Афганская наркоиндустрия бьет рекорды
Фото с сайта NationalSecurity.ru
В 2007 г. в Афганистане выращен самый крупный урожай опия за всю историю страны. Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), в прошлом году афганские земледельцы собрали 8.200 тонн опия-сырца. Это на 17% больше урожая 2006 года, когда было собрано 6.100 тонн. Впечатляют темпы роста производства наркотиков. К примеру, в 1997 году было выработано 2.800 тонн опия, а под посевами мака находилось 58.000 га. В минувшем году посевные площади под мак заняли 193.000 га. В производственный процесс по выращиванию этой культуры было вовлечено около двух миллионов крестьян.
По доле в мировом производстве наркотиков Афганистан лидирует с колоссальным отрывом от всех известных наркопроизводящих стран. В стране вырабатывается 93% опиумных препаратов, нелегально распространяемых на планете. Лишь одна провинция Гильменд производит наркотиков, больше чем вся Колумбия.
Кстати, эта южная область, поставляющая половину всего афганского наркозелья, весьма наглядно демонстрирует главную проблему государства – слабость центральной власти, особенно в приграничных с Пакистаном районах. Кабул не в состоянии наладить сколько-нибудь эффективную антинаркотическую борьбу в этой опийной житнице страны. Во многих юго-западных и юго-восточных районах, где вырабатывается до 70% афганского наркосырья, опий кормит не только крестьян и наркоторговцев, но и используется движением Талибан для поддержания боеспособности своих вооруженных сил. В том же Гильменде их позиции остаются сильны во многом благодаря наркофинансированию. Примечательно, что активизация боевых действий талибов в провинциях Герат и Фарах с осени 2007 года совпала со сбором в них богатого урожая опиума. Воинствующая оппозиция в последние месяцы продолжает расширять контроль над южными районами. Не в последнюю очередь ее сила приумножается героиновым доходом.
Наркотики дают возможность вооружаться не только талибам. Сейчас опиум выращивается практически во всех районах страны и силы муджахедов, противостоящих движению Талибан, также не гнушаются использовать наркобизнес для оснащения современным оружием собственных отрядов. Выдвинутая несколько лет назад официальным Кабулом программа всеобщего разоружения не работает, скорее напротив, оружия становится больше. Властям, как правило, сдаются старые или непригодные винтовки и автоматы. Крупные этнорегиональные военачальники способны в короткий срок поставить под ружье десятки тысяч преданных бойцов. Полевые командиры вооружают собственные отряды в целях самообороны и защиты имущества местного населения, в том числе и опийных плантаций. Многие северные политики и военные сомневаются в способности афганской армии и сил НАТО защитить их вотчины в случае прорыва талибов.
Как ни парадоксально, иностранные войска отказываются участвовать в борьбе с наркоиндустрией, питающей их противников в непокорных провинциях. Хотя взаимосвязь между возрастающим вооруженным сопротивлением и ростом производства опия, в том же Гильменде налицо, семитысячный зарубежный контингент, в котором большинство составляют англичане, довольно часто ведет ожесточенные бои с повстанцами, но старательно избегает участия в уничтожении опийных полей и лабораторий, производящих героин.
В тоже время эта военно-политическая проблема откликается бедой в самой Великобритании. В королевство хлынул афганский героин, он же наводняет и остальные страны Запада. Как правило, туда поступает героин высокой очистки и соответственно более дорогой, чем тот, который переправляется в Россию и страны СНГ.
В Европу ежегодно поступает около 100 тонн героина. Определить точно, сколько этого зелья потребляется российскими наркоманами, не представляется возможным. По разным оценкам - от 160 до 350 тонн в год. Афганская наркоиндустрия вышла на рубеж перепроизводства опиатов. Из собранного в прошлом году урожая можно произвести более 600 тонн высококачественного героина. Предложение ускоренно растет, спрос значительно отстает. На внутреннем афганском рынке наркотик становится эквивалентом денежных расчетов. Канистра бензина, к примеру, продается за 100 грамм опия-сырца. В связи с невиданными успехами афганских земледельцев на опийных полях прогноз на будущее неутешителен. Цены на опиаты будут идти вниз, ряды потребителей шириться.
Азиз Ниязи. Институт востоковедения РАН