В Узбекистане начался массовый вывоз горожан на сбор хлопка-сырца
Как сообщает Uzmetronom.com, 11 сентября начался массовый вывоз на уборку хлопка школьников, студентов и служащих Ташкента и Ташкентской области.
Примечательно, что к сбору хлопка столичных жителей в последние годы старались не привлекать. Чего не скажешь о регионах, особенно – кишлаках: здесь к сбору хлопка ежегодно привлекается все более-менее трудоспособное население. Школьники всю осень проводят не за партами, а на полях; сами школы практически не выполняют своего предназначения, а переоборудуются под жилье для прибывших из городов на сбор хлопка студентов вузов и учащихся средних учебных заведений.
В этом году не повезло и жителям узбекской столицы. Причем массовому вывозу на сбор хлопка подверглись не только студенты, но и служащие государственных организаций. В целом по стране численность граждан, насильственно привлекаемых к уборке хлопка (большая часть из которых - дети), составляет, по данным Uzmetronom.com, три миллиона человек. Официальные данные по этому вопросу отсутствуют.
Рассказывает одна из жительниц Ташкента, служащая бюджетной организации, Анжела:
- Хлопковая кампания у нас набирает обороты. По-моему, год от года дела в хлопководстве (и не только в нем) идут все хуже. Когда я ездила в Ахангаран, видела хлопковые поля с очень низкими кустиками и малым количеством хлопка. Поэтому в области настоящий аврал, всех гонят на сбор по типу "Все ушли на фронт". От нашей конторы потребовали выделить пятьдесят человек. В этих условиях никто уже не будет делать разницы между женщинами и мужчинами, больными и здоровыми. Альтернатива - заплатить для найма сборщиков, но пока называются такие суммы, которые просто неприемлемы: 50 тысяч сумов, а это половина того, что я получаю в месяц. Думаю, эту сумму в итоге уменьшат, часть денег выделит организация, а кто не захочет платить - поедет на поля. Один парень в нашей конторе - из Сурхандарьи. Он рассказал, что там в школе на следующий день после первого звонка всех, включая первоклассников, выгнали на поле.
До конца хлопкоуборочного сезона и дети, и взрослые живут в антисанитарных условиях, пьют арычную воду, едят продукты весьма сомнительного качества и происхождения. Причем по возвращении домой многие студенты узнают, что остались без стипендии или должны выплатить долг, якобы накопившийся за невыполнение установленных дневных норм по сбору хлопка. «Мы же вас кормили-поили, а свою еду вы не отработали», - таков аргумент руководства вузов. При этом большинство привлекающихся к сбору хлопка людей уверены, что требуемые с них дневные нормы честным образом не собрать. Многим приходится идти на всяческие ухищрения: подкупать весовщиков или преподавателей, приобретать необходимое количество хлопка у дехкан и тому подобное.
Следует отметить, что еще в начале девяностых годов президент Узбекистана Ислам Каримов публично осудил советскую власть, заставлявшую узбекских детей месяцами сгибать спины на хлопковых полях вместо того, чтобы учиться в школах. И объявил, что отныне новая власть независимого Узбекистана предоставит детям все возможности для полноценной учебы, а хлопок, как и положено, будут собирать те, кто его вырастил. Напомним, в восьмой статье «Закона об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан», принятом 20 ноября 1991 года, сказано, что «не допускается привлечение учащихся и студентов к общественному производству во время учебного процесса, за исключением случаев, когда такая работа соответствует избранной ими специальности и является формой учебно-производственной практики, либо случаев добровольного коллективного или индивидуального труда учащихся и студентов в свободное от учебы время. Указанная трудовая деятельность допускается при наличии надлежащим образом оформленного договора в соответствии с трудовым или гражданским законодательством». А «любые подзаконные акты, противоречащие настоящему Закону, являются не действительными полностью или в соответствующей части с момента их принятия…» Контроль за реализацией настоящего Закона, согласно статье 20-й, возложен на Олий Мажлис (парламент) Узбекистана и Кенгаши (советы) народных депутатов и соответствующие государственные органы. Тем не менее, вопреки букве Закона, школьники и студенты ежегодно уже в августе начинают готовиться к предстоящему хлопковому сезону, добывая медицинские справки об освобождении от сельхозработ или занимаясь поисками раскладушек и приобретением консервов.
А вот таджикским школьникам повезло: отныне к сбору хлопка они привлекаться не будут. Об этом вчера, 12 сентября, заявил президент Таджикистана Эмомали Рахмонов на рабочем совещании правительства в Душанбе.