Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Куда катится Узбекистан, или Несколько слов о ситуации в кишлаках Ферганской долины»

23.10.2007 00:39 msk, Письмо читателя

Узбекистан Письма читателей
«Куда катится Узбекистан, или Несколько слов о ситуации в кишлаках Ферганской долины»

Писем, приходящих в нашу редакцию от читателей из Узбекистана, день ото дня становится больше, а комментарии к этим письмам оказываются все острее и эмоциональнее. Причиной тому – жесткая цензура в местных СМИ, приближающиеся выборы президента, тающие надежды народонаселения страны на лучшую долю. Не призывая вас безоглядно верить всему написанному нашими добровольными авторами, мы все же публикуем некоторые из их писем, потому что простой человек своим простым, не журналистским языком зачастую может описать действительность ярче и детальнее, чем газетчик-профессионал.

Куда катится Узбекистан, или Несколько слов о ситуации в кишлаках Ферганской долины

«Недавно съездил к родственникам на Хаит в кишлак (название кишлака не скажу, хотя во всех кишлаках одинаковая ситуация): кошмар, не смог удержаться и решил написать.

Во-первых, сами кишлаки превращаются в развалины, напоминают отдельные аулы в степях, в то время как в городах вовсю строятся ненужные объекты. Проблема с водой, газом, электричеством, хотя во всю кричат, что мы - самая газифицированная страна в СНГ.

Когда-то во всех кишлаках был клуб, общественная баня, общественная библиотека и здание сельского совета. В данный момент все эти здания проданы, снесены, чтоб продать строй материалы. На их местах - развалины. Хотя бы эти здания кишлакам давали хоть какой-то вид.

Смертность среди населения растет, люди умирают от сердечных приступов часто. Растет количество самоубийств, часто мужчин, у которых много долгов и они никак не могут прокормить семью.

Полгода тому назад был на кладбище, где похоронили родственника, в Хаит решил посетить его могилу, а там рядом с ним уже два ряда новых могил, кошмар... Столько людей умерло за полгода, когда население кишлака не такое уж большое! Рядом с могилой родственника увидел могилу девушки 1985 года рождения, спросил у родственников причину смерти. Оказывается, она - дочка учителя географии местной школы, заболела желтухой, родители не смогли обеспечить ей достойное лечение из за отсутствия денег, и вот она и умерла.

Сходил в мечеть на молитву по случаю Хаита, молодежи нет - все старики и дети, остальные уехали на заработки в Россию и Казахстан.

Была у нас одна соседка, так, оказывается, она тоже умерла от сердечного приступа, а ее сын уехал в Казахстан весной - ни вестей от него, ни денег, а он оставил жену с маленькими детьми с мамой, они все жили на пенсию матери. Вот теперь мать умерла, сын про это не знает, а невеста теперь никому не нужна с детьми, как ей прокормить их, некому их оставить? Родственники не помогают так как и им нелегко, зачем им лишние рты?..

Женщины работают в полях. Работа за 1 день – 3.000-3.500 сумов от 08:00 до 17:00. У моих родственников было рисовое поле и они наняли четырех женщин, чтоб они убирали урожай. Они в сыром поле с утра до вечера трудились, мне их жалко стало и я сам им немножко доплатил. Когда другие узнали об этом, они меня поругали, сказал: зачем я поднял ставку?!

У этих женщин есть маленькие дети, вот у одной дочка - ей всего 8-9 лет - подошла с братиком и спросила у мамы, что на ужин приготовить. Я был в шоке и спросил у этой женщины, умеет ли ее дочка готовить (при этом надо готовить в огне на дровах, так как нет газа). Она мне объяснила, что у них у каждого ребенка распределены обязательства: кто-то за баранов отвечает, кто-то за братика и так далее...

Эти дети уже забыли, что такое играть, работа, и работа и все. Муж у этой женщины, оказывается, в России на заработках.

Сосед у моих родственников – бывший директор местной школы, который закончил ведущие вузы в Москве, сейчас тоже в России на заработках, работает на кафельном заводе простым рабочим.

Я когда сидел с родственниками, у каждого ко мне вопрос: вот ты в Казахстане, нет ли там для нас работы, хотя этим людям лет 40-60. Некоторые уже на пенсии. Я у них спрашиваю, зачем? Они мне: посмотри сам на цены и сравни с нашей пенсией. То, что выращивают в огородах, перекупщики покупают по дешевке, а самим продавать не дают шансов.

Я с одним другом поговорил, который работает в госструктуре. Он мне сказал, что на мелькомбинатах муку ставить негде, все склады полны. Точно такая ситуация на масложиркомбинатах. Оказывается, есть команда не продавать, будут продавать ближе к выборам.

Люди из-за того, что когда в магазинах муки стало много, стали не запасаться пшеницей, так как сложно ее уберечь от мышей. А сейчас муку продают по талонам на каждого человека в семье по 1,5 кг, когда основной едой является хлеб во многих семьях. При этом когда люди подходят, у продавца есть список, сколько ртов в этой семье, с учетом что некоторые из них уехали на заработки.

У людей нет надежды не только на следующий день, но даже на сегодняшний день. Не увидел радости ни в одном лице, все убитые и грустные. Даже у фермеров, все они бросают фермерство из-за беспредела со стороны местных властей, так как с каждым готом они закапываются в долги. Чтоб расплатиться с долгами, уезжают на заработки.

Когда все кричат о великой механизации сельского хозяйства, обратите внимание: нет никакой механизации, катимся обратно, дехкане обрабатывают земли вручную или ослами или лошадями.

Даже пенсионеры выходят на уборку хлопка, чтобы хоть как-то заработать денег. В данный момент платят 74 сум за кг. Не говоря уже об использовании детского труда, дети маленькие, даже простыня, куда они собирают хлопок, больше чем сам ребенок.

Я спрашиваю, зачем таких маленьких эксплуатировать? Получаю ответ: хотя б один килограмм соберет - хоть что-то…

Да рассказывать можно много, ну, увидев все это своими глазами, мне как то не по себе стало.

Спасибо.

Мухтар».