Единственный оставшийся в Афганистане еврей не собирается покидать свою синагогу
Источник – «Ерусалем пост» (The Jerusalem Post, http://www.jpost.com), 17.09.2007. Фото: Courtesy © Перевод с английского ИА «Фергана.Ру»
«Главное - это человечность, религия не так важна». Таково мнение Зебулона Симентова, кабульского еврея, единственного и последнего представителя иудейской веры в Афганистане, который не говорит на иврите и с удовольствием пьет виски. Перевод сегодняшней статьи в израильской газете The Jerusalem Post мы предлагаем нашим читателям.
* * *
С широко раскрытыми глазами, с надеждой, Зебулон Симентов задал первый вопрос своему незваному гостю: «Вы еврей»? Получив отрицательный ответ, он был слегка разочарован, но не подавлен.
Он говорит: «Главное - это человечность, религия не так важна».
Минутой позже его друг-мусульманин вошел в комнату, расстелил молитвенный коврик в углу и сделал поклон в сторону Мекки. Открытая коробка с мацой на столике соседствовала с пустой бутылкой виски.
Местные жители называют Симентова, 47 лет, просто «еврей». Родом из Герата, он носит кипу и шаровары, и клянется, что его знает «половина Кабула». Однако вряд ли его знают именно по тем причинам, о которых он думает.
Его единственный соратник по вере в этой стране, Ицхак Левин, умер в январе 2005 г. и был впоследствии похоронен в Иерусалиме. Они вдвоем жили в синагоге Улицы цветов во время советского вторжения, гражданской войны и режима Талибана. И они пришли к взаимной ненависти, чем и прославились.
Они проводили отдельные религиозные службы, ссорились и кричали друг на друга так, что их было слышно по всей улице, и доносили талибам друг на друга как на шпионов Моссад. Они даже избивали друг друга.
Согласно словам Симентова, вражда началась примерно 10 лет назад, когда еврейские старейшины сказали ему отвезти Левина (который был старше более, чем на 20 лет) в Израиль. Левин не подумал тронуться с места, и мужчины стали обвинять друг друга в желании продать синагогу и нажиться на этом.
Взаимные обвинения вспыхнули снова, когда пропали ценные свитки Торы. Суд талибов оправдал Симентова, но свитки так и не были обнаружены.
Их вражда была столь острой, что, когда Левин умер, афганская полиция подозревала Симентова в убийстве. Но вскрытие показало, что смерть наступила от естественных причин.
Сейчас Симентов живет в одиночестве в разрушающемся двухэтажном здании, где кованые перила с узором на мотив звезды Давида свежевыкрашенны в голубой цвет, а внутренний дворик в запустении.
Он не признает, что что-то изменилось в его сердце со смертью соперника; ведь это не было любовью.
Сейчас никто не приходит молиться в синагогу, но Симентов читает молитвы каждый день и, по его словам, соблюдает кашрут.
Пару лет назад он совершил поездку к раввину в Ташкенте, который благословил его на забой скота, поскольку на сотни миль окрест для этой цели невозможно найти квалифицированного еврея.
Так было не всегда, поясняет Симентов, в конце XIX века в Афганистане проживало свыше сорока тысяч евреев, куда они убежали от военных конфликтов в соседнем Иране.
Историю евреев в Афганистане можно проследить, начиная с исхода из Ассирии в 720 г. до н.э. и Вавилона в 586 г. до н.э. Начиная с VIII века н.э. существуют достоверные материалы, свидетельствующие о том что евреи на территории современного Афганистана жили постоянно.
Несмотря на то, что археологические доказательства немногочисленны, в текстах на арабском языке и иврите, собранных историком из Караита Yaphet ben Heli de Basra, говорится, что на «Земле Востока» евреи проживали уже в X в. Эта территория в то время включала современный северо-восточный Иран, северный Афганистан и южные части Центральной Азии.
О существовании еврейского сообщества в Кабуле упоминает мусульманский географ Аль-Идриси в одном их своих трудов. Кабул был важным пунктом на торговых путях, соединяющих Центральную Азию с Индией, а еврейские торговцы входили в деловую элиту. Они жили в отдельном кабульском квартале Махалля-и-Иехудия (Mahall-i-Jehudiyeh), ныне не существующем.
Другие еврейские общины существовали в Герате, рядом с иранской границей, и Балхе, на севере страны. Меньшие по численности группы проживали в городах к югу – Кандагаре и Газни.
Языком литургий и изучения религии служил иврит, в то время как основным разговорным языком был диалект, смешанный с персидским. Одежда не отличалась от одежды мусульманского населения; мужчины носили черный тюрбан.
Поскольку территория Афганистана никогда не была полностью колонизирована иностранными государствами, еврейское население не имело контактов с другими соседскими еврейскими общинами практически до середины XX века.
Но формирование государства Израиль в 1948 г. и советское вторжение в 1979 г. способствовали тому, что община стала уменьшаться.
Эмиграция в Израиль была запрещена до 1951 г., но на протяжении последующих 15 лет из Афганистана эмигрировало около четырех тысяч человек. К моменту окончания войны с Советским Союзом в Кабуле оставалось всего пятнадцать-двадцать еврейских семей, но и они все вскоре покинули страну.
Как ни странно, Симентов говорит, что он предпочитает правление коммунистов и даже режим Талибана нынешнему правительству, которое он называет «мафиозным режимом». Он отмечает, что был удачливым торговцем коврами и антиквариатом до того момента, как государственная таможня на выдуманных основаниях конфисковала у него полный контейнер товара. С тех пор у Симентова ничего не осталось, кроме синагоги. И хотя его жена и две дочери уехали в Израиль много лет назад, в его планы не входит присоединиться к ним.
Симентов убежден в том, что может возникнуть спор о собственности с сыном Левина, поскольку синагога, расположенная в центре столицы, в одном из главных деловых районов, стоит значительных денег.
«Уехать в Израиль? Чем я буду там заниматься? Почему я должен уезжать?», - вопрошает он, добавляя, что не говорит на иврите.
На заднем дворе синагоги двадцатилетний юноша поливает розовые кусты. Он говорит, что приходит в синагогу пару раз в неделю по просьбе своих родителей, чтобы присмотреть за Симентовым. Амири признает, что пожилой человек гораздо чаще пребывает в дурном настроении, нежели хорошем.
«Он много пьет и очень нетерпелив», - улыбается мальчик. «Но если вы принесли бутылку виски, он будет просто как в раю».