Северный Таджикистан: Жизнь на руинах советской урановой промышленности
Во времена СССР в большой стране из множества республик находилось множество так называемых «закрытых» городов и поселков. Попасть в эти населенные пункты простому человеку зачастую оказывалось непросто. На въездах и входах в секретные промышленные центры, где производили продукцию военного назначения, были установлены посты, велся постоянный учет граждан. В Таджикистане к таким сверхсекретным городам относились Табошар, Чкаловск и поселок Адрасман.
Уран в этих местах добывали с конца 20-х годов XIX вплоть до 90-х годов XX века. Затем Советская империя развалилась, заодно рухнули и все промышленные предприятия Северного Таджикистана, что занимались производством и первичной переработкой урана - стратегически важного сырья военно-промышленного комплекса бывшего Советского Союза.
В течение многих лет о реабилитации этих заводов и фабрик никто в Таджикистане не задумывался. Более того: сложилось мнение, что уран используется сугубо в военных целях, а это якобы противоречит миролюбивой политике и политическому курсу руководства Республики Таджикистан. Однако два года тому назад сам президент Эмомали Рахмон призывал ученых изучать и внедрять опыт мирного использования ядерного топлива.
Дегмайское хвостохранилище как «бомба замедленного действия»
Дегмайское хвостохранилище, общий вид. Фото © «Фергана.Ру»
Источник - Wikipedia
Из этих хвостохранилищ одно до сих пор считается рабочим (!), хотя прошло уже более десяти лет с того момента, как деятельность на нем остановилась.
По данным, полученным в Управления окружающей среды Согдийской области, Дегмайское хвостохранилище имеет площадь 90 га, расположено на Дегмайской возвышенности - вблизи населенных пунктов Гозиён (на удалении в 1,5 километров), Ёва (9 км), и города Худжанда (14 км). В этом хвостохранилище захоронены радиоактивные отходы объемом около 20 млн кубических метров (примерно 36 млн тонн).
С 1999 года хвостохранилище практически не эксплуатируется. В силу этих причин произошло высыхание чаши хвостохранилища, и возникла реальная угроза разноса радиоактивной пыли на близлежащие территории. С целью уменьшения опасности такого радиоактивного загрязнения часть территория «пляжа» была засеяна камышом, что позволило не допустить разноса радиоактивного песка за пределы санитарно-защитной зоны хвостохранилища.
Как показали последние замеры гамма-излучения, уровень радиации вокруг хвостохранилища не превышает фоновых значений и составляет 18-25 мкр/час. Значение доз гамма-излучения на самом хвостохранилище не превышает 150-250 мкр/час.
По словам профессора Хотама Муртазоева, максимальный радиационный фон в Таджикистане не должен превышать 57 микрорентген/час. Однако на хвостохранилищах Согдийской области доза излучении иногда достигает 200 микрорентген/час.
- Согласно Закону Республики Таджикистан о радиоактивных веществах, допустимая санитарная норма радиационного излучения для населения составляет от 11,2 до 57 микрорентген/час. Если существующая доза превышает предельно допустимую норму, то должны предприниматься дополнительные меры предосторожности. С сожалением приходится отмечать, что на территории хвостохранилищ гамма-излучение иногда вырастает с 200-300 до 2000 микрорентген/час.
Трещины увеличиваются…
Летняя жара испепеляет поверхность земли в районе хвостохранилищ, сегодня она покрылась трещинами различных величин. Последняя проверка, проведенная Управлением охрана окружающей среды Согдийской области в сентябре 2007 года, показала, что образовавшиеся трещины особенно многочисленны и имеют наибольшие параметры (ширина, глубина) на той части хвостохранилища, которая не была засеяна камышом. Здесь трещины имеют ширину до 50 сантиметров, и глубину местами до 4-4,5 метров. Размеры, частота и протяженность трещин увеличивается от границ посева камыша на южной части хвостохранилища в северном направлении до границ второй полосы посева камыша.
Урановая земля – поверхность хвостохранилища. Фото © «Фергана.Ру»
По словам ведущего специалиста Управления защиты окружающей среды Согдийской области Таджикистана, кандидата технических наук Аскара Абдувалиева, сложившаяся ситуация вызывает озабоченность в связи с тем, что хвостохранилище является источником выделения радиоактивного газа-радона. Образовавшиеся трещины обнажили нижележащие слои отходов, имеющие больший уровень радиоактивности. Проведенные замеры гамма-излучения показали, что их величина на уровне трещин составляет 750 мкр/час, а на высоте одного метра над трещинами - 350 мкр/час.
Таким образом, создавшаяся ситуация приводит с одной стороны к увеличению излучения радона, а с другой - увеличению риск разноса пыли на близлежащие территории.
