Канадец Хусейнджан Джелил приговорен в Китае к пожизненному заключению
Гражданин Канады Хусейнджан Джелил, выданный Китаю властями Узбекистана в 2006 году, приговорен в минувшую среду к пожизненному заключению по обвинению в сепаратизме и террористической деятельности.
***
Накануне суда Камила Телендибаева долго не ложилась, пытаясь выяснить, увидит ли она вновь своего мужа и когда. Звонок, которого она ждала, поступил из Министерства иностранных дел после часа ночи. Новости были плохими. Ее супруг Хусейнджан Джелил приговорен к пожизненному заключению.
«Я ожидала трех, возможно, четырех лет заключения», - говорит ошеломленная К.Телендибаева в интервью канадскому изданию Hamilton spectator. Она настаивает, что ее муж невиновен и преследовался китайскими властями лишь за то, что добивался справедливости для мусульман Западного Китая - тюркоязычного уйгурского меньшинства. «Он боролся за права человека», - сказала Камила.
Напомним, тридцативосьмилетний Х.Джелил был арестован в Узбекистане в марте 2006 года, когда он вместе с женой и детьми решил навестить в Ташкенте больную мать Камилы, посчитав, что канадские паспорта обеспечат им безопасность.
Уроженец Кашгара, Хусейн Джелил в прошлом был осужден за участие в уйгурском сепаратистском движении. Освободившись из заключения в 1998 году, диссидент перебрался в Узбекистан, а затем в Турцию. В 2001 году в качестве беженца он прибыл в Канаду и жил в городе Гамильтон (Hamilton) до тех пор, пока не поселился в Берлингтоне (Burlington) близ Торонто. В 2005 году Х.Джелил получил канадское гражданство. Уехав из Китая, он вынужден был оставить в Кашгаре (город в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе Китая) двух сыновей и дочь. И вот в начале 2006 года вместе с женой и младшими детьми Х.Джелил прибыл в Узбекистан, где намеревался добиться воссоединения семьи. Вероятно, по запросу китайской стороны 26 марта Х.Джелил был арестован в Ташкенте. А спустя ровно три месяца он был экстрадирован в Китай.
С того момента, как после ареста мужа Камила Телендибаева вернулась из Узбекистана в Канаду, 29-летняя женщина воспитывает своих четверых детей в одиночку. Ее старшему сыну Мухаммеду семь лет, он прикован к инвалидной коляске и страдает пороком развития. Ее младший ребенок никогда не видел своего отца: Телендибаева находилась на третьем месяце беременности, когда Джелила арестовали. Камила решила пока не рассказывать сыновьям правду об их отце: «Я показываю им его фотографию и просто говорю, что он вернется домой».
Даже после бессонной ночи, пережитой накануне вынесения приговора, Камила казалась очень собранной. Разрываясь между шквалом телефонных звонков и многочисленными вопросами маленькой армии репортеров, которые собрались в ее скромном, но находящемся в безукоризненном порядке доме, она сказала, что будет продолжать направлять петиции в адрес канадского правительства, добиваясь от них, чтобы муж вернулся домой. Она ежедневно связывалась с властями Канады, но жалуется, что гораздо больше надо было сделать ранее, чтобы надавить на власти.
Несмотря на то, что в октябре 2006 года у нее состоялась аудиенция у премьер-министра Канады Стефена Харпера (Stephen Harper), а после суда ей поступил телефонный звонок от министра иностранных дел Питера МакКея (Peter MacKay), Телендибаева сказала, что Канада должна была выступить в защиту ее мужа намного раньше: «Этого недостаточно. Он по-прежнему в тюрьме».
Пресс-секретарь канадского МИДа не ответил на критику в адрес ведомства. А представитель Amnesty International по Азиатскому региону согласился с заявлением, что правительство Канады должно было пойти на более жесткие меры в отношении китайского правительства. «Я полагаю, могло быть сделано намного больше», - сказал Черил Хочкисс (Cheryl Hotchkiss). Он добавил, что Amnesty International обеспокоено безопасностью Джелила из-за отказа в допуске к нему сотрудников консульства и угрозы применения пыток, с которой он сталкивается в китайской тюрьме.
Родственники, которые присутствовали в среду на коротком судебном заседании, где Джелилу был вынесен приговор, сказали, что ему не было причинено никакого физического вреда. Они сообщили Камиле Телендибаевой, что на процессе он был очень краток и произнес: «Это неправда, все это ложь».
Как сообщает Epoch Times со ссылкой на официальный орган компартии Китая «Женьминь Жибао», в постановлении суда говорится, что в ноябре 1997 года Джелил присоединился к Организации освобождения Восточного Туркестана (ETLO), внесенной в списки террористических группировок, действующих в странах Центральной Азии, и был назначен старшим инструктором в Кыргызстане. Находясь там, Джелил предположительно завербовал несколько человек в Организацию освобождения Восточного Туркестана и направил их тренировочные лагеря террористов в контролируемой Пакистаном части Кашмира.
Суд отметил, что Джелил также активно участвовал в деятельности другой известной по спискам террористической организации - «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ), которой помогал собирать средства, рекрутировать членов и организовывать тренировки. По материалам суда, в 1997-м году Джелил встретился с бывшим руководителем ИДВТ Хасаном Махсумом (который был убит пакистанскими военными в 2003 году), и работал непосредственно под командой Махсума.
В 1998-м году, говорится в материалах суда, Джелил являлся ключевой фигурой в продвижении альянса ИДВТ и Организации освобождения Восточного Туркестана. Правительство КНР заявляет, что террористы «Восточного Туркестана» тесно связаны с «Аль-Каидой» в Афганистане и ответственны за ряд убийств, взрывов, похищений и поджогов в Синьцзяне.
В материалах суда сообщается, что в 1997 году Хусейн Джелил с намерением «совершить переворот в социалистической системе народной республики» предоставил 80 тысяч юаней (10.256 долларов США) для организации в южной провинции Гуандун новой террористической группировки под названием «Хизболла». Эти деньги были использованы для покупки оружия и оборудования для тренировки террористов.
Между тем, Камила Телендибаева уверена в невиновности своего мужа. «Я каждый день буду бороться за то, чтобы он вернулся домой. Я никогда не сдамся», - утверждает она. Представитель Amnesty International по Азиатскому региону Черил Хочкисс отметил, что выиграть апелляцию и добиться для Джелила справедливого правосудия может помочь «постоянное давление международного сообщества».
А тем временем по Канаде прокатилась волна акций протеста, осуждающих вынесенный Джелилу приговор – пожизненное заключение, сообщает Би-би-си. Министр иностранных дел Канады Питер Маккей (Peter MacKay) заявил, что он разочарован таким решением китайского суда и что данное дело нанесло ущерб отношениям между двумя странами. «Конечно, этот случай оказывает побочное воздействие на отношения Канады с Китаем», - заявил Маккей журналистам.
Канадские власти до сих пор пытаются получить доступ к Джелилу, их возмутил тот факт, что на судебном разбирательстве в народном суде г. Урумчи в Синьцзяне он присутствовал без дипломатического представителя Канады.
Питер Маккей намерен в конце апреля посетить Китай. Он четко дал понять, что поднимет вопрос Джелила в ходе переговоров. «Мы не намерены так оставить это дело», - сказал он. В свою очередь, представитель министерства иностранных дел Китая Лю Цзянчао заявил: «Дело Хусейнджана Джелила является внутренним делом Китая, и Канада не имеет права вмешиваться в него».