Имам Мухаммадрафик Камалов: «В Центральной Азии ведется неправильная политика отделения государства от религии»
Мухаммадрафик-кори Камалов - один из видных религиозных деятелей Кыргызстана. Вот уже двадцать два года он является имамом мечети в городе Карасуу - одной из самых больших мечетей Кыргызстана. Здесь пятничную молитву читают одновременно шесть тысяч человек. Имам Камалов - близкий родственник двух самых известных в Узбекистане религиозных деятелей, один из них – Мухаммади-кори был репрессирован узбекскими властями, а второй – Абдували-кори - безвестно пропал несколько лет тому назад в Ташкентском аэропорту, откуда он был должен вылететь на международную исламскую конференцию.
По узбекским телеканалам прошли сообщения, что Абдували-кори являлся духовным лидером ваххабитов и террористов, которые, якобы, совершили кровопролитие в Андижане 13 мая прошлого года. На одном из судебных заседаний, прошедших над участниками андижанских событий, обвиняемые признали, что их духовным лидером был Абдували-кори.
Недавно в единственном в мире издательстве священной книги мусульман - Корана, которое находится в Саудовской Аравии, был выпущен первый том «Толкований Корана», автором которого является Абдували-кори Мирзаев.
Фергана.Ру: - Уважаемый Мухаммадрафик-кори, как известно, Абдували-кори безвестно пропал десять лет тому назад. А в этом году в Саудовской Аравии был издан первый том его «Толкования Корана». Как это стало возможным? Человек пропал более десяти лет тому назад и вдруг его книга, да еще изданная за рубежом, появляется в продаже?
Мухаммадрафик-кори: - Эта книга издана на основе текстов пятничных проповедей, которые в свое время читал Абдували-кори. В городе Медина в Саудовской Аравии находится единственное издательство Святого Корана. При издательстве работает совет улемов (религиозных ученых). Одним из членов этого совета является Рахматулло-кори, узбек по происхождению. Он сам родился и вырос в Саудовской Аравии. Этот человек был одним из поклонников Абдували-кори. Он собирал все пятничные проповеди Абдували-кори. В Узбекистане специально делали эти записи и отправляли в Саудовскую Аравию. Совет улемов одобрил предложение издать эти материалы, первый том «Толкования Корана» вышел в свет очень большим тиражом на узбекском языке. Это книга уже стала своеобразным бестселлером. Его читают узбеки в Америке, в Европе… В Турции с согласия родственников Абдували-кори эту книгу готовят второму изданию. Почему эта книга имеет такой успех? Да потому что Абдували-кори толковал Коран, так как есть на самом деле, а не в угоду узбекским властям или каким-то политическим силам.
Фергана.Ру: - Недавно по узбекскому телевидению показали судебный процесс над участниками андижанских событий. Подсудимые признали, что, слушая проповеди Абдували-кори, записанные на магнитные ленты, они решили стать террористами. Они признали, что духовным отцом всех террористов на территории Узбекистана является Абдували-кори. Ваши комментарии по этому поводу?
Мухаммадрафик-кори: - Мы, родственники Абдували-кори, не судим этих людей, которые дали такие показания. Вместо них любой другой человек тоже дал бы такие показания. Потому что все суды над верующими в Узбекистане проходят по одному сценарию. Каждый подсудимый своими признаниями должен вынести сам себе приговор и одновременно покаяться, выражая благодарность президенту Узбекистана, за то, что «он открыл им глаза и направил на правильный путь». Что и кто заставляет их давать такие ложные показания, даже против самого себя, знает весь мир. Они вынуждены это делать, чтобы сохранить жизнь и покой своим близким. И мы все это понимаем.
Фергана.Ру: - Последние годы в Узбекистане активно велась борьба против партии «Хизб-ут тахрир», «вахабизма» и движения «Акромия». Узбекские власти объявили нескольких известных богословов духовными лидерами этих течений, в том числе и Абдували-кори, который безвестно пропал несколько лет тому назад и ёще одного известного богослова Ферганской долины - Мухаммади-кори, который умер в тюрьме. Почему узбекские власти до сих пор боятся этих людей?
