Демократические ценности или экономический прагматизм? Санкции ЕС в отношении Узбекистана могут быть как отменены, так и ужесточены
В течение последних месяцев представительные делегации Европейского Союза неоднократно посещали Узбекистан. Все эти визиты были тайными: ни один из них вообще не освещался на страницах узбекистанской печати, а европейские СМИ упоминали о них лишь вскользь, не располагая подробной информацией о проходивших переговорах. Их результатом станут выводы, которые будут обнародованы на заседании Совета министров иностранных дел Европейского Союза 13-14 ноября в Брюсселе.
На повестке дня главный вопрос: останутся в силе или будут ли пересмотрены санкции в отношении Узбекистана. Напомним, ЕС наложил ограничения на сотрудничество в области военной торговли с этой страной и запретил въезд в Европу двенадцати высшим ташкентским чиновникам, выражая таким образом свою позицию по жестокому подавлению антиправительственного восстания в Андижане в мае 2005 года.
Вашингтон и Брюссель приостановили контакты с Узбекистаном на высшем уровне после того, как очевидцы Андижанских событий, а также журналисты и правозащитники сообщили о гибели под огнем правительственных войск сотен мужчин, женщин и детей.
В середине октября опальную страну посетила делегация Комитета по правам человека парламента Германии, которую возглавлял Холгер Хайбах (Holger Haibach). В интервью Uznews.net Хайбах заявил, что он не видит улучшения ситуации с правами человека после Андижанских событий, и будет рекомендовать сохранить режим санкций в отношении Узбекистана. «Санкции должны быть отменены не тогда, когда правительство Узбекистана пообещает улучшить ситуацию с правами человека, а когда мы увидим серьезные, значительные изменения с положением прав человека в стране», - сказал Холгер Хайбах в интервью Uznews.net после возвращения из Ташкента в Берлин.
По словам Хайбаха, члены делегации лично удостоверились в том, Узбекистан не смог достичь никаких улучшений с правами человека со времени событий в Андижане мая 2005 года. И даже видели, как представители спецслужб Узбекистана следят за местными правозащитниками. В таких условиях, по мнению Хайбаха, правительство Узбекистана должно понять, что близкие отношения с Германией для них будут возможны только при выполнении ряда рекомендаций, которые в ходе визита они направили представителям узбекских властей.
В числе этих рекомендаций остается проведение международного расследования «андижанских событий» мая 2005 года. Без расследования, по словам Хайбаха, на близость с Германией Узбекистан надеяться не может. Однако независимые эксперты полагают, что разменной монетой в вопросе о санкциях вероятнее всего станут не гуманитарные, а экономические проблемы.
Пресс-секретарь Верховного комиссара ЕС по внешней политике Кристина Галлах говорит, что позитивных изменений Евросоюз в Узбекистане пока не увидел. «Мы оцениваем ситуацию, но я вынуждена сказать, что мы не видим того, что ожидали увидеть к этому сроку», - сказала Кристина Галлах (Cristina Gallach) в интервью Uznews.net. Тем не менее, по словам пресс-секретаря Соланы, у Евросоюза есть устойчивый интерес развивать свое присутствие в регионе Центральной Азии. С этой целью в начале этого месяца Хавьер Солана назначил нового представителя ЕС по странам Пьера Мореля, функции и задачи которого немного отличаются от его предшественника.
На прошлой неделе в Ташкенте побывала представительная делегация из Европейского Союза, возглавляемая специальным представителем ЕС по странам Центральной Азии Пьером Морелем (Pierre Morel), который, в частности, встречался с министром иностранных дел Узбекистана Владимиром Норовым.
Как сообщает Uzmetronom.com, условия, которые выставил европейским партнерам Узбекистан, соглашаясь приступить к переговорам, отнюдь не являются секретом: «не трогать» ситуацию с правами человека в Узбекистане, забыть об Андижанских событиях и реакции на них официальных структур этой страны, а также забыть о списке из 12 узбекских должностных лиц, которым запрещен въезд в страны Евросоюза под угрозой судебных преследований.
По мнению независимого ташкентского журналиста и эксперта Сергея Ежкова, Европа будет вынуждена принять все условия Узбекистана, несмотря на отсутствие в этой стране изменений в области защиты демократических свобод. «Европа панически боится усиления влияния в регионе [Центральной Азии] России, Китая и Ирана, а потому готова на любые условия присутствия. Власти Узбекистана тоже оказываются в выигрыше, поскольку выводят страну из ограниченной политической изоляции со всеми вытекающими отсюда позитивными последствиями: Узбекистану нужны европейские инвестиции, европейский капитал и европейские мозги», - говорит Ежков.
Практическая заинтересованность Европы в сотрудничестве с Узбекистаном тоже прозрачна. Спустя год после Андижана многие геоэкономические векторы существенно изменили направление. Поняв, что в области поставок энергоносителей Россия будет преследовать исключительно собственные выгоды, Евросоюз станет искать возможности диверсификации источников поступления нефти и газа.
Завеса тайны, которая окружает переговоры ЕС и Узбекистана, объясняется тем, что ни одна из договаривающихся сторон не намерена преждевременно раскрывать свои карты перед Москвой. Европа боится «путинского газового монополизма» и лавирует в преддверии подписания энергетического соглашения с Россией. Несмотря на то, что в прошлом году Россия стала «самым стратегическим» партнером Узбекистана, Ташкент также старается не посвящать Кремль в свои планы на сближение с Европой.