Многоженство в Кыргызстане: «за» и «против»
Как мы уже сообщали, в ближайшее время парламент Киргизии рассмотрит вопрос об отмене уголовного наказания за многоженство. Сегодня в редакцию ИА «Фергана.Ру» поступила статья, написанная лидером неправительственной организации «Право и Люди» Сартбаем Жайчибековым, посвященная последней инициативе по отмене уголовного наказания за многоженство. Мы предлагаем нашим читателям эту статью С.Жайчибекова.
Быть или не быть многоженству? Готово ли наше общество на этот шаг?
Многоженство существовало, и будет существовать всегда. В мусульманских странах многоженство имеет законодательную основу, когда религиозные лидеры руководствуются канонами Корана.
В Кыргызстане в большинстве случаев не руководствуются ни канонами Корана, ни принципами гуманности, ни [светскими] законами. С одной стороны, я против многоженства, но никто не силах остановить эту тенденцию. Оно процветает как подснежник после зимы, и только для благополучия мошенников, беспринципных донжуанов. В конечном итоге остаются униженными, оскорбленными, обманутыми, бесправными на всю жизнь женщины, а вместе с ними - их дети. Правовой беспредел загоняет бедную женщину и ее детей в безысходность и отчаяние. В настоящее время сплошь и рядом нарушается гражданское право женщин. Многие мужчины уклоняются от уголовной ответственности за свои преступления, оставаясь безнаказанными, оставляя женщин бесправными рабами ситуации.
По меркам мусульманской религии каждый человек должен иметь согласие первой жены, когда берет вторую. С получением этого согласия мужчина получает законную основу для брака со второй женой. Заключение брака на подобной основе предоставляет второй жене законные права на защиту ее интересов. При этом на вступивших в брак будет лежать [дополнительная] гражданская и уголовная ответственность.
В настоящее время ситуация с многоженством в Кыргызстане складывается следующим образом:
1. Мужчины, у которых есть деньги, предлагают женщине квартиру, одежду, машину или мошенничеством добиваются своего, имея две, три, а иногда и больше жен. Об этом не знает никто кроме местного муллы. Постепенно рождаются дети, а женщина, не имея законных прав, не может претендовать на что-либо, а тем более жаловаться на незаконного мужа.
2. У кого нет денег - обманывают, завлекают, насилуют, угрожают, избивают и получают согласие женщины быть второй женой и мулла тайно совершает обряд мусульманского бракосочетания.
В обоих перечисленных случаях не наступает ни гражданская, ни уголовная ответственность жениха/мужа. В обоих, случаях частично виноваты родители или родственники женщины, ставшей второй женой. Они предпочитают не слушать таких позорных слов как «токол» («опозоренная», «незаконная»), внебрачный ребенок («арам сийдик») и.т.д. Поэтому они всеми средствами скрывают многоженство сына.
По истечении определенного времени, в большинстве случаев, муж бросает вторую жену. Всю оставшуюся жизнь эти женщины теряют надежду на лучшую жизнь, они становятся психологически подавленными, беспомощными, озлобленными, теряют рассудок, бесконтрольными остаются их дети.
Не имея законных прав, эти женщины и их дети бесправны во всем:
1. В гражданском порядке они не могут претендовать на наследство, на недвижимость; в случае непредвиденных обстоятельствах (болезнь, инвалидность и.т.д.) теряют право на получение материальной и моральной поддержки, теряют право на получение от незаконного мужа алиментов на содержание; незаконнорожденные дети, как и матери, почти бесправны, не зная своих родственников, теряют родственную связь. Для того, чтобы ребенку отстоять выше указанные права, необходимо пройти многолетние судебные тяжбы, что может сломать психику ребенка.
2. В уголовном порядке женщины становятся жертвами обмана, мошенничества, насилия.
Вследствие этого я прихожу к выводу, что, прежде, чем принять «Закон о многоженстве», необходимо пересмотреть и внести изменение в гражданский кодекс, уголовный кодекс, и Кодекс о Семье».
Регистрации брака в мечети должны автоматически сопровождаться официальной регистрацией в ЗАГСе, что заставит мужчину и его родственников думать об ответственности перед женщиной и ребенком.
Р.S. На практике известны случаи, когда некоторые родители женили своего сына по пять и более раз. Каждый брак при этом сопровождался обманом, мошенничеством, угрозами, изнасилованием и.т.д. Наши защитники закона «О многоженстве» рискуют сломать жизни многих молодых девушек, нарушают общечеловеческие ценности, и самое главное, устои семьи и мораль. Я против многоженства и считаю, что с изменением одной статьи Уголовного Кодекса, которое может дать право на многоженство, общество постепенно будет терять свои ценности и мораль, и не известно кто защитит вышеуказанные права женщин и ее детей.
Я за многоженство, если все права женщины и ребенка будут охраняться законом.