Киргизские милиционеры пытаются уличить правозащитников в родстве с криминалитетом
Желая отвлечь внимание общественности от проблемы применения пыток, киргизские милиционеры решили обвинить правозащитников в родственных узах с жертвами пыток и криминалитетом. Буквально в день Международного дня ООН в защиту жертв пыток, 26 июня, сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД Киргизии сделали заявление, что правозащитница Гюльшаир Абдирасулова является дальней родственницей одного из задержанных, в защиту которого она выступила.
Поводом для такого заявления милиционеров послужило сообщение директора общественного объединения «Кел-Кел – Возрождение» Гюльшаир Абдирасуловой об участившихся случаях избиения сотрудниками милиции представителей иссык-кульской молодежи, занимающихся мелкой предпринимательской деятельностью близ села Бостери. Последний инцидент произошел в ночь с 23 на 24 июня. Несколько милицонеров, по данным Гульшаир Абдирасуловой, являющихся сотрудниками ГУБОПа, жестоко избили компанию молодых ребят, в результате чего два человека госпитализированы в хирургическое отделение Чолпон-Атинской городской больницы.
Сотрудники ГУБОПа озвучили свою версию происшествия в селе Бостери Иссык-Кульской области. По их словам, в этом населенном пункте милиционеры ожидали появления некоего активного члена организованной преступной группировки (ОПГ), вооруженного пистолетом марки «ТТ» и на автомашине марки BMW или «Мерседес» с известными милиции номерами.
Иномарку, в которой, предположительно, мог находиться подозреваемый, заметили в Бостери около половины второго ночи. Водитель попытался уйти от преследования. Но, поняв, что пути отрезаны, люди, находившиеся в салоне машины, покинули ее и бросились наутек в разные стороны. Троих из них милиционерам удалось задержать. Один из пассажиров иномарки оказался двоюродным братом разыскиваемого преступника, еще один – родственником активного члена алма-атинской ОПГ. После установления личности задержанных отпустили. Однако парни после этой встречи оказались на больничных койках с различными травмами. Именно об этом и рассказала впоследствии Гульшаир Абдирасулова.
«Скандал вокруг якобы произошедшего избиения возник по той причине, что Гульшаир Абдирасулова является дальней родственницей одного из задержанных, - заявил начальник управления ГУБОП МВД Киргизии Калыбек Сатыбалдиев. – Полагаю, что придание этому факту политической окраски недопустимо».
Это заявление вызвало массу негативных эмоций у правозащитников и активистов гражданского общества. Мать Гульшаир Абдирасуловой, известная в Киргизии правозащитница и заместитель председателя Комиссии по правам человека при президенте Киргизской Республики Азиза Абдирасулова, возмутилась позицией ГУБОПа. «Милиционеры хотят переложить вину за свои неумелые действия на правозащитников и показать, что мы, правозащитники, работаем в личных интересах», - заявила Азиза Абдирасулова автору данной статьи. «Я связалась с начальником ГУБОПа полковником милиции Мелисом Турганбаевым. Он заявил мне следующее: «Если задержанный не ваш родственник, то с какой стати вы его защищаете?», - возмущенно отмечает правозащитница.
Примечательно, что в тот же день, то есть 26 июня, в Международный день ООН в защиту жертв пыток, Азиза Абдирасулова, как руководитель правозащитного центра «Кылым Шамы», организовала акцию против незаконных методов работы сотрудников органов внутренних дел. Около десяти человек в белых футболках и с плакатами в руках прошли от здания Министерства внутренних дел к Государственному комитету национальной безопасности, затем к парламенту страны и Генеральной прокуратуре. Везде они останавливались на десять минут и скандировали: «Нет пыткам!», «Кыргызстан должен ратифицировать факультативную конвенцию ООН о запрете пыток». Из этих учреждений к ним никто не вышел, и, по словам Азизы Абдирасуловой, их «даже никто из милиции не сопровождал».
«Я думала, что милиционеры поймут свою ошибку и дадут опровержение, - отмечает Азиза Абдирасулова. - Но они упорно отказываются признавать этот факт и навязывают задержанного бостеринца мне в родственники. Этим они хотят показать, что правозащитники работают только в собственных интересах. Но за время своей правозащитной деятельности кого я только ни защищала: и киргизов, и русских, и чеченцев, и уйгуров – представителей многих национальностей. Что же, они все мне приходятся родственниками?».
Теперь семья правозащитницы намерена подать в суд на руководство Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Киргизии.
Сотрудница одной из неправительственных организаций, Вера Жлуктенко недоумевает: «А разве если родственник попал в милицию, то теперь его нельзя защищать из-за боязни быть уличенным в родстве? Глупая точка зрения у милиционеров».
Директор правозащитной организации «Справедливость», не раз попадавшая под прессинг силовиков за освещение фактов пыток, Валентина Гриценко считает, что милиционеры даже не понимают, что надо хоть как-то разнообразить свою «работу». «Зачем им бороться с применением пыток? Надо просто опорочить людей, занимающихся защитой прав человека. Даже если бы это было так, у нас что, на дворе 37-й год, когда дети отвечали за родителей и за всю родню? У нас очень маленькая страна, и кто-то кому-то родственник, что в этом плохого? Или надо иметь родственников только в Белом доме?».
Заметим, что сама Валентина Гриценко и двое ее коллег сейчас находятся под судебным прессингом за защиту женщины, которая была избита следователем Джалалабадского УВД.
С точки зрения психолога сложившуюся ситуацию прокомментировала руководитель общественного объединения «Психическое здоровье и общество» Бурул Макенбаева. Она считает, что это вполне ожидаемая реакция со стороны милиции. «Они таким образом пытаются защититься, по принципу «сам дурак!». По мнению Макенбаевой, такая тактика милиционеров только означает, что правозащитники работают эффективно и все их действия чувствительны для них, так что на самом деле надо радоваться успеху.
Руководитель пресс-службы МВД Бакыт Сеитов в интервью автору статьи отметил, что позиция ГУБОПа МВД верна: «Правозащитники ведь работают на западные деньги, это во-первых. А во-вторых, зачем им кого-то рьяно защищать, если он им не родственник?»
На вопрос журналиста о наличии родственных связей между правозащитницей Валентиной Гриценко, русской по национальности, и жертвой пыток, узбечкой Наргизой Турдиевой, защищая которую Гриценко сейчас оказалась под судебным прицелом, сотрудник пресс-службы МВД сказал, что не знает о них ничего. «Они же в Джалалабаде. Я не знаю, родственники они или нет».
Как бы то ни было, но неуклюжие попытки сотрудников внутренних дел уйти от ответственности за избиение задержанных вызывают если не раздражение, то насмешку у населения. А вместе с тем - еще большее недоверие к работе милиции.
Об авторе: Улугбек Бабакулов – специалист по связям с общественностью Общественного фонда «За международную толерантность», член экспертного совета ИА «Фергана.ру».