Киргизия: Там куры не несут квадратных яиц, или Экскурсия по руднику Кумтор
Фото: Алимжан Жоробеков
В последнее время жители Таласской области были напуганы сообщениями о том, что в иссык-кульских селах, расположенных рядом с месторождением золота Кумтор, рождаются уроды и мутанты. Таласцы опасаются, что с началом разработки в Таласской области золоторудных месторождений их ожидает такая же участь. Чтобы подтвердить или опровергнуть эти слухи, из Таласа в Барскоон отправилась делегация, состоящая из представителей общественности и журналистов, в том числе – и корреспондент ИА «Фергана.Ру».
У страха глаза велики
По Таласской долине бродит призрак мутации, вызывающий у местных жителей страх. Мужчины боятся, что они превратятся в женщин, а женщины – что у них родятся двухголовые дети. Молодые девушки горюют от перспективы остаться старыми девами, а парни опасаются, что не смогут жениться. Кроме того, все со страхом ожидают, что в скором времени в Таласе начнут вымирать птицы и звери, а к местным жителям станут относиться как к прокаженным. И всему виной будут работы на находящихся здесь месторождениях золота.
Особенно сгустились краски после того, как некие «доброжелатели» подкинули таласцам диски с фильмом, демонстрирующем людей-мутантов, якобы проживающих в нескольких иссык-кульских селах, расположенных рядом с золоторудным месторождением Кумтор. Ужас перед иссыккульцами был настолько велик, что когда те в мае нынешнего года специально приехали в Талас, чтобы показать, что никакие они не мутанты, а такие же люди, говорят на таком же киргизском языке, так же кушают, и также имеют по два уха и по паре глаз, руки встретившихся им таласцев потянулись за камнями. Так жители двух областей Киргизии – Таласской и Иссык-кульской – стали недругами.
На руднике Кумтор. Фото Алимжана Жоробекова
Люди были настроены пессимистично
Инициатором поездки на рудник Кумтор и близлежащих к прииску сел Барскоон, Тосор и Тамга стал руководитель общественной экологической организации «Равенство поколений» Таалайбек Ажыкулов. «Все началось с того, что когда в Таласе проходили переговоры по разработке золоторудных месторождений, к нам приехала некая Эркингуль, которая раздала таласцам диски с фильмом, в котором утверждается, что барскоонцы, якобы, вымирают. Люди были в ужасе от увиденного, они стали бунтовать, требуя прекратить разработки рудника», - рассказывает Таалайбек.
Немного поостыв, представители общественности – аксакалы и наиболее авторитетные люди, депутаты айильных кенешей (местных советов), старейшины сел, представители общественного комитета и молодежь собрались и решили, что лучше один раз увидеть, чем тысячу раз слышать, и решили поехать на Иссык-куль, чтобы посетить села, а если получится, то и сам Кумтор. Таалайбек рассказывает, что люди были настроены очень пессимистично, не верили, что им удастся увидеть работу золотодобытчиков. «Мы ведь читали в газетах, что попасть на Кумтор, на карьер и фабрику, невозможно. Читали, что работа Кумтора представляет прямую угрозу экологической безопасности страны. И при этом говорится, что на рудник с проверкой не могут пройти даже правительственные комиссии, а уж общественные объединения и подавно», - рассказывает инициатор поездки.
«Мы написали в офис «Кумтор Оперейтинг Компании» письмо с просьбой показать нашей делегации, как идет работа на руднике. Практически сразу нам ответили, что никакого секрета не существует, а менеджер компании по связям с регионами Керим Шатманов согласился показать нам все производство. После посещения рудника мы решили встретиться с жителями сел, которые снялись в фильме Эркингуль, и поговорить с ними», - сказал Таалайбек.
Встреча представителей общественности Таласской и Иссык-кульской областей состоялась 20 сентября.
За «круглым» столом. Фото Алимжана Жоробекова
Опасный подъем
Рудник Кумтор расположен в горах на уровне вечной мерзлоты. Разреженный воздух и пониженное давление не каждый в силах перенести, поэтому обязательным условием кумторовцев было требование пройти медицинское обследование в клинике компании. Из одиннадцати таласцев, приехавших в Бишкек, врачи запретили подниматься на рудник лишь одному – слишком высокое артериальное давление.
В селе Барскоон к таласцам присоединились трое местных жителей. Как выяснилось позже, именно они и были изгнаны весной из Таласа. «Ну, теперь-то мы покажем вам, как надо принимать гостей», - смеясь, сказала одна из них, Жамал Эсенканова.
По дороге на рудник Жамал Эсенканова и Тилевалды Ашимжанова рассказывали о своем опыте общения с «Кумтор Оперейтинг Компании». «Вам [таласцам] гораздо легче, потому что вы можете использовать наш опыт. Перекрытие дорог не способствует эффективному сотрудничеству, и не даст реальной пользы. Хотя я уверена, что и у вас найдутся люди, которые будут призывать к таким методам», - говорит Жамал-эже. Ее поддержала Ашимжанова, которая уверена, что в работе золотодобывающего предприятия главное – прозрачность, «причем как в экологической системе, так и в распределении финансовой помощи и выполнении обязательств».
