Вызовет ли признание независимости Южной Осетии и Абхазии «эффект домино» в других странах?
Фрагмент фотографии © Reuters
Заявление президента России о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, прозвучавшее во вторник днем, вызвало многочисленные комментарии как руководителей стран, так и экспертов.
Сам Дмитрий Медведев чуть позже заявил, что решение России признать независимость Южной Осетии и Абхазии полностью стыкуется с международным правом. Он напомнил, что когда возникла ситуация с Косово, западные партнеры России говорили что это – особый случай. «Каждый случай признания по своей природе – это случай особого рода. Особенная ситуация в Косово, особенная ситуация в Южной Осетии и Абхазии», – подчеркнул президент.
Как отразится признание Россией государственной независимости Южной Осетии и Абхазии на целостности самой Российской Федерации, или ее соседей - стран Центральной Азии? Какой случай провозглашения суверенитета можно считать «особым», а какой «типичным»? Какой сепаратизм можно поддерживать, а какой нельзя? Что важнее – право нации на самоопределение или территориальная целостность той или иной страны? Эти вопросы мы задали ведущим российским и центрально-азиатским экспертам.
Эксперт по странам Центральной Азии, международный обозреватель московской газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов считает, что трактовать сегодняшнее признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии как отказ от принципа нерушимости границ – не совсем верно. «Я бы сказал по-другому: Москва решила легитимировать сложившееся положение вещей в Южной Осетии и Абхазии и отношение к этому со стороны России. То есть, речь идет о том, что де-факто границы России и Грузии по южноосетинскому и абхазскому участкам Россией уже давно не признавались, и последние события тому свидетельство. И отдых российских граждан в Абхазии, и ввод туда разных войск, и марионеточное, фактически, российское правительство Южной Осетии, - все свидетельствует о том, что де-факто нерушимость этих границ в Москве никем не признавалась».
Эксперт считает, что вследствие «осетино-абхазского прецедента» какие-то опасности сепаратистского свойства угрожают России только на Северном Кавказе. «Тем не менее, я не думаю, что такого рода угроза обострится после сегодняшнего решения Кремля», - сказал Аркадий Дубнов.
«Что касается целостности государств Центральной Азии, в этом плане, на мой взгляд, им ничего не угрожает. Другое дело, что Москва продемонстрировала свое намерение решать проблемы так, как до сих пор их решала только одна держава в мире - Соединенные штаты Америки, - и закрепить таким образом и за собой право вмешиваться во внутренние дела другого государства, чтобы защитить своих соотечественников. Такого рода прецеденты, конечно, не могут не обеспокоить элиты центральноазиатских государств. И свидетельство тому – молчаливое неодобрение действий России другими странами», - считает А.Дубнов. Полный текст интервью Аркадия Дубнова ИА «Фергана.Ру» доступен здесь.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии Наук Александр Кадырбаев также не считает, что признание независимости Южной Осетии и Абхазии означает отказ России от принципа территориальной целостности. «Надо учитывать то, в каких условиях это признание происходило, поскольку это во многом было, на мой взгляд, спровоцировано грузинской атакой. Я не думаю, что для России это грозит последствиями. Вы имеете в виду, что в России много национальных образований? Мне кажется, все будет зависеть от внутренней политики российского руководства, от того, как оно будет учитывать чаяния народов России».
По мнению эксперта-востоковеда, российское государство действует в своих интересах, и Россию нельзя обвинить в двойных стандартах. «Даже имея в виду то, что она делала на Северном Кавказе, а Грузия попыталась сделать то же самое в Южной Осетии. Но если Россия, может быть, не была столь справедлива на Северном Кавказе, это не значит, что Грузия справедлива по отношению к Осетии и Абхазии».
Что касается государств Центральной Азии, то угрозы их территориальной целостности, по мнению А.Кадырбаева, ожидать не стоит. «Все зависит от отношений России с этими странами, а также от того, какую политику будут вести руководства этих стран по отношению к народам, которые там проживают. Они тоже должны нести некую долю ответственности, понимать, что раз и навсегда ничего не дается, и субъективный фактор тоже может вызвать кризисные обстоятельства для государственности. В принципе, наглядный урок был показателен».
Отвечая на вопрос «Ферганы.Ру» о приоритетности права нации на самоопределение или права той или иной страны на территориальную целостность, профессор А.Кадырбаев сказал, что «эти два принципа не надо противопоставлять». «Они, может, и исключают, на первый взгляд, друг друга, но и дополняют, потому что все зависит от конкретных обстоятельств. А выразить мысль одной фразой и применять ее во всех случаях жизни как аксиому, мне кажется, будет не совсем правильно».
