Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Договор Туркмении с Китаем: Поражение «Газпрома» или обмен рынками?

19.07.2007 10:06 msk, Обзор СМИ России

Экономика Туркмения
Договор Туркмении с Китаем: Поражение «Газпрома» или обмен рынками?

18 июля Президент Туркмении К.Бердымухаммедов завершил свой первый официальный визит в Китай, во время которого Пекин и Ашхабад заключили договор о строительстве прямого газопровода в обход России, а также подписали многомиллиардный контракт на поставку Китаю туркменского газа. Однако маршрут туркмено-китайского трубопровода до конца еще не определен; стороны также еще не договорились о цене. Ничего не было сказано в этот раз и о сроках строительства газопровода. Скорее всего потому, что и то и другое будет зависеть от способности России предложить Ашхабаду лучшие условия двустороннего сотрудничества. Пока что новый президент Туркменистана получил от В.Путина обещание построить новый Прикаспийский газопровод и содействие в освоении шельфа Каспия, а от китайцев - инвестиции в геологоразведку и освоение правого берега Амударьи, а также крупный льготный кредит, размеры которого не разглашаются («Время новостей»).

Впервые идея продажи туркменского газа в Китай была озвучена еще первым президентом независимого Туркменистана С.Ниязовым. Подписанное им в апреле 2006 года общее соглашение о газовом сотрудничестве, предусматривающее строительство прямого газопровода из Туркмении в Китай и ежегодные поставки 30 млрд кубометров туркменского газа, сильно встревожило Москву. Немного успокоила Кремль неожиданная смерть Ниязова. Его преемник К.Бердымухаммедов твердо пообещал премьеру РФ Михаилу Фрадкову, что преимущественное право импорта газа вплоть до 2028 года останется у "Газпрома". Туркменские чиновники успокаивали российских, говоря, что Сапармурат Ниязов не успел скрепить подписью договор с китайцами, а никаких новых шагов в этом направлении Ашхабад не планирует. В итоге в мае президенты России, Казахстана и Туркмении подписали договор о строительстве прикаспийского газопровода, который по мысли Москвы окончательно привяжет туркменский ТЭК к России.

После подписания во вторник в Пекине соглашений о поставках газа в Китай такой уверенности у России быть уже не может, считает сегодняшний «Коммерсант». Главным из подписанных документов стал договор между Госагентством по углеводородным ресурсам Туркменистана (ГУРТ) и Национальной нефтегазовой корпорацией Китая (CNPC) о разделе продукции на газовом месторождении Багтыярлык на правобережье Амударьи, которое станет сырьевой базой для строительства газопровода "Центральная Азия" из Туркмении в Китай. Кроме того, CNPC подписала с "Туркменгазом" 30-летний контракт на поставку 30 млрд кубометров газа в год начиная с 2009 года. Судя по всему, до этого Пекин и Ашхабад планируют завершить строительство газопровода, причем строить будут китайцы. Наконец, Пекин выдал Ашхабаду льготный кредит, который пойдет на закупку китайских буровых установок.

В Пекине глава Туркмении снова заявил, что газа в его стране хватит на всех: «Буквально в последние дни мы получили доказательства наличия огромных запасов природного газа и можем гарантировать поставки определенного соглашением объема газа», - утверждал К.Бердымухаммедов. Однако международные эксперты считают, что рано или поздно Туркмении все же придется предъявить миру свидетельства независимого аудита газовых запасов.

Автор сегодняшней статьи в газете «Время новостей» считает, что "Газпрому" теперь предстоит приложить значительные усилия в торге с Ашхабадом, для того чтобы сохранить закупки объемов туркменского газа, а перспективы российско-туркменского газового сотрудничества выглядят отныне более туманными. В обозримой перспективе у Туркменистана нет достаточных возможностей для одновременных поставок 45-50 млрд кубометров "Газпрому" и 30 млрд кубометров китайской госкомпании CNPC.

Сейчас, как утверждают в "Газпроме", действует трехлетний контракт на поставку до 50 млрд кубометров в год по фиксированной цене 100 долл., подписанный главой российского концерна Алексеем Миллером и г-ном Ниязовым осенью 2005 года. Даже если эти условия останутся неизменными (а вероятность того, что Ашхабад потребует увеличения цен со следующего года, весьма высока), то уже через год "Газпрому" придется участвовать в новом "тендере" на продолжение закупок. Вчерашнее соглашение с КНР подтверждает, что Ашхабад "тендер" непременно проведет. А также и то, что CNPC будет очень серьезным оппонентом в этом соревновании. Тем более что перед визитом в Пекин из туркменских источников появилась информация о том, что в ближайшее время соглашение о намерениях по поставкам газа может быть подписано и с участниками проекта Nabucco (газопровод из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию).

Следует отметить, что в денежном выражении предмет торга, исходя из существующей конъюнктуры цен в Европе, вычисляется просто. Газ из России по долгосрочным контрактам продается сейчас в Старом Свете по 250-260 долл. Если вычесть из этой цифры транспортные расходы (около 17 долл. по территориям России, Узбекистана и Казахстана и примерно столько же через Украину), норму прибыли (15-20%) и сегодняшнюю цену на туркменской границе, получается, что потенциальный "предмет переговоров" составляет примерно 65 долл. То есть при сохранении конъюнктуры в Европе "Газпром" не сможет покупать туркменский газ дороже 165 долларов. Многое будет зависеть от того, будет ли Китай готов дать больше "Газпрома", считает «Время новостей». А также от способности Ашхабада и Пекина построить газопровод через Узбекистан и Казахстан. Преимущества России в этой игре - в наличии готовой газотранспортной системы, а также в традиционной роли "разводящего" на политической арене в регионе.

Тем не менее, как пишет сегодняшняя «Газета», в Москве к новому туркменско-китайскому контракту отнеслись с олимпийским спокойствием. Тот факт, что Бердымухаммедов подписал в Китае соглашение, конкурирующее с российским, Москву не смущает, так как основные силы России будут направлены на строительство новых и новых газопроводов в Европу. Автор публикации считает, что Владимир Путин добровольно уступил китайский рынок газа К.Бердымухаммедову в обмен на отказ Ашхабада от претензий на самостоятельный экспорт в Европу. Ведь желание обойти Россию и продавать газ через Турцию возникло еще у первого президента Туркмении Сапармурата Ниязова, однако довести его до логического конца он не успел. Действующий же туркменский президент неоднократно заявлял о "качественно новых отношениях Туркмении с Россией, которые не должны ограничиваться газпромовскими закупками туркменского газа". На практике качественно новые отношения вылились в согласие Туркмении вместе с Казахстаном построить газопровод для экспорта среднеазиатского газа в Европу через систему "Газпрома". И замораживание переговоров с Турцией и Ираном о строительстве альтернативных маршрутов экспорта.

Так что газовая ОПЕК в виде дележа рынков сбыта газа уже действует, резюмирует «Газета».

Использована информация следующих источников: Коммерсантъ, 19.07.2007, с. 6; Время новостей, 19.07.2007, с. 8; Газета, 19.07.2007, с. 3