Узбекистан: «Луноокая» перспектива Назыма Аббасова
В Ташкенте состоялась премьера художественного фильма «Ойдиной» («Луноокая») известного узбекского режиссера Назыма Аббасова - старшего сына классика узбекского кино, прославленного кинорежиссера и сценариста Шухрата Аббасова.
«Ойдиной» - это трогательная притча о шестилетней девочке из горного кишлака, которая очень хочет пойти в школу, но ее туда категорически не пускают взрослые, поскольку, по их мнению, она еще мала. Для Ойдиной этот запрет становится настоящей трагедией, и она уходит от людей в горы…
По словам Назыма Аббасова, «Ойдиной» - уже четвертая его игровая картина. Свой первый фильм «Свидание в Самарре» он снял в 1989 году. Картина была разгромлена местной критикой как нечто крамольное и запрещена к показу. Однако впоследствии фильм был приобретен Шведской киноакадемией, которая по сей день использует его как кинопособие для шведских работников кино.
Затем совместно с актером и режиссером Мурадом Раджабовым Аббасов-младший снял коммерческую картину «Любовь, вор и воришки», потом была эпохальная лента «Феллини», завоевавшая целый ряд призов престижных международных кинофестивалей (Гран-при в Австрии, главные награды в Польше, Швейцарии и другие).
Аналогичная судьба, по всей видимости, уготована и «Ойдиной» - такой же некоммерческой картине, снятой на средства «Узбеккино». Премьера прошла, а прокатом и не пахнет – в ближайшем будущем фильм отправится в путешествие по различным зарубежным фестивалям, и не исключено, что также пожнет лавры. В этом смысле Назыма Аббасова можно сравнить разве что с Юсуфом Раззыковым, собравшим на зарубежных фестивалях целый букет наград за свои фильмы, поэтому, безусловно, Аббасов-младший - один из самых перспективных кинорежиссеров Узбекистана.
- Фильм «Ойдиной» снимался в очень тяжелых высокогорных условиях Кашкадарьи, - рассказывает Назым Аббасов. - Это уникальный, удивительный край, где живут очень хорошие люди, а природа сохранила свою первозданную красоту. Если говорить о режиссерской сверхзадаче, мне все время хотелось сориентироваться в этом мире, ответить себе на извечные вопросы: для чего мы пришли в этот мир, для чего живем.
И я подумал, что лучше всего мои невоплощенные идеи-вопросы передать через мир ребенка, через маленькую девочку. Тем более что после наступившей в 1991 году в Узбекистане Независимости многие не знают, как шагать по этому миру. Эта девочка Ойдиной почему-то ассоциировалась у меня с такой юной демократией. Как-то и знаменитый казахский писатель Олжас Сулейменов сказал, что «демократия – это как юная хрупкая девочка, но только не надо ее трогать своими грубыми грязными руками». А потом, появилось много любопытных историй, которые можно было бы объединить в одном фильме и подать достаточно весело и изящно.
Но, в общем-то, получилась, скорее, некая притча о чистой маленькой девочке, и мир видится ее глазами. Каждый из героев фильма гротескно напоминает собой тряпичных кукол, которых девочка вышивает на протяжении всего фильма. Ну и финал, когда девочка в тумане ведет за собой людей, и с неба вдруг падает водопад, – я думаю, это чисто притчевая символика.
Сид Янышев