Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Браконьерство на Арале может окончательно загубить рыбохозяйственную отрасль Узбекистана

10.05.2006 11:39 msk, Сергей Наумов

Интервью

Официально в Каракалпакстане рыболовные предприятия сдают 200 тонн рыбы в год. На самом деле рыбы вылавливается в три раза больше. При оптовой цене примерно в один доллар за килограмм и таких объемах лова в суверенной республике, входящей в состав Узбекистана, существует черный рынок с многомиллионным оборотом. Через несколько лет критическое уменьшение количества рыбы в Приаралье станет угрозой для продовольственной безопасности населения, уже и так живущего в зоне экологического бедствия. Не будет и былого биологического разнообразия. Об этом сегодня мы беседуем с Лидией Павловной Павловской - старшим научным сотрудником лаборатории экологии рыб Института биоэкологи Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана.

* * *

Фергана.Ру: - Лидия Павловна, прокомментируйте, пожалуйста, проблему сохранения рыбных запасов в Приаралье.

Лидия Павловская: - Что ж, проблема более чем актуальная. Есть моменты, которые можно объединить в один обширный комплекс кричащих проблем. Вопросы, касающиеся состояния природных ресурсов Каракалпакстана и их охраны в условиях экологической катастрофы, не только назрели, но уже давно перезрели. Решения их практически не видно.

В течение каких-то сорока лет загублено Аральское море с процветающей рыбной промышленностью. Люди уничтожили существовавшую систему охраны уникальной фауны рыб, а взамен ничего путного не создали.

Еще в советский период принимались решения и предпринимались действия в системе компенсационных мер. Из-за гибели Арала рыбопромысловые водоемы страдают от постоянного дефицита воды. И самое страшное то, что озера подвергаются бесконечному грабежу.

То, как в настоящее время эксплуатируются рыбопромысловые водоемы, можно назвать одним словом – беспредел. Все это не соответствует методам и принципам ведения рационального рыбного хозяйства: отсутствует база по производству малька для зарыбления озер, не проводится биомелиорация водоемов, нет надлежащей охраны, процветает браконьерство.

Фергана.Ру: - Но какие-то меры государством были предприняты?

Лидия Павловская: - Для наведения порядка в рыбном хозяйстве Кабинет Министров Республики Узбекистан принял постановления № 350 от 13 августа 2003 и № 508 от 28 октября 2004 г. На их основании все водоемы перешли в собственность предприятий-арендаторов с возложением на них определенных обязательств. В их числе: соблюдение природоохранного законодательства, обеспечение мер по сохранению и воспроизводству рыбных запасов. Четко было регламентировано ведение документации по уловам, транспортным средствам и реализации рыбы, и т.д. Однако практика показывает - хозяйствование на водоемах по-прежнему ведется так же, как и до приватизации.

Фергана.Ру: - И что получается в результате?

Лидия Павловская: - Рынки больших и малых городов в течение года завалены дорогостоящей рыбой (в массовом количестве - молодью, а также аральским усачом, включенным в Красную Книгу). Наблюдается форменный грабеж биоресурсов водоемов и оросительных каналов в период их перекрытия. Идет разбазаривание сырьевых рыбных ресурсов, с большим трудом восстанавливающихся в озерных системах. А ведь здесь, в условиях крайне нестабильного водного обеспечения, никакие биомелиоративные мероприятия практически не проводятся.

Создана целая отрасль теневой экономики, так как отсутствует реализация рыбы населению через магазины. Непонятна роль чиновников из властных структур, не выполняющих указанные постановления Кабмина. В роли сомнительного защитника фауны выступает Госкомприроды Каракалпакстана. Эта структура попустительствует открытому грабежу рыбных запасов, и совсем не собирается осуществлять надлежащие функции.

В республике отсутствуют предприятия по выращиванию мальков ценных пород рыб для пополнения фауны водоемов. Давно прекратил свое существование Нукусский рыбоводный завод, построенный для разведения аральского усача и осетровых пород рыб. В состоянии разрухи находится Муйнакский рыбхоз с Порлатауским рыбопитомником, созданные для разведения дальневосточного акклиматизанта – белого толстолобика.

Ученые Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана инициировали идею восстановления рыбопитомника за счет финансовых средств Международного Фонда спасения Арала (МФСА, руководитель Каракалпакского отделения - У.А. Аширбеков). Проект был одобрен, но на его осуществление не выделено ни тийина (одна сотая узбекского сума – прим.авт.).

Фергана.Ру: - Какие научные изыскания проводились или проводятся сегодня вашими коллегами?

Лидия Павловская: - Ихтиологи республики всегда были и остаются ярыми приверженцами сохранения уникальной фауны рыб Аральского моря и Амударьи. И приложили немало сил в этом направлении. Их деятельность многообразна и включает широкие гидрологические, гидрохимические, ихтиологические и другие изыскания. Ключевым звеном этих исследований является мониторинг биологического разнообразия рыб Южного Приаралья, служащий целям научной организации рыбного хозяйства.

Фергана.Ру: - Какие международные конвенции подписал Узбекистан и как они выполняются?

