Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Казахстан: Племянники банкира Льва Нахмановича подвергаются «следственным действиям» со стороны сотрудников КНБ

05.12.2007 17:53 msk, Андрей Гришин

Казахстан

23 октября 2007 года в Алма-Ате сотрудниками Комитета национальной безопасности (КНБ) были задержаны племянники казахстанско-российского банкира Льва Нахмановича Анатолий и Сергей Ребровы. С тех пор родственникам об их судьбе ничего неизвестно.

По словам бывшей супруги Л.Нахмановича Любови Ребровой, живущей в казахстанском городе Тараз, утром 23 октября к ней позвонил ее племянник Анатолий Ребров.

В 1992 году гражданин Казахстана Лев Нахманович был обвинен российскими властями в хищении средств из Банка России путем использования поддельных документов Джамбульского коммерческого банка (Казахстан), чьим руководителем он являлся. В январе 1998 года Нахмановича задержали власти Швейцарии и передали его в Россию, где Льва Нахмановича поместили в СИЗО. Там он больше года ожидал окончания расследования. Однако Европейский суд по правам человека посчитал, что Нахманович без оснований просидел год в российской тюрьме, незаслуженно подвергся уголовному преследованию и был экстрадирован из Швейцарии. В 2004-м году Лев Нахманович был оправдан, а Страсбургский суд обязал Россию выплатить ему в качестве компенсации 21 тысячу долларов США.
- В Алма-Ате у него (Льва Нахмановича. - Прим. авт.) есть квартира, в которой иногда останавливались его дети, когда возвращались на каникулы во время учебы за границей, – рассказывает Л.Реброва. – В начале отопительного сезона я попросила Анатолия побыть в ней, так как в прошлом году там прорвало трубы. 23 октября утром Анатолий мне звонит и сообщает, что кто-то пытается вышибить двери. Я сказала «открой двери, узнай, что там». После чего связь с ним пропала. Я позвонила его младшему брату, который тоже работает в Алма-Ате и живет на съемной квартире. Я рассказала ему о случившемся, он обещал съездить на квартиру. После этого я и с ним потеряла связь.

Любовь Реброва не живет со Львом более пятнадцати лет, и чем он сейчас занимается – не в курсе, но знает, что в настоящее время он находится в дальнем зарубежье. Сама она зарабатывает тем, что выращивает овощи на арендованном поле в Джамбульской области (откуда родом она сама и ее бывший супруг), а Анатолий помогал ей в этом небольшом бизнесе.

Приехав в Алма-Ату, Реброва узнала от соседей, что в квартире Нахмановича побывали сотрудники Комитета нацбезопасности и провели там обыск. Анатолия и подъехавшего брата Сергея забрали на допрос. Те же соседи, которые были задействованы в качестве понятых, слышали, как следователь кричал, что выбьет из Анатолия признания.

На следующее утро Сергея отпустили. Как сообщила Любови хозяйка квартиры, у которой он снимал комнату, молодой человек вернулся сильно подавленный. Сказав хозяйке «Меня пытали», он плакал несколько часов, запершись в ванной.

На следующее утро Сергей снова пошел в Комитет, куда ему велели прийти, чтобы забрать изъятое у него удостоверение личности. Больше его не видели.

Обратившись к дежурному прокурору города, Л.Реброва получила ответ: Анатолия выпустили. «Но это ложь», - утверждает Любовь. Она неоднократно пыталась добиться встречи со следователем Кайназаровым, который забрал молодых людей, но это удалось только с третьей или четвертой попытки, когда на допрос вызвали ее саму.

Вопросы, задававшиеся следователем, касались деятельности ее бывшего мужа. На просьбу Ребровой допустить к задержанным адвоката последовал отказ: им, якобы, предоставлен государственный защитник. Однако имя защитника и способ связи с ним следовать сообщать не стал.

Любовь беспокоится за здоровье Анатолия, страдающего пороком сердца, и боится, что из него могут выбить любые признательные показания.

На запрос Казахстанского бюро по правам человека замначальника следственного департамента КНБ прислал следующий ответ: «Сообщаем, что в ходе проведения обыска в квартире, где проживали Ребровы Анатолий и Сергей, обнаружены документы, содержащие государственные секреты. По данному факту следственным департаментом КНБ возбуждено уголовное дело. Ребров Сергей был допрошен в качестве свидетеля. Однако в последующем он скрылся от органа предварительного следствия, несмотря на обязательство о явке по первому вызову. Его родственники предупреждены о необходимости прибытия С.Реброва для допроса. В настоящее время с Ребровым Анатолием проводятся неотложные следственные действия».

Через некоторое время из того же учреждения пришел второй ответ, за подписью уже другого лица: «По заявлению Анатолия, являющегося дееспособным, в отношении него приняты необходимые меры по обеспечению его безопасности как лица, участвующего в уголовном процессе».

Между тем, Любовь Реброва считает, что Сергей также может находиться в КНБ и ожидает помощи правозащитных организаций и СМИ. Ее поездки «за правдой» в столицу Казахстана Астану закончились традиционными отписками силового ведомства.

В чем конкретно подозревается банкир Лев Нахманович и опосредованно его дальние родственники - можно только догадываться. Возможно, что существует параллель между ситуацией с племянниками Л.Нахмановича и делом, касающимся Ассоциации тюремного служения, поскольку ведет их один и тот же следователь Кайназаров. В таком случае все опять упирается в зятя президента Рахата Алиева, в настоящий момент скрывающегося в Австрии. Либо Л.Нахманович имеет какое-то отношение к другому делу, возбужденному против ряда высокопоставленных сотрудников Комитета нацбезопасности, обвиняемых в незаконном прослушивании разговоров высших должностных лиц государства (но опять же, действующих по указке Р.Алиева), так как в числе обвиняемых сейчас находится и формальный руководитель Ассоциации тюремного служения Сергей Маневич.

Но все это - догадки. А делиться достоверной информацией спецслужбы не спешат.