К ХХ Халк Маслахаты: Туркменские дайхане ждут перемен, но пока остаются без доходов
Не секрет, что сельское хозяйство в Туркменистане в упадке. На низкую долю плодородных пахотных земель – всего около 2% от всей площади территории государства – приходится посев и выращивание десятков видов сельхозкультур. Это - зерновые и хлопчатник, рис и бахчевые, овощи и фрукты.
Как отмечают независимые эксперты, ресурсы земли уже истощаются. Растут плановые обязательства, а урожайность падает. Яркий пример тому - невыполнение за последние семь лет - с 2000 по 2006 годы - даже 50% государственного заказа по сбору хлопка-сырца.
- Одним из самых слабых мест в экономических отношениях государства и села было и остается отсутствие обязательств по своевременным выплатам кредитов и доходов дайханам (фермерам) и арендаторам. Не получили сельчане от банков кредиты под новый урожай 2007-го года накануне весенне-полевых работ. До сих пор не выплачены годовые доходы за сданный государству урожай хлопка - «белого сырца» - за 2005-й и 2006-й годы, - заявляет экономист-аграрий одного из хозяйства Лебапского велаята (области) Мердан Бяшимов (фамилия изменена).
- Не получили еще мы, дайхане, годовой доход за поставленные государству тонны хлопка-сырца за 2005-й год. Не говоря уже о 2006-ом. И как скоро банки рассчитаются с арендаторами – неизвестно. А деньги нужны сейчас – время не ждет. Уже – начало сезона весенних полевых работ, - говорит арендатор дайханского объединения Фарабского этрапа Лебапского велаята Мухаммед Джоракулыев (фамилия изменена).
- Как нам вести посевную кампанию? Банки кредиты не выдают. А без наличных денег мы ничего не можем сделать. Чтобы осуществить вспашку пахотных земель, надо нанимать трактор. Нет денег, чтобы оплатить наем трактора, чтобы оплатить полив наших гектаров, чтобы закупить минеральные удобрения, - делится своими проблемами арендатор Саятского этрапа Лебапского велаята Овез Реджебов (фамилия изменена).
Не случайно новый избранный Президент Туркменистана инициировал целый пакет реформ в сфере сельского хозяйства. Кардинальных перемен ждут туркменистанцы от предстоящего Всетуркменского форума - ХХ Халк Маслахаты (Народного собрания), который должен состояться 30-го марта 2007-го года.
- И потому в первую очередь на всенародное обсуждение вынесены проекты новых законов, которые должны в корне изменить жизнь на селе. Это проекты законов «Об арчинах», «О дайханских объединениях» и «О дайханском хозяйстве». На первый взгляд, предложенные проекты законов как бы несут в себе некоторую долю новизны и новаторства. Но, вчитываясь в них глубже, можно заметить дублирование советского колхозного устройства жизни на селе только лишь с национальным акцентом, - отмечает аналитик Зайна Таирова (фамилия изменена).
И хотя министр сельского хозяйства Туркменистана Э.Оразгельдиев докладывает президенту страны К.Бердымухаммедову об успешном ходе весенне-полевых работ, о начавшемся севе хлопчатника и благополучном ходе сельхозработ, но все это – «чистой воды фальсификация», и «очередное пускание пыли в глаза», - отмечают специалисты-аграрии.
Что же на самом деле происходит сегодня в селах? Земледельцы на свои собственные деньги заказывают трактора, которых, кстати, критически не хватает на все дайханские объединения Лебапского велаята.
- Арендаторы оплачивают вспашку хлопковых клиньев, оплачивают услуги тракториста. Также на свои сбережения из семейного бюджета арендаторы закупают минеральные удобрения – подкормку для почвы. Оплачивают полив полей. Все делают на свои деньги, - комментирует ситуацию один из агрономов дайханского объединения Фарабского этрапа.
И пока государство не выполнит свои обязательства перед арендаторами, не выплатит годовой доход за сданный урожай прошлого и позапрошлого годов, не может быть и речи о работе новых законов на селе. А также – о социальной защите конкретно каждого сельского жителя.
- Реформы заявлены не только в аграрном секторе страны, но и в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Почти все важнейшие сферы жизнедеятельности государства требуют переделки и переустройства. Безвременно ушедший «Бейик (великий)» Туркменбаши оставил страну с несовершенным, мягко сказать, государственным устройством, - заявляет эксперт-правовед Юсуп Таджиев (фамилия изменена).
Туркменистан все-таки в большей степени - аграрно-промышленная страна. Реанимировать сельское хозяйство программами «Новое село», «Зерно» пытался в свою бытность и Туркменбаши. Состоялась ли их реализация – вот в чем вопрос? И заработают ли новые законы на селе?