водку с минералкой на морозе, расположившись прямо на снегу, лежат в снегу, зарываются в снег, забрасывают друг друга снежками и снежными пригоршнями.
Рядовой ташкентский обыватель с зарплатой не выше $50 тоже может, хотя бы на день, позволить себе все радости курортной зоны. Остановиться на ночь можно, договорившись с местными жителями за $10. Проезд из Ташкента до Газалкента на маршрутном такси стоит $0,7 и далее на такси - $1 с человека. А еду и напитки, стоящие здесь почти вдвое дороже, чем в городе, можно, в крайнем случае, прихватить с собой.
Многие торопятся в эти дни посетить Чимган. По прогнозам Гидрометцентра уже к Рождеству хрустальные холода сменятся непогодой с обильными осадками и плюсовыми температурами, слякотью. В горах, конечно, снег не растает, наоборот - нарастет. Но если снегопады будут очень обильными, автомобильные дороги могут оказаться временно перекрытыми из-за заносов. Поэтому люди спешат насладиться морозом и солнцем, ведь снег в Узбекистане - почти что чудо.
Только корреспонденты «Ферганы.Ру» позволяют себе отрешиться от заразительной атмосферы всеобщего праздника, царящей сейчас у ледяных катков и лыжных трасс, чтобы отойти от людской суеты в мир зимней природы, где господствует ошеломляющая тишина и блистают нетронутые покровы, расшитые голубыми узорами теней, змеящихся от древесных стволов и багровых скал.