Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Особенности военно-патриотического воспитания в Узбекистане

22.07.2008 10:30 msk, Фергана.Ру

Узбекистан Письма читателей

Военно-патриотическое воспитание представляет собой комплексную систему мер со стороны государственных и общественных организаций, направленную на создание у молодёжи основных военно-патриотических навыков и таких качеств, как дисциплинированность, мужество, смелость, стойкость, ответственность, гражданственность. Естественно, что военно-патриотическое воспитание повышает и обороноспособность любой страны.

Казалось бы, Узбекистану, который больше всех из своих соседей тратит финансовых средств на оборону, следовало бы и активно развивать военно-патриотическое воспитание молодежи. Однако в Узбекистане за последние годы сделано всё, чтобы это нужное дело развалить, и причин этому несколько.

ДОСАА́Ф - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. В советское время - массовая оборонно-патриотическая организация, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке граждан к защите Отечества.
После обретения независимости в Узбекистане преемницей ДОСААФ стало так называемое Общество содействия обороне «Ватанпарвар» («Патриот»), имеющее филиалы во всех регионах республики, и функции, почти полностью копирующие функции советского ДОСААФ.

Ситуация с военно-патриотическим воспитанием резко изменилась после 1999 года (февральские взрывы в Ташкенте, «баткенские события», активность боевиков ИДУ). Когда стало очевидным, что многие молодые люди из числа боевиков, довольно умело обращаются как с огнестрельным, так и с холодным оружием, и имеют хорошую физическую подготовку, зачастую даже лучшую, чем военнослужащие регулярных частей МО.

Именно тогда, в недрах Службы национальной безопасности республики зародилась идея обезопасить авторитарный режим, в том числе и путём лишения возможности молодым людям проходить срочную службу в армии. Аргумент был прост: а что, если после возвращения к мирной жизни в руки обученного солдата попадёт автомат? Против кого он его направит? Не забывайте, что молодежь в республике преобладает (как минимум 55% населения – люди в возрасте младше 30-ти лет), а это уже довольно внушительная и опасная сила, пусть и пока не организованная.

Официально в интересах национальной безопасности и было реформировано призывное законодательство: во-первых, сокращен срок службы для срочников; во-вторых, призывников стали активно направлять на альтернативную службу (там с оружием обращаться не научат). В третьих, был создан МПР - мобилизационно-призывной резерв, то есть, одномесячные курсы подготовки военному делу с проживанием в казармах, с обязательной оплатой каждым призывником в размере вначале 100, а сегодня 200 долларов США. Гениальный ход – и волки сыты и овцы целы. Чему можно обучиться за 30 дней? Кто служил в армии, поймет, что не многому. Ну, а министерство обороны получает значительную финансовую прибыль почти из воздуха.

Набор на срочную службу в армию Узбекистана сократился в сотни раз. В среднем каждый призыв весной и осенью составляет: с Андижанской области 220 призывников, с Наманганской - 150, и с Ферганской – всего 120 человек. Призывники проходят отбор сродни космонавтам (проверка физической пригодности, психологические и интеллектуальные тесты, проверка на лояльность действующим властям, с собиранием характеристик чуть ли не с момента рождения). В большинстве случаев, призывник вынужден подкреплять своё желание служить денежным подношением (в среднем, от 400 до 800 долларов). Это связано ещё и с тем, что в республике принята международная практика: для желающих делать серьезную государственную карьеру необходимо пройти срочную службу в армии.

События мая 2005 года в Андижане показали, что оружие довольно легко может попасть в руки гражданского населения, которое может воспользоваться им в своих целях, или же повернуть его против действующей власти.

После этих событий аналитики из аппарата президента, во взаимодействии с сотрудниками спецслужб предприняли меры по урезанию военно-патриотического воспитания в республике:

Так, с 2005-2006 года повсеместно по республике начали закрываться все действующие тиры, как коммерческие, где за деньги стреляли из так называемых «воздушок», так и относящиеся к ОСО «Ватанпарвар», где подростки учились стрелять из малокалиберных винтовок; ответственность за это возложили на МВД.

Из всех учебных заведений (вузов, средних специальных заведений, училищ, школ), где наличествовали курсы ДПЮ (допризывной подготовки юношей), из материальной базы данного курса стали в срочном порядке изыматься: сапёрные лопатки, противогазы, костюмы химзащиты, «воздушки», макеты автоматов АК, макеты гранат и гранатомётов, вплоть до кобуры. Ответственность за исполнение такой инвентарной «зачистки» возложили на министерство обороны республики.

