Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Вынесен приговор по делу об убийстве Музаффара Туйчиева. Впереди - апелляция

16.12.2008 12:06 msk, Омар Шарифов (Фергана.Ру)

Права человека Узбекистан

12 декабря в Ташкентском областном суде по уголовным делам завершился суд над четырьмя милиционерами, обвиняемыми в избиении до смерти задержанного ими 30-летнего Музаффара Туйчиева. Они были признаны виновными и приговорены к заключению на сроки от 8-ми до 17-ти лет. [О деле мы подробно рассказывали в статье «Пытки вместо следствия. Адвокатские истории» ]

Предыстория этого дела такова. 24 марта 2008 года трое сотрудников милиции задержали Музаффара Туйчиева в городке Нурабаде (Ташкентская область), куда он прибыл из Ангрена вместе с собранной им бригадой рабочих перед выездом на заработки в Казахстан. Согласно обвинительному заключению, Туйчиев подвергся задержанию, поскольку находился в розыске за «кражу и разбой». Его родные отрицают это и утверждают, что, находясь на заработках, Музаффар, свободно, ни от кого не скрываясь, приезжал домой, чтобы навестить жену и двух детей. «Не был он в розыске, - утверждает его мать Зулхумор. - Никто к нам не приходил, не искал его. Когда мы справляли свадьбу двух его братьев, он там присутствовал, танцевал, а ведь там много людей было. Как он мог находиться в розыске, если его никто никогда не спрашивал?».

Адвокат Рухиддин Камилов, представляющий интересы родителей Музаффара, тоже считает, что никакого розыска не было. «В 2006 году его обвинили в преступлении по статье «разбой», а в апреле 2008 года – в краже, - объясняет он. – В отношении обвинения в разбое суд вынес определение об отправке дела на доследование. А по второму обвинению вообще нет никаких материалов, указывавших на то, что он совершал эту кражу. Тем не менее, в материалах уголовного дела содержится постановление по заведению розыскного дела от 15 декабря 2007 года. То есть, он все же был объявлен в розыск. Хотя это очень странный документ - в верхней части указано имя одного следователя, а подписан он другим. Думаю, это подделка, сфабрикованная позже, чтобы оправдать его задержание. Знаете, когда суд уже шел, ангренские милиционеры признавались, что они хотели оформить его как упавшего на бетонный пол…»

Так или иначе, но, согласно обвинительному заключению, сразу же после задержания Туйчиева сотрудники милиции принялись его избивать. В городском отделении внутренних дел Ангрена избиения продолжились, поскольку задержанный ни в чем не хотел признаваться. Утром, 25 марта, он умер. По словам родителей, его тело было иссиня-черным от синяков и кровоподтеков.

Из заключения судебно-медицинской экспертной комиссии: «Закрытая травма органов брюшной полости, разрыв брыжейки тонкого кишечника с кровоизлияниями в брюшную полость, в мягкие ткани и подкожно-жировую клетчатку шеи, груди, крестца, ягодиц, стоп, мягких тканей головы: жидкая кровь в количестве до 4 литров». Помимо этого было зафиксировано малокровие внутренних органов, множественные ссадины и кровоподтеки на различных частях тела: лице, шее, верхних отделах груди, животе, ягодицах, руках и ногах.

Дело об убийстве Музаффара Туйчиева получило огласку, и следственные органы Ташкентской области провели внутреннее расследование, по итогам которого в отношении трех милиционеров, задержавших Туйчиева в Нурабаде и доставивших его в ГОВД Ангрена, а также в отношении заместителя начальника следственного изолятора ангренского ГОВД Абдукасыма Исмаилова было возбуждено уголовное дело. По версии следствия, трое оперативников (а затем и Исмаилов) избили Туйчиева дубинками, отчего он потом и скончался.

Основному обвиняемому - оперативнику Азизу Ахмедову – были предъявлены обвинения по пяти статьям УК Республики Узбекистан: «Нанесение умышленных тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего», «Злоупотребление властью или должностными полномочиями», «Превышение власти или должностных полномочий», «Бездействие власти», «Применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». Обвинения из того же набора статей предъявили и инспектору Джахонгиру Ганиеву, оперативнику Дильмуроду Пейсенову, а также заместителю начальника следственного изолятора ангренского ГОВД Абдукасыму Исмаилову.

В то же время родители погибшего не согласились с тем, что к уголовной ответственности было привлечено только четверо сотрудников МВД. По их информации, милиционеров, участвовавших в избиении и пытках их сына, было гораздо больше, и на скамье подсудимых оказались лишь некоторые из них.

О том же говорили и выступавшие на суде свидетели. Сайт Uznews.net со ссылкой на правозащитницу Саломатой Бойматову, приводит показания двух мужчин, находившихся под арестом в ГОВД Ангрена во время избиения Туйчиева. Первый свидетель, Карим Мирзабоев, рассказал, что 24-го марта он сидел в подвале городского отделения внутренних дел (ГОВД) Ангрена. «Я слышал крики мужчины. Через дырку в двери я увидел как милиционер Абдукасым Исмаилов (зам. начальника следственного изолятора ангренского ГОВД, один из четырех подсудимых) бил Музаффара Туйчиева. Позже я увидел Туйчиева лежащего на кровати с закованными в наручники руками».

