Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Рахмонову надоели исламисты, с которыми он подписал мирный договор

15.07.2002 00:00 msk, Дмитрий Глумсков

Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов впервые после заключения в 1997 году мирного договора с Объединенной таджикской оппозицией (ОТО) подверг резкой критике деятельность Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Одна из самых влиятельных в стране политических партий обвинена в пропаганде экстремизма. Многие наблюдатели сделали вывод, что дело идет к ее запрету.

Выступая в субботу перед делегатами второй конференции Движения национального единства и возрождения Таджикистана, которая проходила в государственном комплексе "Кохи вахдат", Эмомали Рахмонов (Imomali Rahmonov) вместо привычных слов о необходимости единения неожиданно подверг резкой критике деятельность Партии исламского возрождения.

ПИВТ, созданная в 1990 году, стала главной силой ОТО. В 1997 году Партия исламского возрождения Таджикистана и Эмомали Рахмонов подписали мирный договор, положивший конец пятилетней гражданской войне. После этого активисты партии, в том числе некоторые полевые командиры, были допущены на командные государственные посты или занялись коммерческой деятельностью.

Как заявил Эмомали Рахмонов, некоторые члены ПИВТ вопреки действующему законодательству "занимаются идеологической обработкой людей в экстремистском духе, что может привести к расколу общества". По словам господина Рахмонова, в мечетях, число которых в последние годы увеличилось в несколько раз, ведется пропаганда экстремизма. В качестве примера он привел Исфаринский район, один из крупнейших в стране, расположенный на стыке Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Президент Таджикистана насчитал в этом районе, где проживает 200 тыс. человек, 192 мечети. Это ненамного больше, чем положено по закону (одна мечеть на 15 тыс. человек), но, как считает президент, является тревожным сигналом. Восемь священнослужителей этих мечетей - члены ПИВТ, что является грубейшим нарушением закона.

Впервые после заключения в 1997 году мирного договора с Объединенной таджикской оппозицией президент Таджикистане позволил себе обвинения в адрес ПИВТ, главной оппозиционной партии Таджикистана. Напомним, что это единственная официально зарегистрированная партия исламского толка в Центральной Азии. Другая крупная исламская партия, "Хизб-ут-Тахрир" (Партия освобождения), запрещена во всех центральноазиатских государствах. По мнению наблюдателей, столь жесткая критика Партии исламского возрождения может быть предвестием ее скорого запрета.

Представители ПИВТ пока никак не прореагировали на критику президента. По информации Ъ, ее лидеры решают, каким будет ответ оппозиции.