Все военно-патриотические клубы и спортивные кружки, в том числе, и те, где изучаются спортивные единоборства и боевые искусства, взяты Службой национальной безопасности (СНБ) «на контроль». В данной службе имеются списки все посещающих эти кружки, а также характеристики на каждого члена. Руководители клубов и кружков дают расписки о лояльности их подопечных действующей власти. Ответственность за выполнение данных функций возложена на СНБ.

Запрещена практика трёхдневных полевых сборов, традиционно проводимых до 2006 года в первых числах мая каждого года, когда допризывники имели возможность посетить с экскурсиями воинские части, обучиться сборке и разборке автоматов, выстрелить по три раза из автомата на полигоне, пообщаться и пообедать с солдатами. С 2007 года внутренним приказом по МО, ВВ МВД, МЧС и СНБ запрещены экскурсии военнослужащих, а также показательные выступления военных в любых гражданских учебных заведениях, в том числе, даже на главный праздник военных 14 января - День защитника Отечества. Ответственность за выполнение данного приказа возложена на министерство обороны.

Не рекомендовано частое проведение военно-патриотических игр типа «Зарница», а также частых военно-патриотических соревнований (предусматривающих элементы пятиборья, стрельбу, строевые песни). Ответственность возложена на ОСО «Ватанпарвар».

Из практических занятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи исключена тактическая и огневая подготовка. Не раскрываются методы ведения партизанских действий (в документации соответствующих ведомств вообще запрещено употреблять слово «партизаны»), а также засекречена тактика действий боевых подразделений в городских и горных условиях. Поощряется только изучение строевой подготовки и методики гражданской защиты. Ответственность за контроль и исполнение возложена на СНБ.

В учебных заведениях и учебных частях силовых структур Ферганской долины введены спецкурсы по подготовке военнослужащих к борьбе с демонстрантами. На курсах обучают стрельбе по конечностям и над головами, разгону демонстрантов военной техникой, применению дубинок и щитов. Ответственность возложена на министерство обороны, министерство внутренних дел, СНБ.

Ужесточены меры контроля за владельцами частного охотничьего оружия: введены дополнительные налоги и необходимость получения специальных разрешений. В МВД и СНБ составлены списки всех владельцев охотничьего оружия.

Все вышеперечисленные мероприятия направлены на то, чтобы большая часть молодых людей не имела бы представления о воинской науке, чтобы молодые люди не имели представления о том, как выглядит и функционирует автомат, и не могла бы из него стрелять.

Это в свою очередь создаёт определенные гарантии для правящего режима: послушный народ - это хорошо, но послушный народ, не имеющий навыков к сопротивлению, - ещё лучше.

Практическая деятельность Общества содействия обороне «Ватанпарвар» на сегодня превратилась в обучение вождению и выдаче водительских удостоверений. Правда, есть ещё одна организация, косвенно затрагивающая в своей деятельности военно-патриотическое воспитание. Это - общественное движение молодежи « Камолот», что-то среднее между скаутами и комсомолом с примесью восточного колорита. Однако по большей частью его члены используются местными администрациями как «мальчики на побегушках» (организация хлопковых кампаний, празднеств, субботников, проводов призывников в армию). Всерьез данную организацию никто из молодежи не воспринимает.

Действует в долине и институт добровольных дружинников (так называемые «посбоны») при махаллинских (квартальных) комитетах, которые могли бы, при желании властей, стать действенной составляющей военно-патриотического воспитания, но их используют чисто в полицейских функциях, часто лишь формируя из них «сексотов». Власть также им не доверяет и боится выдать даже простейшие средства защиты вроде милицейской дубинки.

Сложившееся положение в военно-патриотическом воспитании узбекской молодежи непосредственно влияет и на моральную обстановку в воинских частях, большая часть из которых уже полностью формируется на контрактной основе. Власть делает ставку на материальное стимулирование военнослужащих, забывая об идеологическом стержне армии, по сути, превращая солдат в обыкновенных наёмников.

Это подтверждается и большой текучестью офицерских кадров (в том числе, и коренной национальности): офицеры (в основном, молодые) массово уезжают в Россию и Казахстан.

Так что сегодняшняя армия республики хороша для подавления внутренних волнений , но при первой агрессии извне часть личного состава будет деморализована.

Единственный выход для сохранения обороноспособности государства в том, чтобы срочно предпринимать меры для возрождения военно-патриотического воспитания.