Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Пакистанская газета «Dawn»: «Игра для узбекских боевиков в Зоне племен закончена»

05.04.2007 13:20 msk, Исмаил Хан. Dawn

Терроризм Узбекистан
Пакистанская газета «Dawn»: «Игра для узбекских боевиков в Зоне племен закончена»

Лидер ИДУ Тахир Юлдашев. Кадр из видеообращения

Становятся известны подробности довольно темной истории пребывания групп узбекских боевиков под предводительством «узбекского террориста номер один» Тахира Юлдашева в Пакистане. Сведения о том, что воевавшие ранее на стороне талибов, «антикаримовские» отряды из Узбекистана нашли приют в так называемой Зоне племен, расположенной на границе Афганистана и Пакистана, просачивались в прессу давно. Однако только сегодня мы получаем хотя бы поверхностное представление о том, как жили узбекские боевики в Пакистане и в чем причина крупных боестолкновений, идущих в этом регионе уже целый месяц, и чей «час сегодня пробил». Мы предлагаем читателям перевод статьи, опубликованной накануне в англоязычной газете Пакистана «Dawn» («The game is up for Uzbeks», 04.04.2007).

* * *

Час для узбекских боевиков в Южном Вазиристане пробил. По всей вероятности, они делают здесь свою последнюю остановку, завершая богатое событиями путешествие, которое привело их из родных домов в Узбекистане, Туркмении и Казахстане сначала в Афганистан, а затем - в Пакистан.

Приветствуемые вооруженными соплеменниками, боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) нашли поддержку и убежище у племени Ахмадзаи Вазира в Ване (Южный Вазиристан). Тахир Юлдашев, лидер ИДУ, которого здесь также называют «Фарухом-кори», в свое время стал в мечетях Ваны чуть ли не главным проповедником. Юлдашев является последователем Джумы Намангани, погибшего от американского воздушного удара в северном Афганистане в ноябре 2001 года. В июне 2001 года Пакистан, нехотя признавая присутствие иностранных боевиков в так называемой зоне племен на границе с Афганистаном, начал первую войсковую операцию. Столкновение было жестоким и кровавым. Были убиты десять солдат пакистанской армии, в том числе – два офицера.

Следующая операция – с гораздо большим количество войск - была проведена в марте 2004 года в Калуше (Kaloosha, Южный Вазиристан). Тогда военные стратеги Пакистана поняли, что против них выступил далеко не простой враг, обладающий серьезной силой.

В ответ со стороны узбекских боевиков последовала серия терактов, внезапных нападений, засад с применением импровизированных взрывчатых устройств, ракетных обстрелов. В течение последующих двух лет были безжалостно убиты и устранены приблизительно двести человек - проправительственные старейшины племен, оперативные работники, журналисты и чиновники. Большая часть ответственности за эти преступления была возложена на узбекских боевиков.

Негодование против узбеков зрело в Ване в течение года. Сначала первичную симпатию к ним сменили опасение и негодование. Окончательно положение вещей начало меняться в прошлом году, когда лидеры движения Талибан из Афганистана стали переставлять фигуры командиров в воинской иерархии Вазиристана. Маулави Омар, который следовал за командующим Неком Мухаммадом как главный командир боевиков Ахмадзаи Вазира и был известен предоставлением крова большому количеству узбекских боевиков, был заменен Маулави Назиром.

В прошлом году будущее узбекских отрядов в Вазиристане стало еще более туманным. Во-первых, Талибан и его сторонники в Вазиристане начали понимать, что узбеки превратились для них в обузу из-за их предполагаемой причастности к заказным убийствам.

Во-вторых, узбекские боевики присоединились к агрессивно настроенным полевым командирам во главе со свергнутым «талибом» Маулави Омаром, который использовал их силу в качестве противовеса Маулави Назиру, - и это ключевой фактор, почему Талибан бросил их, чтобы отвести от себя любую угрозу.

Существенное влияние на последующие события оказывала также и внутриплеменная конкуренция. Кроме того, узбеки, особенно возглавляемые Тахиром Юлдашем, стали восприниматься как помеха ввиду их нежелания участвовать в «джихаде» Талибана против американских сил в Афганистане.

Территория племен федерального управления (Зона племен) расположена в Пакистане на границе с Афганистаном. Горские пуштунские племена живут здесь в соответствии со своими традиционными законами и представлениями, а центральные власти не имеют большого влияния. На этой нестабильной территории нашли убежище сотни иностранных исламистов, воевавших на стороне талибов. По мнению ряда западных экспертов, в Зоне племен скрываются и лидер международной террористической сети "аль-Каида" Усама бен-Ладен, и другие главари террористов.

