Памятник археологии в Шымкенте может оказаться навсегда утраченным для потомков
Впрочем, история городища, а точнее той части, где когда-то располагался военный гарнизон, всегда была богата недоразумениями. Власть менялась, а вместе с ней менялись настроения в обществе, перекраивались сферы влияния. Однажды рядом с городищем решили построить базар. Это вызвало у части населения недовольство и массу нареканий. Но в конце девяностых годов прошлого века руководители города сделали все, чтобы торжище все-таки заработало. Было отмечено, что «добро» на использование под базар территории, прилегающей к городищу, министерство культуры дало с учетом Закона «Об охране историко-культурного наследия», поставив при этом условие, что арендная плата будет перечисляться на «музеефикацию» исторического ядра городища Шымкент. Условие было выполнено: за все время существования рынка на нужды городища было перечислено аж 50 тысяч тенге ($1=125 тенге). Этих денег по тому времени хватило бы на содержание лишь нескольких рабочих, ни о какой музеефикации речи и быть не могло, ведь это - дело дорогостоящее. Так что базар вскоре убрали, при этом не обошлось без акций протеста и скандалов.
В 2005 году постановлением акима (главы администрации) области охраняемая зона была подведена аккурат под основание городища. А о том, что вокруг памятника существует еще пятидесятиметровая зона охраны, тогда никто не вспомнил. И началась раздача земельных актов под строительство. Потом власть спохватилась. И теперь уже экс-акима города Галымжан Жумжаев, нагрянув на объект, поразился масштабам застройки и дал указание разобраться с незаконными застройщиками. Тогда была озвучена мысль, что археологические раскопки на городище должны дать исчерпывающий ответ на вопрос «сколько же лет Шымкенту». Сейчас есть все основания считать, что нашему городу не менее двух тысяч лет. Таковы данные исследований. Между тем, имея на руках такой козырь, власть, которая смогла решить вопрос с незаконными застройками на бульваре Кунаева и «сломала» базаркомов, бессильно разводит руками, когда речь заходит о памятнике многовековой истории. Памятнике, который вкупе с другими значительными историческими комплексами может и должен стать частью туристического кластера Казахстана.
Попытки «облагородить» место бывшего рынка предпринимались уже несколько раз. Затрачивались немалые средства, а результат не радовал: разбитая там парковая зона не привлекает и самих горожан, не говоря уж об иностранных туристах. Ведь они, прежде всего, ищут в памятниках истории их самобытность, а не урбанизированную современность под «ретро».
Может, стоит прислушаться к предложению жителей, которым небезразлична судьба исторического и культурного наследия, советующих организовать мероприятия в честь 2000-летия Шымкента? Под такую дату можно «пробить» средства на сохранение городища и «выбить» столь необходимый памятнику статус.
Стоит отметить, что Южно-Казахстанская область (ЮКО) – регион богатый. И ценен не только хлопком, гораздо более значимые ценности юга нашей страны кроются в памятниках археологии и культуры, список которых в последнее время значительно вырос. Так, по данным на 1994 год, в своде памятников ЮКО было зарегистрировано 807 памятников археологии, градостроительства и культуры. Но археологические исследования, проведенные Международным Казахско-турецким университетом имени Ахмета Ясави в последние годы, увеличили список в несколько раз: оказалось, что 807 учтенных памятников – лишь малая часть того, что необходимо охранять и беречь.
Специалисты по охране историко-культурного наследия есть в управлении культуры каждого района ЮКО. Однако десятки памятных мест и строений ежегодно разрушаются и приходят в упадок. Понятно, что к каждому зданию, памятнику археологии, культуры сторожа не приставишь. Но ведь, как раньше, так и сейчас охрану объектов наследия регулирует нормативно-правовое законодательство. Как это происходит на деле и защищает ли оно памятники старины - то, за счет чего процветает мировой туризм, – другой вопрос.
Но ведь что-то же делается Управлением культуры и отделом по сохранению памятников историко-культурного наследия? Этот вопрос мы адресовали начальнику соответствующего отдела Управления Александру Николаевичу Грищенко. По его словам, «определенная работа проводится». И не только областным управлением, но и министерством культуры, которое является «главным уполномоченным органом по охране историко-культурного наследия». Так, сейчас проводится большая работа по переутверждению свода памятников. Имеющийся сегодня свод был утвержден еще в советское время, в 1982-1983 годах. Тогда по Шымкенту насчитали и внесли в свод 26 объектов, которые нуждаются в охране.
Юридически постановление советского горисполкома не отменено, и если акимат (администрация) не отменял его – значит, оно действует. Но часто, особенно в процессе судебных разбирательств, приходится сталкиваться с тем, что решение советского горисполкома не принимается в расчет. И дела проигрываются на том основании, что документ был принят в государстве, которого уже нет. На этом основании было проиграно, к примеру, дело, касающееся застроек возле Никольского собора в парке Кен-баба. К счастью, позже Никольский собор решением тогдашнего акима области Болата Жылкышиева был все же внесен в свод и его признали памятником истории и архитектуры. Однако и теперь к памятнику, который имеет историческое значение, нет подъездов даже для пожарных машин...
Сегодня назрела острая необходимость дополнить свод памятников, утвержденный в 1983 году, новыми данными и переутвердить его. Кто это должен сделать? В советское время существовали организации, которые стояли на защите памятников, была соответствующая законодательная база. В систему по охране памятников входило министерство, которое имело в регионах инспекции, обладавшие, в свою очередь, функциями предупредительного характера. Они были вправе готовить предписания и представления, выдавать предупреждения, если имелись нарушения в области законодательства, проводить архитектурно-охранные исследования.
Сейчас органы охраны представлены правительством Казахстана, уполномоченным министерством и местными исполнительными органами. Делается попытка создать областную комиссию по охране памятников, работа которой была бы направлена на сохранение и изучение памятников, находящихся на территории ЮКО. Но занести какой-нибудь архитектурный или археологический памятник в свод – большой труд, который основывается на заключении экспертов, специалистов в этой области. Тем не менее, в 1994 году ЮКО стала единственным регионом, который издал свой свод памятников. С тех пор прошло двенадцать лет, но на вошедших в список памятниках так и не появились таблички, которые заставили бы общественность, предпринимателей с трепетом относиться к памятникам археологии и культуры. Справедливости ради, стоит отметить, что в свое время часть памятников имела таблички, но добытчики цветного металла их «конфисковали». Восстановить же таблички негде - последний литейный цех в городе давно закрыт.
Не имеет опознавательных знаков, которые говорили бы об археологической и исторической ценности, и главная гордость всех чимкентцев – древнее городище. Может, поэтому оно и продолжает так варварски застраиваться частниками и предпринимателями.