Свобода постфактум. Уволенные узбекские журналисты обрушились на руководство радио «Свобода» с резкими обвинениями
«Все, кто увольняются с Радио Свобода, сразу начинают писать и говорить гадости о своей бывшей работе». Так прокомментировал прозвучавшие в четверг громкие выступления бывших сотрудников американской радиостанции один из ее нынешних журналистов. Сразу два обвинения в адрес руководства узбекской службы Радио «Свобода» прозвучали сегодня из Ташкента. Бывший шеф ташкентского бюро «Свободы» Рахматжан Кулдашев потребовал сегодня от своего бывшего руководства 20 тысяч долларов в качестве компенсации морального и физического вреда. А одновременно с этим еще один бывший ташкентский корреспондент «Свободы» Хусниддин Кутбиддинов разослал в редакции нескольких Интернет-изданий открытое письмо. В своем послании Х.Кутбиддинов обвинил руководство «Свободы» в подделывании голосов, фальсификации информационных источников и давлении на сотрудников.
Рахматжан Кулдашев работал корреспондентом узбекской службы «Свободы» с 1996 года, а в 2003 году он стал руководителем ее Ташкентского бюро. С его назначением многие связывали тогда новый этап в развитии узбекского вещания.
После андижанских событий мая 2005 года Р.Кулдашев неожиданно заболел и практически отошел от дел по руководству узбекским офисом. Несколько месяцев он лечился в Ташкенте, потом приехал в Москву, где ему была проведена сложная хирургическая операция. Перед возвращением в Ташкент Рахматжон Рахимович позвонил в московскую редакцию ИА «Фергана.Ру» и сообщил, что «до лучших времен намерен оставить журналистику» и «не будет лезть в политику», хотя совершенно не поддерживает нынешнюю власть в Узбекистане.
Сотрудники «Свободы» и журналисты, пишущие об Узбекистане, прекрасно помнят, что в свое время Кулдашев сам выступал от лица радиокомпании, защищая себя и «Свободу» от нечистоплотных обвинений. Летом 2004 года, когда нападки на американскую радиостанцию в Узбекистане только начались, в республиканской газете «Хуррият» было опубликовано открытое письмо, в котором бывший работник радиостанции Турсункул Астанакулов обвинил радиостанцию в однобокой подаче материалов. По его мнению, радиорепортажи «Озодлика» намеренно возбуждали недоверие к властям и законодательству Узбекистана. Рахматжан Кулдашев сам ответил на обвинения бывшего сотрудника и заявил, что Т.Астанакулов был уволен из-за своего непрофессионализма. По словам Кулдашева, бывший корреспондент «Озодлика» предлагал в эфир материалы, в которых факты не соответствовали действительности, а порой просто были подтасованы.
Неожиданное публичное заявление Кулдашева в Ташкенте удивило многих его коллег. Выступая на пресс-конференции в Ташкенте в четверг, 9 февраля 2006 года, Рахматжан Кулдашев заявил, что руководство узбекской службы и некоторые журналисты создали в узбекском бюро атмосферу диктатуры и попрания прав человека. Центральный офис «Свободы», находящийся в Праге, считает журналистов ташкентского бюро рабами, которых, использовав, безжалостно выгоняют с работы, заявил Кулдашев.
Он рассказал, что после десяти лет работы в ташкентском офисе радио "Свобода" он получил профессиональное заболевание и инвалидность. "Пока я находился в беспамятстве в институте Бурденко в Москве, я был уволен. При выходе из больницы мне не выплатили деньги, и отказались выплатить компенсацию за болезни. За мою честную работу на радио в конечном итоге я получил оскорбление и нищету", - сказал Кулдашев.
Вторым сегодня «отличился» бывший ташкентский корреспондент корреспондент «Свободы» Хусниддин Кутбиддинов, предложивший нескольким Интернет-изданиям свое открытое письмо руководству радиостанции «Озодлик». Он заявил, что хочет «раскрыть истинное лицо «Свободы», предупредить мировую общественность о деятельности радиостанции, прикрывающейся маской «демократии».
«За то время, что я работал на радио, мы журналисты, действуя в унисон с «испорченным мотором» «Озодлик», совершили множество противоправных действий», - пишет Х.Кутбиддинов. – «Я сам лично был участником ряда политических «игр», а иногда – и прямым исполнителем».
По словам Хуснитдина, в журналистах канала воспитывают оппозиционеров и заставляют их пропагандировать интересы антиправительственных сил», используя для этого подделку голосов и тайную запись телефонных разговоров.
Х.Кутбиддинов обвинил радио «Свобода» в том, что именно оно виновно в аресте и осуждении журналиста Насыра Зокира. «Даже узбекское правительство, на которое мы каждый день нападаем», - считает Х.Кутбиддинов, - «куда более гуманное».
Подобные громкие заявления уволенных с радио «Свобода» сотрудников звучат не впервые. Наиболее громкий скандал произошел в 2004 году, когда уволенный по сокращению штатов и в связи с реорганизацией Русской службы ведущий программы «Центральная Азия и Кавказ» Тенгиз Гудава обвинил руководство радио в том, что оно превратило «гениальную идею "Свободы" в зады тухлой российской пропаганды», заменив старых сотрудников-диссидентов на «гебистов».
Для того, чтобы хоть что-то понять в происходящем на радио «Свобода», мы обратились к постоянному ведущему одной из программ, директору Центра экстремальной журналистики Олегу Панфилову.
Фергана.Ру: - Олег, могли бы Вы прокомментировать происходящее? Кто здесь прав, а кто виноват?
Олег Панфилов: - За все время существования Радио "Свобода" было большое количество скандалов, когда бывшие сотрудники писали письма и обращения в свою защиту. Почти все они одинакового содержания и призыва "разобраться" с порядками на этой радиостанции.
Оговорюсь сразу: я являюсь автором и ведущим программы "Власть и пресса", поэтому мое мнение в какой-то степени можно расценить как предубеждение. Но как правозащитник и руководитель организации, занимающейся изучением ситуации с прессой, вынужден в очередной раз сказать о том, что мне ситуация представляется совершенно банальной.
Первое, что необходимо помнить, когда приходишь работать в СМИ, это контракт (трудовой договор), который подписывают все, и в котором оговариваются все нюансы возможных трений и конфликтов. Все остальные разговоры - про совесть, про цензуру и "нехорошие" задания к проблеме работы журналиста на Радио "Свобода" не относятся.
Есть и моральная сторона этих конфликтов, особенно когда люди пишут о том, что сейчас они "прозрели", выполняя "нехорошие" задания. А почему сейчас, а не тогда они протестовали? Почему, выполняя задания, они молчали, а сейчас об этом говорят?
В письме Хусниддина Кутбиддинова есть еще несколько деталей, которые вызывают тревогу: он называет много имен людей, не спросив у них разрешения. Значит ли это, что они поддерживают его точку зрения, или он решил прикрыться именами, чтобы выделить себя, не задумываясь над тем, что подставляет этих людей?
Все отношения между работодателем и исполнителем должны быть юридически обоснованными, и если радиостанция имеет претензии, которые противоречат контракту, то тогда надо подавать в суд. Но обиженные журналисты предпочитают распространять письма. И это, кстати, отличает не только Радио "Свобода", но и все СМИ, а также предприятия и учреждения, где есть свои правила и условия работы.
Фраза "куда же дальше направит Госдепартамент США во имя своих целей эту радиостанцию, погрязшую в групповщине и разврате?" вообще не выдерживает никакой критики: эти обвинения могут быть обращены против Кутбиддинова, если, конечно, результатом своего письма он видит не установление истины, а политический скандал.