Как спасти Ягнобскую долину и ее жителей – потомков древних согдийцев?
Более 125 лет ученые всего мира ломают головы над загадкой Ягнобской долины - горной местности в северо-центральной части Республики Таджикистан. Еще в 1883 году, благодаря сенсационной публикации немецкого ученого Г.Капуса «Долина Ягноб и её жители» в европейском географическом журнале, мир узнал об уникальном высокогорном регионе, самобытности языка её поселенцев, а также о необходимости детального изучения долины.
Сохранение этой долины и безопасное проживание жителей Ягнобского ареала стали главной темой международной конференции, состоявшейся 18 октября 2007 года в Душанбе – столице Таджикистана. Более семидесяти ученых, экологов, дипломатов, представителей власти, жителей горных районов и самого Ягноба ознакомились с идеей создания Фан-Ягнобского природно-этнографического парка на основе системы расселения и землепользования, изучения уклада жизни сельчан.
Участники конференции. Фото ИА Фергана.Ру.
Немного истории. Ягнобская долина расположена в бассейне реки Зерафшан в Айнинском районе Республики Таджикистан. Высота гор на отдельных отметках достигает более пяти тысяч метров. Интерес исследователей к этому региону резко возрос из-за языковых и культурно-исторических особенностей, что главным образом проистекает из географической изолированности долины.
|
Согдиана была древнейшим государственным образованием на территории Средней Азии, первое упоминание о котором относится к концу VI - началу V веков до нашей эры. Патриархально-родовые отношения сохранились у потомков согдийцев до сих пор.
Ягнобские горы. Фото ИА Фергана.Ру.
Предположительно, как сообщил участникам конференции региональный менеджер ПРООН Анвар Бузуруков, начиная с IV века до нашей эры долина становится прекрасным убежищем для жителей расположенных ниже реки Зерафшан оазисов. Население укрывалось здесь от проникновения врагов еще до нашествия Александра Македонского.
Жители Верхнего Зерафшана до XIX века использовали восточно-иранские согдийские диалекты, но затем все, кроме ягнобцев, переняли таджикский язык. В XVI-XVIII века произошла миграция ираноязычных земледельческих и тюркоязычных скотоводческих групп, но ягнобцы, благодаря недоступности места проживания, не ассимилировались так сильно и смогли до 1870 года сохранить последний ареал проживания наследников Согдианы, ее язык и, частично, обычаи.
В 1870 году Ягноб присоединили к России, и земли, объявленные собственностью царя, оставались в пользовании местных жителей. Но с отменой поземельного налога в 1887 году производство сельхозпродукции увеличилось, что повлияло на рост населения. К началу XX века ягнобцев насчитывалось 5-7 тысяч человек.
В XX веке этот регион оставался на чрезвычайно низком уровне развития, население жило бедно и полуголодно. К установлению советской власти в 30-е годы прошлого века в Ягнобе осталось всего четыре лошади. Как объяснил известный ученый, доктор экономических наук, заведующий сектором Института экономики министерства экономического развития и торговли Таджикистана Ходжамахмад Умаров, недальновидная политика местной власти по созданию животноводческих ферм в долинах привела к деградации ягнобских пастбищ, куда устремились отары с чабанами с южных и северных районов Таджикистана. А дорога, несмотря на просьбы местного населения, так и не была построена.
Затем ягнобцев ждал еще один печальный «сюрприз»: в 1970 году 700 семей были переселены в хлопкосеющие Зафарабадский и Гиссарский районы Голодной степи. Всего несколько семей остались охранять «бастион» их малой родины – следить за кладбищем и святыми местами – мазарами. Остальные ягнобцы, не привыкшие к дефолиантам и палящему солнцу, были обречены на медленное вымирание.
Ягнобские дети. Фото ИА Фергана.Ру.
Как отметил один из местных жителей Ринат Мирзоев, «в родные пенаты ягнобцев вернула политика Горбачева». В середине 80-х годов переселенцы на свой страхи риск начали возвращаться на родину. Сейчас в долине восстановлено примерно десять кишлаков из тридцати трех. В каждом из них проживает от двух до пятнадцати семей.
