Сможет ли Кыргызстан обеспечить свою продовольственную безопасность?
«Битва за урожай» в Кыргызстане идет полным ходом. По официальным данным на 18 августа, крестьяне уже собрали 636,7 тысячи тонн пшеницы. Обработано семьдесят процентов посевных площадей. Большинство регионов рапортует о более высоких по сравнению с прошлым годом темпах сбора урожая. На полях работает 1047 комбайнов и несколько сотен тысяч человек.
По данным замминистра сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Дыйканбая Кенжибаева, «в Кыргызстане есть общая физиологическая норма, которая составляет двести пять килограммов зерна на одного человека в год. Если численность нашей страны составляет пять миллионов двести тысяч человек, значит, по норме нам надо один миллион шестьдесят шесть тысяч килограммов зерна».
Ожидающийся грядущей зимой рост цен на продукты питания – одна из самых популярных ныне в стране тем для обсуждения. Но, по словам чиновников, оснований для паники нет: в этом году государство лучше подготовилось к решению подобных проблем. «Еды хватит на всех, продовольственного кризиса не допустим», – таково основное содержание последних заявлений киргизских чиновников. Несмотря на прогнозы о «сложной и тяжелой» зиме, власти обещают сделать все, чтобы население страны не осталось голодным.
Напомним, ровно год назад в Киргизии продовольствие стало ощутимо дорожать. Подскочили цены на хлеб, масло, молоко, мясо. Сначала народная молва винила в этом только что прошедший саммит глав стран-участниц ШОС, позже была озвучена иная причина - «мировой продовольственный кризис». Продукты питания подорожали во всем мире. Сильнее всего от этого пострадали жители импортирующих стран, к числу которых относится и Кыргызстан. Президент республики требовал «не допустить» и «навести порядок», созывались комиссии, проводились совещания, мэр Бишкека, пообещав «удержать стоимость хлеба и хлебобулочных изделий в прежних рамках», угрожал повышающим цены предпринимателям налоговыми и прочими неприятностями. К чему все эти меры привели, можно легко понять, посмотрев на ценники сейчас, спустя год.
Один из путей решения проблемы – выращивать больше пшеницы у себя. В этом году площадь посевов пшеницы по республике по сравнению с прошлым годом выросла примерно на десять процентов, составив 392,5 тысяч гектаров. Планировали засеять еще семь тысяч гектаров, но из-за традиционного бардака и недофинансирования отрасли сделать этого не смогли.
На данный момент обработано две трети посевных площадей, но собрано лишь 636,7 тысяч тонн пшеницы. Понятно, что недостающие 433 тысячи тонны с оставшихся площадей не соберешь. Республика в очередной раз будет вынуждена закупать недостающее зерно за границей - у Казахстана и России.
Договоренность о поставках сорока тысяч тонн продовольственной пшеницы из Казахстана была достигнута на днях во время переговоров Курманбека Бакиева и Нурсултана Назарбаева. «Продовольственная» тема, по мнению наблюдателей, была главной и во время недавнего визита главы Кыргызстана в Москву. Также идут переговоры с Краснодарским краем России о закупке 1,2 тысячи тонны высококачественных сортов семян пшеницы (элиты, суперэлиты).
Между тем, ряд экспертов считает, что Кыргызстан может прокормить себя сам. Как сообщил газете «Репортер-Бишкек» доктор экономических наук, профессор Владимир Кумсков, продовольственный кризис – «явление для Кыргызстана искусственное, допущенное в результате развала сельского хозяйства. Республика вполне может обеспечить все свои продовольственные потребности. Продовольственное зерно можно выращивать, а фуражное – завозить. Но сейчас получается так, что ни тем, ни другим мы не можем себя обеспечить. То, что собираем, оказывается, зерном не тех сортов, не твердых, и хлеб из него делать нельзя. Урожайность очень сильно упала, потому что орошение нарушено, земля не поливается в достаточной мере, удобрений нет, крестьяне обеспечены техникой плохо. Да что пшеница - даже овощи и фрукты у нас сейчас в дефиците! Это что, можно оправдать?! Надо создавать необходимые для работы крестьян условия, производить овощи, картофель, бахчевые. На наших пять с половиной миллионов людей у нас достаточно посевных орошаемых земель. Проблема продовольственной безопасности вполне решаема. Ведь у нас очень благодатные условия для развития сельского хозяйства».
