Дувал
- Пацаны, ну чё, заскочим за алмаками в сад к Мураду?
- Так у него ж дувал высокий.
- Подождем, Витяня подойдет, подсадит. А на дараху мы там сами залезем.
Примерно такой разговор стайки пацанов с окраины города Ферганы можно было услышать в сороковых-шестидесятых годах прошлого века.
Именно так и говорили, мешая русские и узбекские трансформированные под русскую речь слова: «олма» по-узбекски яблоко, дувал – дувол, т.е. глинобитный забор, «дарахт» - дерево.
|
Постарше, когда побываешь на хлопке, поездишь по кишлакам долины, начинаешь воспринимать дувалы как неотъемлемую и опознавательную часть красоты узбекистанского пейзажа, особенно сельского.
Приближаешься, бывало, в мае к какому-нибудь кишлаку. Вот завилась лента арыка. А вот за выбеленным солнцем растрескавшимся дувалом - домик, утопающий в зелени. На скамейке у калитки аксакал и чтоб непременно с внучкой. Вьётся дымок от тандыра. И всё это с высшей степенью органичности, как будто не создавалось, а выросло само по себе прямо из земли. Вот она, сельская идиллия, и совсем неважно «какое там тысячелетье на дворе».
Дувал. Фотография середины 20-х годов XX века. Сделана в одном из кишлаков Самаркандской области Узбекистана. Из коллекции Баходира Сидикова (Берлин)
Сельские дувалы более поэтичны, чем городские. Не такие высокие и капитальные, а более протяжённые и кое-где обрушившиеся сверху, они как берега оформляют мелодию кишлачных улочек золотистой пыли под аккомпанементы журчания сопровождающих их арыков.
Шахимарданский дувал из кирпича-сырца
Фото © ИА «Фергана.Ру»
И уж, конечно, дувал должен быть не новым, только что выстроенным темно-серым (ограда оградой, и только), а выбеленным солнцем и временем с патиной кракелюров.
Ну а нынешние, все больше из кирпича и бетона заборы, - это уже все о прозе целесообразности, а не о поэзии красоты.
Дувал. Картина узбекского художника Б.Исмаилова. Изображение с сайта Artandcraft.uz
Даже останцы дувалов где-нибудь на окраине кишлака, посреди пустыни или в горах вместе с заброшенно-запущенным садом производят незабываемое элегически-щемящее впечатление.
Жизнь и искусство начинаются не с мировоззрения, а с мироощущения и, конечно, искусство не прошло мимо красоты дувалов.
Вспомним картины и этюды Павла Бенькова, Петра Никифорова, Леонида Панченко и других художников, кто тонко чувствовал поэзию кишлака.
А стихи художника Александра Николаевича Волкова « Пыль и шелка Бухары» или эти строки:
Кишлаки с полями хлопка
В золотом молчанье глин.
или эти:
Ак Тепе, Кош-Карги, Яр-Мазар
Круг кишлачный и глинян и стар.
Под тутовником пыльных дорог
Ждёт скиталищ омытый порог.
Ак-Тепе, Кош-Карги, Яр-Мазар.
Да, в глине есть «золотое молчанье». Но есть и напряжение глины. Подойдите близко к дувалу - это целая (иногда опасная: водились скорпионы) «страна» трещин от напряжения жизни и солнца.
А разве кульминация песен народного певца Тавакаля Кадырова это не жар треснувшей земли, глины, лазури? Это единство «жаркого» стиля, роднящегося с американским «соул» в джазе.
Каменный забор в горах на юге Ферганской долины
Фото © ИА «Фергана.Ру»
И ведь, действительно, если вы едете, скажем, в Чимион в два часа дня в июле, справа - равнина, зелень хлопковых полей, воды, а слева выжженные безводные холмы – адыры, неужели вы запоёте в стиле «belle canto»? Нет! Многое в узбекской музыке - от мироощущения контраста.
Когда нужно было сооружать дувал, то чаще делали его сами, но могли и пригласить мастеров этого дела.
Дувалы бывают двух видов из пахсы и гуваля.
Сначала сооружали фундамент из жженного кирпича или камня.
Вдоль линии фундамента с двух сторон сопровождающей лентой наподобие арыков замешивали круто и крепко глину, а затем толщиной до 60 см. пятью-шестью слоями-лентами выкладывали дувал, подбивая глину руками или инструментами. Получался глинобитный дувал из пахсы.
Дувал из пахсы
Фото © ИА «Фергана.Ру»
Если дувал делался из комьев просушенной глины, комьев овально-круглой формы, сформированной ладонями рук – это получался дувал из гуваля. Такой дувал не толстый, не гладкий и без ярко заметных трещин.
Интересно, что в Средневековье бухарский оазис от кочевников защищал Кампыр-дувал, своего рода аналог Великой Китайской стены.
Городской дувал – забор «русского» дома в Фергане
Фото © ИА «Фергана.Ру»
Об авторе: Александр Куприн - культуролог, преподаватель Ферганского колледжа искусств.