Лидия Павловская: - В 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию большинством стран мира была подписана Конвенция по биологическому разнообразию. В 1995 году она была ратифицирована и Узбекистаном в числе других 120 стран. Эта конвенция предусматривает сохранение разнообразия биологических ресурсов Земли и совместное обеспечение мер по их оптимальному использованию и сохранению. В Узбекистане даже начата реализация проекта по разработке Национальной стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия. Его поддержали Программа развития ООН и Глобальный экологический фонд.

Правительственным исполнительным агентом этого проекта является Государственный комитет по охране природы Республики Узбекистан. О том, как выполняется этот проект на региональном уровне, можно судить, в частности, по действиям Каракалпакского Госкомитета по природным ресурсам.

Фергана.Ру: - Вы говорили про озера, водоемы. А как обстоят дела на самой Амударье?

Лидия Павловская: - Река заслуживает особого внимания. Она всегда была под охраной, так как в нее мигрировали взрослые рыбы для размножения. Обратно шла молодь, формирующая сырьевые рыбные запасы в дельтовой зоне. Особенно это касалось аральского усача, аральского шипа, аральского леща, жереха, белого толстолобика, белого амура, белого амурского леща и др. Охране в реке также подлежали эндемики - большой и малый амударьинские лжелопатоносы.

С высыханием Аральского моря, зарегулированием Амударьи гидроузлами и снижением объема речных вод, поступающих в низовья, усач и шип исчезли. Дальневосточные акклиматизанты (белый толстолобик и др.) при наличии воды в подплотинной части русла скапливаются под Тахиаташской плотиной.

Из-за бездействия рыбоподъемных шлюзов, встроенных в плотину, рыба не может подняться наверх. Несмотря на 500-метровую охранную зону, где запрещена всякая хозяйственная деятельность, под Тахиаташским гидроузлом не прекращается постоянный лов, как на лодках, так и под открытыми затворами водосливного фронта плотины. Чтобы убедиться в этом, достаточно подъехать к поселку Чатлы на правом берегу реки, чтобы увидеть эту картину - вереницу автомашин покупателей, дожидающихся браконьерского улова. Открыто идет хищение народного достояния, на которое никто из власть имущих не обращает внимания.

Фергана.Ру: - Вы уже негативно отозвались о Госкомприроды Каракалпакстана. В чем суть Ваших претензий к этому государственному органу?

Лидия Павловская: - В описанной ситуации деятельность этого природоохранного ведомства совершенно неудовлетворительна. Не видно четкого отношения к вопросам охраны Амударьи, всей озерно-водной системы с ее природными богатствами. Совершенно недопустимо, что река отдана на откуп браконьерам.

Преступно, что отсутствуют территориальные подразделения рыбоохраны, как это раньше было принято на Амударье (например, на Сырдарье, на больших реках России имеются специальные инспекции по охране нижнего, среднего и верхнего участков русла).

Госкомприроды Каракалпакстана никак не проявляет себя в организации воспроизводства природных ресурсов. Например, в рыбном хозяйстве в советское время приобретение посадочного материала (икра, личинки и мальки рыб) рыбхозов и других заинтересованных организаций находилось в ведении рыбводов – органов, отвечающих за охрану и воспроизводство рыбных запасов в регионах.

Вряд ли сегодня можно ожидать рвения от Госкомприроды РК. В ведомстве специалистами считаются не профессионалы с дипломами специализированных учебных заведений, а агрономы, механизаторы и автодорожники. К слову сказать, недостаток квалифицированных кадров в области рыборазведения (и в целом рыбного хозяйства) ощущался всегда, хотя их подготовку можно вести в высших учебных заведениях нашей республики.

Фергана.Ру: - Вы обстоятельно раскритиковали всех и вся. Что необходимо сделать для того, чтобы спасти рыбную фауну Каракалпакстана?

Лидия Павловская: - Прежде всего, с большим уважением надо относиться к охране природных ресурсов. Целый ряд уникальных видов рыб аралоамударьинской фауны находится на грани исчезновения и нуждается в экстренной защите. Это возможно не только путем тщательной охраны еще сохранившихся мест их локализации, но и за счет искусственного разведения.

Чтобы сделать рыбохозяйственную отрасль республики рентабельной и процветающей, давно пора перейти от традиционной формы хозяйства - ловли рыбы - к созданию культурного рыбоводства (аквакультура). Для этого необходимо желание честно работать, умение и профессиональное мастерство, а уж потом финансовые средства.

Для создания рыбохозяйственных предприятий любой формы собственности в республике имеется благоприятная база естественных водоемов. Чтобы научиться работать, следует заняться серьезной подготовкой специалистов-профессионалов, а также использовать ранее накопленный богатый опыт рыборазведения. И главное, соблюдать законы и международные обязательства.

* * *

Павловская Лидия Павловна - старший научный сотрудник Института биоэкологии Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. За время работы в ККО АН Узбекистана - ответственный исполнитель региональных и ряда международных научных программ. Организатор и участник многолетних экспедиционных гидробиологических и экологических исследований в бассейне Аральского моря.