Мухаммадрафик-кори: : Абдували-кори был честным богословом. Это было признано всеми известными мусульманскими богословами мира. Пророк Мухаммед (мир ему) говорил: «Богословы - доверенные люди Аллаха на земле. Они должны честно и без каких-либо искажений донести людям Божий закон». Абдували-кори безоговорочно выполнял этот завет пророка. Мухаммади-кори четырежды был осужден. После четвертого ареста суд приговорил его к трем годам лишения свободы. Но через год он погиб в тюрьме. Когда Мухаммади-кори арестовали в четвертый раз, из машины его багажника, якобы, извлекли 500 граммов опиума и 7 патронов для пистолета. Даже в самые смутные времена против духовенства, по-моему, не велось такой грязной войны, не было такой клеветы. Власти до сих пор боятся этих людей, потому что и Абдували-кори и Мухаммади-кори не шли против Аллаха, не хотели комментировать Коран и заветы пророка согласно политике узбекских властей, которые требовали от них именно этого. Они не превратили мечеть в агитационно-пропагандистскую организацию узбекского режима, как делали это другие имамы. А политика, проводимая в Узбекистане, не терпит никакого вольнодумства, и особенно религиозного. Абдували-кори и Мухаммади-кори не были ни «хизбутовцами», ни ваххабитами, ни акромистами. Более того: Абдували-кори был первым человеком, который выступил против идей «Хизб-ут тахрир». Об этом знают все богословы, силовые структуры и даже самое высшее руководство Узбекистана. Если в свое время они прислушались бы к советам Абдували-кори, можно было бы избежать такого массового распространения и популярности идеологии «Хизб-ут тахрир» в Центральной Азии.
Фергана.Ру: - Уважаемый Мухаммадрафик-кори, известно то, что Абдували-кори приехал в Ташкентский аэропорт для вылета в Лондон. После этого никто его не видел. В Центральной Азии практически все знают об этом событии, но неизвестно что было потом. Велся ли розыск известного богослова? Что говорили власти?
Мухаммадрафик-кори: - Абдували Мирзаев прошел регистрацию в аэропорту. Но на самолет он не попал. Когда родственники Абдували-кори обратились по этому поводу к властям Узбекистана, ответ силовых структур был шокирующим. Нам сказали: «Мы не знаем, куда пропал ваш родственник. Может быть, его украли рэкетиры». Что это за государство, которое не может защитить человека, прошедшего регистрацию международном аэропорту и находящегося в зоне вылета? Как эти рэкетиры прошли таможенный, пограничный контроль и каким образом они вывели человека? Какой человек поверит этой сказке? Нам ясно одно. Абдували-кори был арестован, и рано или поздно, но это будет доказано. Для этого нужно еще время.
Фергана.Ру: - После этого родственники не предприняли никаких действий?
Мухаммадрафик-кори: Родственники Абдували-кори подали исковое заявление в суд против МВД Узбекистана. После чего тогдашний министр внутренних дел Закир Алматов вызвал сына Абдували-кори. Он сказал: « Я клянусь здоровьем и жизнью своих четырех детей, что я и моя организация не имеем никакого отношения исчезновению твоего отца. Твой отец в самый трудный момент помог узбекскому государству, помог лично мне и многим другим людям из силовых структур. Это было в начале 90-годов в Намангане. Тогда люди Тахира Юлдашева захватили здание Наманганской обладминистрации. Твой отец вел переговоры с Тахиром Юлдашевым и через несколько часов без никаких условий он освободил здание от захватчиков. Он этим спас мою карьеру. Спас саму власть». Так сказал Закир Алматов, бывший министр внутренних дел Узбекистана. Не верить словам бывшего министра невозможно, потому что, как говорил сын Абдували-кори, он был искренним и было видно, что говорит правду. Возможно, в деле Абдували-кори замешаны другие структуры. Также у него были и завистники среди богословов, которые были близки властям, но не имели такого авторитета как он. А зависть - самая страшная черта человека. Завистники готовы на все подлости и гадости.
Фергана.Ру: - И последний вопрос, который не касается нашей сегодняшней темы. 13 мая - годовщина андижанских событий. Как бы Вы прокомментировали эти события спустя год?
Мухаммадрафик-кори: - В Центральной Азии ведется неправильная политика отделения религии от государства. Это, наверно, понимают и сами политики, но признаться в этом у них не хватает политической воли. Восемьдесят процентов населения Центральной Азии - мусульмане. И испокон веков известно, что самые религиозные люди живут в Центральной Азии. Политика отделения религии от государства сама провоцирует появление различных радикальных религиозных течений, так как сторонники фундаментального ислама находятся вне политики. У них нет административных или же финансовых ресурсов противостояния радикализму. Во вторых, многие духовные лидеры находятся под давлением и наблюдением властей и в связи с этим не имеют возможности пропагандировать чистый ислам. Они вынуждены свои проповеди вести согласно установке и политики государства. Это вызывает недовольство среди мусульман. А недовольство всегда играет на руку радикальным течениям.