По мнению спецкора газеты «Газета» и члена экспертного совета ИА «Фергана.Ру» Санобар Шерматовой, маловероятно, что признание этих республик может повлечь за собой обвал сепаратизма на Северном Кавказе. Санобар Шерматова считает, что и в Центральной Азии проблемы сепаратизма не являются актуальными. «В начале 90-х годов отделения от Казахстана требовали так называемые «русские» регионы на севере страны. Как известно, славянское население составляло почти половину всех жителей Казахстана. В результате эффективной политики Назарбаева, тесных отношений с Россией, а также переноса столицы на север, проблема была снята. Очень сомнительно, что некоторые национальные меньшинства, например, узбеки на юге Киргизии, захотят отделиться: они не являются объектом агрессии, как это было с осетинами и абхазами».
Что важнее - территориальная целостность страны или право наций на самоопределение? Санобар Шерматова считает, что оба эти принципа важны. «Эти два принципа признаются мировым сообществом, но входят в противоречие друг с другом. После Второй мировой войны в мире утвердился принцип территориальной целостности, который подвергся сомнению, когда Косово в результате военных действий был отделен от Сербии и признан рядом стран в качестве независимого государства. Но эти же страны отказывают юго-осетинам и абхазам в праве отделиться от Грузии». Полный текст интервью С.Шерматовой – здесь.
Эксперт по Центральной Азии и постсоветскому пространству Фабрицио Виельмини (Турин, Италия) считает признание президентом России Д.Медведевым Южной Осетии и Абхазии независимыми республиками «актом политического реализма». «После грузинской агрессии против Осетии в любом случае не было никакой возможности мечтать о воссоединении этих территорий в составе Грузии. Юридический вакуум вокруг этих территорий наступил уже более пятнадцати лет назад. Признание их независимости добавляет ясности в международных отношениях и регистрирует новую позицию Москвы. Это сигнал того, что Россия больше не будет сдавать свои интересы во имя сомнительной международной кооперации и не будет терпеть дальнейшие провокации с стороны США и их союзников».
«Это определение новых границ является само по себе здоровым и светлым актом, способным удержать нас от других актов эскалации насилия. Европа и США до сих пор просто не воспринимали всерьез российскую позицию, теперь пора начинать это делать», - считает политолог.
«Параллельная перспектива закрытия коридора снабжения НАТОвских сил в Афганистане через страны ОДКБ также ускорит осознание того, что НАТО есть недееспособная военная организация. Кроме этого, признание независимости Косово с стороны США и европейских стран в начале этого года открыло прецедент для подобных действий на международной арене. Лишь в кратковременной перспективе мы будем наблюдать рост напряженности, а уже в среднесрочной перспективе можно ожидать, что этот акт будет участвовать в формировании более сбалансированной системы международных отношений», - заявил Ф.Виельмини в интервью нашему агентству.
Тем временем, постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин вчера заявил, что транзит военных грузов НАТО в Афганистан через свою территорию Россия не остановит. «Позиция руководства нашей страны состоит в том, что Афганистан - это проблема во многом общая, - цитирует Рогозина издание «Газета». - «Талибы в последнее время демонстрируют максимальную активность, поэтому сейчас исключать транзит из общего перечня наших отношений с альянсом, я считаю, преждевременно. Понаблюдаем, как будут развиваться отношения, и такая позиция поддержана руководством».
По словам постпреда, положение НАТО в Афганистане близко к катастрофическому: военные несут колоссальные потери, а смена режима в Пакистане может поставить под угрозу транспортные коридоры. Вместе с тем Рогозин заявил, что соглашение об использовании НАТО российской военно-транспортной авиации не будет подписано. «Как мы можем сейчас идти на такого рода соглашения, если потом выяснится, что наши военно-транспортные самолеты будут доставлять так называемую гуманитарную помощь?» - задает вопрос Д.Рогозин.
Депутат парламента Кыргызстана, лидер парламентской фракции Социал-демократической партии Бакытбек Бешимов отмечает несколько моментов. «Первое то, что само развитие событий вело к этой ситуации: стремление Грузии в НАТО и открытое дистанцирование от России. Второе, что Южная Осетия и Абхазия давно говорили о том, что они неуютно чувствуют себя в составе новой Грузии. Было ожидаемо также их обращение к России о признании своей независимости. В целом, это - новый этап в развитии конфликтной ситуации на Кавказе. Сказать, как будут развиваться события, крайне сложно».
«Я более чем уверен, что на этом вопрос [территориальной целостности] на Кавказе не закроется. Возникает логичный вопрос: как быть с Нагорным Карабахом? Все-таки, правильный путь - это настаивание на признании территориальной целостности государств как важнейшего принципа сохранения стабильности и мира в регионе», - считает депутат.
«Обстоятельства сложились таким образом, что в Грузии возник конфликт между центральной властью и автономиями. И большая ответственность за это лежит на руководстве Грузии. Если бы интересы Абхазии и Южной Осетии разумно учитывались с самого начала в той мере, в которой сохранялось бы единство между народами, то, возможно, этой ситуации не было бы. Россия пошла на признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Но, если кто-то в руководстве России считает, что поощрением сепаратизма можно сбалансировать геополитическое противостояние в регионе и преподать урок малым странам, то это очень опасная, прежде всего, для самой России и её будущего точка зрения».
