Ложные слухи о надвигающемся землетрясении на несколько часов взволновали Ташкент
Фото © Сид Янышев
В четверг 9 февраля после полудня по Ташкенту стали стремительно распространяться слухи о том, что ожидается землетрясение силой более 8 баллов с эпицентром в столице Узбекистана. При этом делались ссылки на самые разнообразные источники: мнимые предупреждения, якобы поступающие с отдаленных сейсмостанций в Ферганской долине или пустыне Кызылкум, «предостережения» близких родственников или знакомых, работающих «в компетентных органах», «секретные телефонограммы», будто бы адресованные «сверху» в муниципальные органы.
К 16.30 местного времени молва уже называла точный срок катастрофы - ближайшие 3 часа. Корреспондентам агентства «Фергана.Ру», пытавшимся дозвониться в Институт сейсмологии, в справочной службе 09 сообщили, что звонков с подобными вопросами поступают тысячи, телефонные линии перегружены, сама справочная служба связалась с сейсмологами и получила однозначно успокоительный ответ.
Но жители Ташкента, многие из которых еще помнят разрушительные землетрясения 1966 и 1980 года продолжали испытывать тревогу. Опасения усилило то, что, согласно народной примете, перед подземными катаклизмами иногда наблюдаются аномалия погоды - неожиданное похолодание посреди лета или жаркие дни зимой. А накануне, 8 февраля, температура воздуха как раз достигла рекордного за последние сорок лет значения в +24 градуса.
С 17 до 19 часов в спальных районах и центре города многие жильцы многоэтажных домов дружно покинули свои квартиры вместе с детьми и домашними животными, заполонив дворы. Некоторые вынесли на улицу самое ценное - телевизоры. Продавцы магазинов и уличных ларьков продолжали обслуживать посетителей, при этом опасливо располагаясь ближе к крыльцу или выходу. Несмотря на мелкий, моросящий дождь как никогда полными оказались многочисленные уличные кафе, чайханы и шашлычные, чьи владельцы успели вынести столики на открытый воздух.
Надо отдать должное горожанам и муниципальным властям - паники не возникло. Государственные учреждения и транспорт в час пик продолжали работать в нормальном режиме. Милицейские автомобили и машины МЧС патрулировали улицы. Случаев мародерства или драк не наблюдалось, хотя были попытки хулиганства. Некоторые лихие владельцы дорогих автомобилей кружились по людным перекресткам, через динамики автомобильных стереосистем пытаясь имитировать «обращения к населению». Но как-то робко и в половину голоса, быстро скрываясь при приближении милиционеров.
Обстановка окончательно разрядилась после 20 часов вечера, когда в эфире местных радиостанций «Максима» и «Орият-FM», а потом в выпуске информационной телепередачи «Ахборот» прозвучало интервью директора Института сейсмологии Каххарбая Абдулабекова с заверениями, что слухи о возможном землетрясении в Ташкенте беспочвенны и никаких грозных предвестников стихии сейсмологи не отмечают. После этого люди стали расходиться по домам, походя строя многочисленные предположения уже о возможных источниках панических слухов, заставивших их на несколько часов прервать привычный ритм жизни. Высказывались мнения, что в панике могли быть заинтересованы криминальные элементы, и даже, что это была преднамеренная провокация неких сил, решивших провести своего рода эксперимент по влиянию на общество.
По мнению корреспондентов агентства «Фергана.Ру», тревожные часы, пережитые Ташкентом 8 февраля и их благополучный исход как нельзя лучше демонстрируют, какой силой обладает слово в современном мире и насколько общество доверяет средствам массовой информации.
А.Кудряшов, С.Янышев, П.Кравец (Ташкент)