О своем желании оказать Пакистану помощь в $750 миллионов для экономического и социального развития Зоны племен в середине марта текущего года заявили официальные лица США, в частности, помощник госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Ричард Баучер. Р.Баучер отметил, что Вашингтон намерен поддержать Исламабад в создании зон экономического благоприятствования на племенных территориях. "Мы надеемся, что это поможет людям открыть новые производства, вывозить новую продукцию, развивать торговлю, а также увеличит их инвестиционные возможности", - заявил он. По словам помощника госсекретаря США, 750-миллионая помощь будет оказана в течение пяти лет. Уже в этом году будет передано $110 миллионов, а затем эта сумма превысит $150 миллионов в год. Кроме того, Вашингтон также намерен выделить $75 миллионов на укрепление сил правопорядка в Зоне племен.
Племенные лидеры скоро осознали, что группа узбекских боевиков больше интересовалась борьбой с Пакистаном на контролируемой ею территории. Аргумент, провозглашаемый узбеками, гласил, что «джихад против лицемеров имеет приоритет перед джихадом против неверующих». Таким образом они намекали на активное сотрудничество Пакистана с Соединенными Штатами в «войне с террором».

В конце прошлого года Маулави Назир дважды провел собрания своей шуры (совета) боевых командиров, чтобы решить судьбу непослушных узбеков. И в обоих случаях кори Усман Ян, который представлял фракцию Т.Юлдашева, согласился подчиниться команде племен. Мирному разрешению конфликта, однако, помешало произошедшее в ходе продолжавшегося в течение года межузбекского противостояния убийство 13 марта уважаемого гражданина Саудовской Аравии Шейха Асадалла.

Асадалла в свои пятьдесят лет был, по данным некоторых правительственных чиновников, «кошельком» для всего пояса племен. Он являлся последователем Ахмада Саида Абдера Рехмана Хаддара Аль-Канади, канадцем египетского происхождения, известным как канал для финансирования местных филиалов Аль-Каиды. Он был убит в военных действиях в Ангор-Адде, рядом с пакистано-афганской границей, в октябре 2004 года.

Асадалла, который вез деньги вдове одного пока еще не опознанного иностранного боевика, также убитого узбеками, был заманен в засаду и расстрелян. Его племенной компаньон, партнер Маулави Назира, возлагает ответственность за убийство Асадаллы на узбекских боевиков.

За две недели до этого инцидента один из племенных старейшин, имеющий «проправительственную ориентацию» и дважды подвергавшийся покушения на свою жизнь от узбеков, решил расправиться с центральноазиатскими боевиками с помощью своих соплеменников из клана Дарикхела. Маулави Назир, до сих пор остававшийся нейтральным, решил участвовать в этом бою.

Впервые с тех пор, как в 2002 году зона племен погрузилась в войну, боевые командиры племен, которые до сих пор сообща боролись с правительственными войсками Пакистана, обратили свое оружие друг на друга. Большая группа во главе с Маулави Омаром поддерживала узбеков. Меньшая, возглавляемая Назиром, выступала против «непрошенных гостей».

Во всем происходящем практически нет заслуги правительства, которое показало удивительное незнание истории племен. По признанию одного правительственного чиновника, ситуация просто «свалилась на колени правительства как созревшие фрукты».

Что означает данный подарок? Следует понять, что это - племенная кампания, касающаяся только узбеков и нацеленная на так называемых «плохих узбеков». Понятно, что «хорошие узбеки» не являются целью кампании. То же самое касается и других иностранных боевиков.

Ясно, что у «плохих узбеков» мало выбора. Они или должны будут оставить область Вана, поскольку здесь их больше не ждут, или должны бороться до последнего, и в конце концов погибнуть.

Ранее они отвергли предложение Талибана о переселении на подконтрольные ему территории провинций Гильменд и Забул, боясь, что могут стать там легкой добычей.

Согласно некоторым сообщениям, мужчины из семейств, потерявших близких якобы от рук этнических узбеков, науськиваемых вождями племен, теперь составляют костяк формирования, объявившего сезон охоты на выходцев из Центральной Азии открытым.

Что же касается правительства, ничто не мешает ему приписывать к своим успехам то, к чему оно не имело ровно никакого отношения. Тем не менее, правительство может найти хоть какое-то утешение в последних событиях в Ване.

Запущенная кампания несколько усмирит узбеков с их солидными арсеналами, а ослабление племен ослабит, в свою очередь, и множество полевых командиров, занятых в продолжающихся межплеменных усобицах. Можно надеяться, что это принесет хоть какое-то подобие нормализации в регионе, населенном племенами.

Правительство будет только радо восстановлению законности в этом неспокойном регионе.

* * *

Оригинал статьи опубликован здесь – DAWN.com. Перевод ИА «Фергана.Ру»