Бакытбек Бешимов считает, что последние события на Кавказе - серьезный вызов такому образованию как СНГ. Важно, как к этому отнесутся страны СНГ, ведь они должны будут определить свою позицию.
«Я думаю, что страны центрально-азиатского региона будут придерживаться позиции, схожей с позицией президента Казахстана, озвученной в начале конфликта», - прогнозирует Б.Бешимов.
«Думаю, что независимость Южной Осетии и Абхазии не будет признана ни Китаем, ни Европейским Союзом, ни США, тем более. Таким образом, на Кавказе создана совершенно новая ситуация с огромным конфликтным потенциалом», - считает эксперт.
Московская «Независимая газета» также приводит сразу несколько мнений авторитетных специалистов, рассуждающих о том, какие резолюции могут быть приняты на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), открывающемся сегодня в столице Таджикистана Душанбе. «Проблема еще и в том, что до сих пор ни одна из стран - участниц ШОС или наблюдателей этой организации не поддержала однозначно действия России в Южной Осетии», - заявил изданию старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Леонид Гусев. В частности, Казахстан, который поднялся на продаже углеводородов и реализует взвешенную внешнеполитическую позицию, вряд ли согласится с предложением России. По мнению эксперта, аналогичную позицию может занять Узбекистан. «Мы вновь наблюдаем у Ислама Каримова крен в сторону Запада. Поэтому ему высказываться однозначно также не целесообразно», - отмечает Гусев. Что касается Китая, то, как полагает эксперт, его позиция до конца неясна. «Для Пекина характерно все делать четко и аккуратно. Тем более что принятие российского предложения ведет к столкновению с интересами США. В итоговой Душанбинской декларации Россия вряд ли может рассчитывать на активную безоговорочную поддержку», - считает Леонид Гусев.
|
По мнению сотрудника Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, следует опасаться не внутренних расколов в Центральной Азии, а в первую очередь возможной смены политической ориентации государств региона, тем более что у каждой из стран есть опыт сотрудничества с Вашингтоном. «США просчитывают возможную реакцию центрально азиатских стран и смогут упредить ее встречными предложениями. Или нейтрализовать надежды России и получить однозначную и четко выраженную поддержку государств региона в политике США на Южном Кавказе», - сказал Аждар Куртов в интервью «НГ».
Что последует за этим, будет ли ШОС усиливать компонент военно-политического сотрудничества или в качестве ответной реакции возьмет курс на расширение своего состава? Кстати, претендующие на вхождение в организацию на правах полноценных членов Иран и Пакистан в качестве компромисса получат на предстоящем заседании ШОС новый статус - партнер по диалогу. Об этом «Независимой газете» сообщил президент Фонда востоковедческих исследований Сергей Лузянин. По его словам, сейчас прорабатываются документы о снятии моратория на расширение организации и механизмы принятия новых членов. Таким образом, либо Россия в ответ на возможные политические меры со стороны США будет искать союзников по жесткой формуле варианта ответа, либо ограничится общими политическими фразами. Как будут развиваться события – эксперты, опрошенные «Независимой газетой», предсказать затрудняются, поскольку Россия не доминирует в ШОС, а Китай не заинтересован в резкой конфронтации с США и НАТО.
«На открывающемся в Душанбе саммите стран ШОС Кыргызстан не сможет не озвучить свою позицию о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии», - заявил ИА «24.kg» один из лидеров Демократической партии Киргизии «Туран» Тайырбек Сарпашев.
«Лично я поддерживаю президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и ее премьер-министра Владимира Путина, взявших на себя историческую ответственность за судьбу двух народов – абхазского и южноосетинского», - сказал Тайырбек Сарпашев.
«Ни для кого не секрет, что проблема в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов возникла даже не в 1990-е годы, а гораздо раньше. И именно благодаря России хрупкий мир из тех, что лучше, чем война, здесь был установлен и не нарушался последние полтора десятка лет. Очевидно, что Грузия и только Грузия нарушила это мирное равновесие, установленное в регионе. Также очевидно, что ни миротворческие усилия РФ, ни авторитет мировой дипломатии не смогли сохранить гарантии безопасности для малых народов, коими являются абхазы и осетины», - считает лидер партии «Туран».
«Признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии – тревожный сигнал», - считает киргизский политолог Марат Казакпаев. - Несмотря на то, что сепаратизм получит дополнительное развитие как на пространстве СНГ, так и во всем мире, в Центральной Азии, по прогнозам политолога, «наиболее вероятно не усиление сепаратистских настроений внутри стран, а обострение пограничных проблем». «Может усложниться ситуация в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Но развитие сепаратизма в Ферганской долине мне кажется на данный момент маловероятным.»
Полный текст комментария Марата Казакпаева читайте здесь.