Сегодня в долине Ягноба круглогодично проживает не более трехсот жителей; летом к ним присоединяются еще двести-триста. «Во время летних каникул все ягнобцы отправляют своих детей к родным очагам. Для чего? Чтобы наше юное поколение изучало язык, традиции и уклад жизни», - твердит истинный радетель своей малой родины Ринат Мирзоев.
О сохранении ягнобского языка на конференции говорил и ученый Сайфиддин Мирзозода - старший научный сотрудник Института языка и литературы имени Рудаки Академии наук Таджикистана. Этот язык, как рабочий, не используется ни в одной организации, не употребляется для официального общения. Однако живущие по соседству с ягнобцами таджики и узбеки уже научились разговаривать на согдийском языке. Специальных школ [с преподаванием на ягнобском/согдийском] не существует и поныне, но школьники изучают родной язык по два часа в неделю, как факультативный курс. Ученый предложил для развития и перспектив языка малого народа издать учебники для школьников начальных классов.
«Лоббировать вопросы по изучению ягнобского языка, культуры, пропагандировать традицию и историю Ягноба надо на любом уровне- от местных властей до правительства страны, вплоть до руководства ООН», - отметил постоянный представитель ПРООН в Таджикистане Фарид Караханов. Он считает, что ареалу необходимо развиваться экономически, чтобы разрешить проблемы с коммуникациями, образованием, здравоохранением.
Уровень образования ягнобцев, в самом деле, оставляет желать лучшего. Местные жители сетуют, в основном, на отсутствие какой-либо возможности для обучения детей. Некоторые дети даже не умеют читать и считать. А ведь, как отмечал русский ученый М.С.Андреев, в начале XX женщины Ягнобской долины были грамотными, так как зарабатывали переписыванием религиозных книг.
Ягнобские жители возле своих домов. Фото ИА Фергана.Ру.
Работник ягнобской почты Аваз Джобиров заявил также, что и социальная инфраструктура региона сильно хромает, особенно, здравоохранение. В советское время в связи с изолированностью долины жителям хотя бы помогала санитарная авиация. А теперь средств нет не только на авиацию, но и на обслуживание канала связи. Из-за этого, к примеру, зимой 1998 года от острых респираторных заболеваний в течении недели в высокогорной долине погибли четырнадцать человек…
Доктор географических наук Холназар Мухаббатов выразил уверенность, что развитию горного региона должно способствовать создание природно-этнографического парка, в проекте которого должны быть задействованы все институты – государственные и частные структуры, НПО, бизнесмены страны.
О включении Ягноба в список наследия ЮНЕСКО рассказал президент Центра природного наследия при Институте Географии Российской Федерации Алексей Буторин. Он предложил проект по исследованию региона, реализация которого не только дает дополнительные гарантии целостности ареала проживания ягнобцев, но будет способствовать более целевому вложению финансовых средств для всесторонней поддержки охраняемой территории. В России уже задействованы аналогичные проекты UNDP для общемировых объектов природного наследия под названиями «Вулканы Камчатки» (с бюджетом в $14 млн.), «Золотые горы Алтая» ($6 млн.), «Девственные леса Коми» ($ 4млн.).
Об эффективности и потенциальной прибыльности туристического маршрута «Ягнобская загадка», который в перспективе может принести местным жителям сотни тысяч долларов, говорила на конференции директор турфирмы «Asia Discovery» Елена Лоренц. Она сообщила, что уже открыта школа для обучения профессиональных гидов и экскурсоводов с современным уровнем знаний туристического сервиса.
О стратегии и механизмах сохранения этнокультурного и природного наследия Ягноба, наряду с другими первозданными объектами на планете, говорили представители Кахазстана Вера Климова, Великобритании – Георгина Фуллерлов и другие.
Возрождению родного Ягноба, особенно традиционных промыслов, должны способствовать и сами жители, - четко подметил российский посол Рамазан Абдулатипов. «Лучше гор могут быть только горцы», - скаламбурил он. И с ним согласились все участники первой международной конференции по Ягнобской проблеме. Есть надежды, что вторая пройдет непосредственно в долине – на древней и загадочной «земле согдийцев».