По словам свидетеля, двое задержанных могли переговариваться через дверь, и Туйчиев рассказал ему, что милиционеры отняли у него 370 тысяч сумов ($270), 50 долларов и мобильный телефон. Затем, зная о том, что он занимается вывозом людей на работу в соседний Казахстан и сам работает там, они стали требовать от него больше денег. «Музаффар рассказал мне, что на него надевали противогаз для вызова удушья, милиционеры избивали его, а затем обливали холодной водой, он замерзал от холода. Музаффар сильно дрожал, наверное, у него была температура», - заявил на суде Мирзабоев. По его словам, в камеру Музаффара Туйчиева заходили и другие милиционеры, которых он назвал по именам: еще один Азиз, Акбар и Хуршид, не фигурировавшие в деле об убийстве Туйчиева в качестве подозреваемых.

После Мирзабоева выступил еще один свидетель, Санжар Гоипов. «Ко мне в камеру в тот вечер зашел Абдукасым Исмаилов и предупредил меня, что я ничего не видел и не слышал, – рассказал он. - На самом деле из камеры Туйчиева я слышал глухие звуки, такие бывают, когда людей бьют, надев им на голову противогаз. Я много раз бывал в следственных изоляторах и такие звуки мне знакомы. И люди, пережившие это, рассказывали, как их жестоко пытали в противогазах. Я также видел, как милиционер по имени Хуршид выносил противогаз из камеры, где находился Туйчиев».

Несмотря на эти показания уголовное дело в отношении остальных ангренских милиционеров (начальника ангренского ГОВД Шухруддина Асилходжаева, начальника следственного отдела Р.Талипова, а также Ибрагимова, Саттарова, Мамажанова, Мамаджанова, Умурзакова, Шукурова, Исакулова, Эсанова) возбуждать не стали, а выделили его в отдельное производство. После 23 августа их уже не допрашивали.

Во время суда сотрудников ангренского ГОВД допрашивали в качестве свидетелей (за исключением единственного ангренского обвиняемого - Абдукасыма Исмаилова). Все они заявили, что к убийству Музаффара Туйчиева не причастны, и подтвердили, что в их отношении следственное дело не ведется. Начальник ангренского ГОВД Шухруддин Асилходжаев и его заместитель Валижон Ибрагимов тоже дали показания суду. Асилходжаев объяснил, что к смерти задержанного он никакого отношения не имеет, поскольку в день убийства его даже не видел. Заместитель начальника Ибрагимов тоже отказался признавать свою вину. После этого сотрудники ангренского ГОВД были отпущены с миром.

Не признали себя виновными и непосредственные обвиняемые. По словам двух оперативников и инспектора, они доставили Туйчиева из Нурабада в Ангрен живым и здоровым, после чего передали на руки сотрудникам ангренского ГОВД и вернулись в Нурабад. О своей невиновности заявил и четвертый обвиняемый - заместитель начальника следственного изолятора ангренского РОВД.

Того же мнения придерживаются и родители Музаффара Туйчиева. Они считают, что истинные убийцы их сына избежали ответственности, а всю вину возложили на «крайних».

- Мы недовольны этим приговором, - говорит его мать Зулхумор. - Настоящие убийцы остались работать на месте. Нурабадские его просто доставили в ГОВД, а ангренские убили. Их вызывали в суд, но они оправдались. Как это не они его убили, если у них в отделении это случилось? Когда следствие вели, они себе все необходимые документы сделали.

Родители полагают, что прокуратура и суд укрыли от ответственности начальника ГОВД Ангрена Шухруддина Асилходжаева, допустившего убийство задержанного. По словам матери Музаффара, за закрытие уголовного дела ее семье предлагали через посредников 30 тысяч «зеленых», но она отказалась взять эти деньги, настаивая на том, чтобы убийцы ее сына были наказаны. Что касается начальника ангренского ГОВД Шухруддина Асилходжаева, то после смерти Туйчиева его перевели на новое место работы - с городского на областной уровень – сегодня он возглавляет отделение уголовного розыска в управлении внутренних дел Ташкентской области.

- Странно, что обвиняемые всё отрицают, - комментирует прошедший суд адвокат Рухиддин Камилов. - Они утверждают, что невиновны, не признают никаких обвинений. Частично они, конечно, виноваты, но ими прикрывают еще кого-то, того, кому удалось уйти от ответственности. То есть, их сделали козлами отпущения.

В настоящее время родители Музаффара Туйчиева готовятся подать на апелляцию. Остается добавить, что у него остались жена и трое детей. Третий ребенок родился уже после его смерти.

Омар Шарифов