Впрочем, есть и противоположное мнение. Как считает независимый эксперт Мурат Суюнбаев, «притом, что сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики республики (35,2 процента ВВП), пытаться сделать из Кыргызстана страну-ферму (к чему в свое время призывал президент Бакиев), мягко говоря, неразумно, поскольку при этом не учитываются местные особенности».
«Из-за горных условий только 53,5 процента территории занято сельскохозяйственными угодьями, почти девять десятых которых – пастбища, остальное – скалы, ледники и тому подобное. При этом кочевое животноводство имеет крайне низкий потенциал для повышения производительности труда, которая остается практически такой же, как тысячу и две тысячи лет назад: кочевое скотоводство, в отличие от других сфер деятельности, практически не поддается модернизации - механизации, химизации и так далее», - отмечает Мурат Суюнбаев.
По его мнению, Кыргызстану не следует делать сельское хозяйство приоритетом, а надо «производить продукцию с низкой транспортоемкостью» (глубокой переработки, экологически чистую) и развивать сферу услуг, мало зависящую от транспортных и климатических ограничений: приключенческий туризм, информационные технологии и тому подобное.
Судя по всему, выбор в пользу усиления аграрного сектора в стране все же сделан. К примеру, вступил в силу закон «О продовольственной безопасности», который, помимо «создания условий для доступа населения к необходимому количеству продуктов питания в соответствии с минимальными нормами их потребления», усиливает поддержку сельхозпроизводителей. Так, согласно Закону, государство гарантирует крестьянам покупку их продукции по заранее объявляемым ценам, также предполагается дополнительно дотировать из госбюджета производство основных продуктов питания, развитие лизинговой деятельности.
Несмотря на усилия, большинство экспертов и предпринимателей предупреждают, что рост цен на продовольствие неизбежен - временное затишье, связанное с сезоном уборки урожая, ближе к октябрю–ноябрю прекратится. Так, по словам генерального директора акционерного общества «Бишкек-Сут» Маргариты Румянцевой, молочная продукция зимой подорожает на десять-пятнадцать процентов: «Выше поднимать не можем – население такие цены не потянет. Вынуждены сокращать затраты, оптимизировать расходы».
Свое недовольство происходящим кыргызстанцы, в отличие от прошлых лет, выразят, скорее всего, неполитическими методами, поскольку сегодня оппозиция слаба и аморфна, в обществе нарастает апатия, да и наиболее активная в политическом плане часть населения находится на заработках за границей. Так что массовые митинги и штурмы Белого дома (так в Киргизии называют Дом правительства. - Прим. ред.), по образцу событий марта 2005 года стране не грозят.
По мнению президента Института общественной политики Муратбека Иманалиева, в Кыргызстане «настроения граждан, связанные с выездом за пределы республики, расширяются и становятся более активными. Многие граждане, находящиеся в Кыргызстане, фактически здесь уже не живут. Мыслями и чувствами они находятся далеко за пределами нашей страны», - подчеркнул политолог.
Учитывая, что последние повышения цен «вытолкнули» за черту бедности более половины населения страны, их рост нынешней осенью в сочетании с отключениями электроэнергии может стать последней каплей для тысяч кыргызстанцев. Люди, не имея возможности повлиять на происходящее, отчаянной борьбе за «светлое будущее» на родине предпочтут, скорее всего, тихую и спокойную жизнь за рубежом.