Тем временем кумторовская «вахтовка» довезла всех до рудника. После проверки документов делегация прошла на территорию базы, где всем раздали горные ботинки и еще раз повезли в медпункт, чтобы уже на месте проверить давление и самочувствие. Еще внизу, в столичной клинике, врачи предупреждали, что в горах следует ждать головокружения, вялость и одышку. Все это - признаки нехватки кислорода, которого здесь на тридцать процентов меньше, чем в низине. Поэтому гостям рекомендовали ходить медленно, а в случае усталости - остановиться и сделать несколько глубоких вздохов. Чтобы предупредить какие-либо неприятности, с делегацией отправилась врач клиники, в арсенале которой, кроме медицинского саквояжа, были кислородные баллон и маска. Как потом выяснилось, мера была совершенно не лишняя.
Экскурсия по Кумтору
Таласцы были поражены производственным процессом. «А где тут трещины на дамбе?», - интересуется житель таласского села Бекмолдо Калыгул Качкынбаев, прохаживаясь по насыпной дамбе, которая удерживает производственные отходы-хвосты. «А я слышал, что ядовитые отходы текут прямо в реку. И где это все?», - спрашивает заместитель главного редактора областной газеты «Талас турмушу» Нуржигит Сейдалиев. У таласцев была также возможность задать свои вопросы экологам, которые работали непосредственно на руднике.
Кстати, экологи, как и многие другие специалисты на Кумторе, – кыргызстанцы. Говоря о кадрах, надо отметить, что из двух тысяч человек, постоянно работающих на руднике, более девяноста шести процентов составляют граждане Кыргызстана. Иностранцев всего семьдесят пять человек. Причем количественный состав кыргызстанцев постепенно увеличивается. Еще порядка пяти тысяч кыргызстанцев обеспечены работой через подрядные организации.
Таласцы прошлись по огромному заводу с мельницами, в которых роторная дробилка измельчала горные камни до микронов. Из этапов получения золота из руды никто не делал секрета. Правда, понять весь процесс неспециалистам сложно, но это и не входило в планы таласцев, которые хотели лишь убедиться, насколько безопасно производство и как поставлено дело с охраной окружающей среды.
Последним пунктом посещения делегации была столовая, предназначенная для кумторовцев. Питание огромной армии работников построено на системе самообслуживания: сам берешь еду, какую хочешь и сколько посчитаешь нужным, чтобы насытиться. Кухня есть как восточная, так и европейская.
«Наши куры не несут квадратных яиц»
Спустившихся с рудника таласцев ждала большая группа жителей иссык-кульских сел. «Мы не будем вас прогонять, у нас нет такой практики», - с улыбкой заметили иссыккульцы, и пригласили гостей за круглый стол, чтобы обсудить увиденное, и рассказать, как у них проходит «мутация». «Наши куры не несут квадратных яиц, - начал свою речь глава айыл окмоту (сельской управы) Барскоона Дуйшонбек Асанбеков. – И надо отметить, что слухи о наших превращениях в чудовища рождаются не здесь, а именно у вас».
Речь иссыккульцев сводилась к тому, что «не так страшен черт, как его малюют». Вот что говорит житель села Барскоон Домок Алыбаев: «В любом производстве возможны аварии и катастрофы, однако это не значит, что нельзя строить заводы. Просто надо быть готовыми и предупреждать такие случаи».
Глава Тамгинского айыл окмоту Абдукаир Узакбаев заметил, что там, где присутствует золото, всегда следует ожидать конфликтов. «Но мы не должны поддаваться на провокации, а должны уметь получать пользу. А золотодобывающим компаниям, кроме сотрудничества с правительством, следует взаимодействовать с местным населением. Именно этого вам и следует добиваться», - подчеркнул Узакбаев, обращаясь к таласским гостям.
Делясь своим опытом, глава Тамги отметил, что Кумтор ежегодно выделяет несколько десятков миллионов сомов на развитие инфраструктуры местных сел, не говоря уже об отдельном вкладе в социально-экономическую жизнь. При этом жители села сами решают, какие им предстоят расходы, и составляют проекты. «В правительстве никто не может нам указывать, как и на что тратить финансовую помощь», - заявил А.Узакбаев.
Уже в конце встречи таласский активист Таалайбек Ажыкулов поделился с автором статьи своими мыслями: «Всего этого иссыккульцы добились после той злополучной аварии с цианидами. А ведь если бы они владели знаниями, то могли бы еще раньше потребовать к себе внимания. Мы же будем готовы наперед, и, конечно же, когда начнется работа в нашей области, то будем настроены только на позитив». (Напомним, 20 мая 1998 года в результате аварии принадлежащего разработчикам Кумтора грузовика, перевозившего цианид, в реку Барскун – источник питьевой воды для местного населения и воды для нужд сельского хозяйства, - попало две тонны этого ядовитого вещества. Разлив цианида вызвал множество случаев заболеваний. 2600 человек прошли курс медицинского лечения и более 1000 были госпитализированы. - Прим. ред.)
А тем временем, круглый стол плавно перешел в застолье, за которым иссыккульцы показали таласцам свое гостеприимство, а таласцы искренне попросили прощения за майский прием.
Улугбек Бабакулов, Бишкек–Кумтор–Барскоон