Казахстан: Из-за засухи чабаны намерены забить до осени большую часть скота
Как «Фергана.Ру» сообщала ранее, в этом году из-за жаркой погоды на естественных пастбищах Казахстана выгорела трава, скот начал терять в весе, появилась угроза падения поголовья. Чтобы снизить объемы потерь, чабаны предпринимают разные меры – от передачи скота «на хранение» коллегам из соседнего Кыргызстана до организации его массового забоя.
По данным казахстанского телеканала КТК, за два летних месяца в Алма-атинской области высохло большинство пастбищ. Прогноз синоптиков на август неутешителен: в ближайшие дни температура воздуха не опустится ниже сорока градусов по Цельсию. Эта проблема обсуждалась на прошедшем 31 июля ежегодном съезде чабанов области. Участники форума пришли к выводу, что из-за засухи большую часть скота все-таки придется забить.
Жаркий и сухой август ожидается и в других регионах Казахстана. А Сарыагашский район Южно-Казахстанской области и вовсе пережил в этом году разнообразные испытания: весенним наводнением смыло тысячи домов и несколько школ, засуха уничтожила посевы, саранча опустошила пастбища. Остро встал вопрос о том, чем кормить скот. И хотя соседние районы предоставили свои пастбища, однако этого было недостаточно, и правительство приняло решение – пустить скот на убой, а мясо реализовать специальной государственной корпорации.
По информации начальника сельскохозяйственного отдела акимата (госадминистрации) Сарыагашского района Оспана Укыбаева, в пострадавших от саранчи сельских округах уже забито пятьсот двадцать голов скота, из которых четыреста двадцать – овцематки, сто - ягнята.
Как рассказал главный специалист отдела животноводства и племенного дела департамента сельского хозяйства ЮКО Серик Карсакбаев, саранча и засуха смогли нанести ощутимый урон четырем сельским округам Сарыагашского района из двадцати пяти – это округа Алемтау, Бозай, Жамбыл и Бирлик. По данным сельскохозяйственного отдела Сарыагашского акимата, у населения пострадавших округов имеется 8200 голов крупного, 211 тысяч голов мелкого рогатого скота и 3030 лошадей.
«Всего в четырех сельских округах Сарыагашского района, пострадавших от саранчи и засухи, мы планируем забить около сорока процентов скота», - сообщил О.Укыбаев.
Премьер-министр Казахстана Карим Масимов еще 12 мая дал соответствующим чиновникам задание организовать выкуп скота у населения по фиксированным ценам, чтобы помочь крестьянам и удержать цены на мясо. Однако, по словам Укыбаева, в данное время темпы вынужденного закупа и забоя сдерживаются из-за отсутствия холодильных мощностей, достаточных для хранения больших объемов мяса. «В настоящее время ведутся переговоры с двумя частными мясокомбинатами в Чимкенте, когда договорятся о холодильниках и прочем, отдадим пятнадцать-двадцать тысяч ягнят», - сообщил О.Укыбаев. Он пояснил, что забивать будут преимущественно ягнят, потому что их невозможно вырастить при нынешней бескормице.
Выгоревшее пастбище. Фото ИА «Фергана.Ру»
Между тем, главный специалист отдела сельского хозяйства Сарыагашского района Нуржан Парпиев не считает ситуацию форс-мажорной. «Засуха и саранча одновременно - такое в нашем районе произошло впервые. Но казахи веками занимаются животноводством. У наших крестьян есть «запасные плацдармы» - например, отработаны маршруты перегона скота, существуют свои договоренности с родственниками из других районов. Конечно, предпринятые на уровне правительства меры значительно облегчили животноводам задачу. Те, у кого саранча уничтожила посевы, смогли продать скот продовольственной корпорации «Малонемдери», а на вырученные деньги закупили корма впрок», - прокомментировал ситуацию в беседе с корреспондентом информагентства «Фергана.Ру» Н.Парпиев.
Всего Сарыагашским районом было продано 35.982 головы скота. Сейчас поголовье насчитывает четыреста тысяч овец, восемьдесят тысяч крупного рогатого скота, пятнадцать тысяч лошадей. Готовность по кормам составляет семьдесят-восемьдесят процентов.
Расположенное в Сарыагашском районе крестьянское хозяйство «Ксейтрахым» считается одним из крупных. Сегодня здесь насчитывается три тысячи сто овец, восемьдесят голов крупного рогатого скота и тридцать лошадей. Есть и племенное маточное поголовье, на развитие которого в этом году хозяйство получило субсидии в объеме порядка двух миллионов тенге ($1=120 тенге). Кроме того, в собственности хозяйства имеются восемьсот гектаров пастбищ и триста гектаров посевных земель.
- Нам повезло: саранча прошла по краю наших пастбищ, - показывает рукой на границы полей руководитель хозяйства Сейтрахым Сулеев. - Поэтому урон нам нанесен небольшой. Кроме того, прошлый год был урожайным, и у нас с зимы лежат еще около двадцати тысяч тонн сена. Уже сейчас мы заготовили девяносто тысяч тонн из необходимых двухсот тридцати. А скоро «подойдет» кукуруза. Так что зиму переживем нормально. Когда начался шум [по поводу возможного падежа скота], к нам начали приезжать представители из других районов и даже областей с просьбой продать скот. Но меня это предложение не заинтересовало, поскольку я не считаю, что сложились какие-то особенные обстоятельства.
Осенью на скотные базары повезут молодняк. Сейтрахым планирует продать от ста до двухсот голов. Средний баран на Сарыагашском рынке стоит десять тысяч тенге, корова обойдется в шестьдесят-семьдесят тысяч, двухгодовалый бычок – семьдесят-восемьдесят тысяч тенге. Лошадь можно продать за сто-сто пятьдесят тысяч тенге.
- Цены растут вовсе не из-за того, что скота нет, - говорит Нуржан Парпиев. - И даже не потому, что подорожали корма, а тюк сена сегодня стоит двести-двести пятьдесят тенге против ста тенге в прошлом году. Вся беда от перекупщиков, которые включают в стоимость не только затраты на бензин, погрузку и так далее, но и собственные неплохие прибыли.
Ирина Казорина. При подготовке материала использована также информация Kazakhstan today