- Биохимические исследования показали, что содержание радиоактивных и сопутствующих урану в рудах элементов в почве и растениях в районе хвостохранилища растет, это подтверждается и результатами гамма-съемок, - продолжает Аскар Абдувалиев. - Поступление загрязняющих веществ в окружающую среду происходит за счет пыли, выносимой ветром с пляжа хвостохранилища.
Радионуклиды и вода: Чем может закончиться этот тандем?
Серьезную озабоченность у специалистов вызывает и состояние дамбы хвостохранилища. Система наблюдательных скважин для контроля миграции техногенных растворов из хвостохранилища по различным причинам вышла из строя. Однако результаты выполненных специалистами предприятия «Востокредмет» геофизических исследований и геохимического опробования показывают, что происходит отрыв техногенных растворов от периметра хвостохранилища и их миграция в область разгрузки пластовых вод Ходжа-Бакыргана и реку Сыр-Дарья. Такое положение может привести к проникновению техногенных растворов, содержащих различные макро- и микрокомпоненты, в том числе, радионуклиды, в область водозабора для хозяйственно-бытовых нужд, то есть к загрязнению подземных и поверхностных вод.
Водопроводные трубы и понтонный мост превратились в металлолом. Фото © «Фергана.Ру»
Как твое здоровье, земляк?
Учитывая расположение Дегмайского хвостохранилища и его нынешнее состояние - разнос радиоактивной пыли, постоянное ионизирующее излучение, вероятность загрязнения подземных и поверхностных вод химическими составляющими радиоактивных отходов, а также большой объем радиоактивных отходов, наличие вблизи населенных пунктов, нахождение вблизи объекта река Сыр-Дарья (9 км), - позволяет сделать вывод, что данный объект представляет собой реальную угрозу окружающей среде и здоровью населения области.
Более того, южная часть хвостохранилища превращена в неофициальное мусорное поле, на котором полно диких собак. Только за четыре месяца этого года десять местных жителей пострадали от их укусов.
По мнению главного врача Центра здоровья «Гозиён» Бободжонгафуровского района Тухтабоя Рахимова, территория их обслуживания охватывает более 16 тысяч человек. В течение нескольких лет количество больных с онкологическими заболеваниями стабильно составляло 30 человек. Однако с начала текущего года их число достигло 32. Один больной уже скончался.
- Беда еще заключается и в том, что онкологические болезни в районе год от года «молодеют». Стали страдать раковыми заболеваниями и подростки 15-16-летнего возраста, - рассказывает врач с 35-летным стажем Иухтабой Рахимов.
Помимо онкологических заболеваний население джамоата (местной общины) Гозиён страдает гепатитом-А (в 2008 году - 9 человек, а за четыре месяца текущего года - уже 6 человек), туберкулезом (в 2009 году - 13 человек), эхинококком (1 человек).
По мнению независимых экспертов, экологический риск увеличивается из года в год, создавая реальную опасность радиоактивного загрязнения широкой территории вокруг хвостохранилища, а попадание радиоактивных веществ в сельскохозяйственную продукцию, выращиваемую в окрестностях хвостохранилища, может привести к радиоактивному облучению значительного количества населения области.
- Сложность решения данной проблемы состоит в отсутствии финансовых средств для проведения реабилитационных работ в полном объеме, - говорит директор Согдийского филиала Агентства по ядерной и радиационной безопасности Академии наук Таджикистана Нуъмон Хакимов. - Кроме того, до настоящего времени хвостохранилище имеет статус «действующие», хотя оно уже давно не эксплуатируется.
Кого волнуют судьбы горожан?
- Состояние других хвостохранилищ, расположенных в поселке Адрасман города Кайраккума, а также городе Табошаре, - не лучшее. Напротив, они вызывают особое опасение по причине того, что находятся вблизи населенных пунктов, а также саев (маленьких речек). В результате проливных дождей и селевых потоков радиоактивные отходы смываются в эти реки и ручьи.
Общий вид шахт поселка Адрасман. Фото с сайта Moy-adrasman.narod.ru
Вызывает особую тревогу тот факт, что в связи с дефицитом пресной и поливной воды население часто использует для орошения и питья загрязненную воду.
В городе Табошаре существуют четыре хвостохранилища, что расположены в расстояние от полукилометра до четырех километров от административного центра. На основе собранных материалов, а также анализа медико-демографических показателей состояния здоровья населения за 1997-2007 годы, можно сделать следующие выводы.
За последние 5-10 лет наблюдается рост числа заболеваний среди населения, а также увеличение количества мертворожденных детей. По медико-статистическим данным, из ста младенцев двое рождаются с врожденными аномалиями, чаще всего, несовместимыми с жизнью.
85 процентов беременных женщин страдают анемией, более 64% новорожденных рождаются с малокровием. В период беременности у более половины женщин отмечаются явления угрозы ее прерывания. В 2000 году 48% всего населения города были поражены эпидемическим зобом, в настоящее время - более 62%. В 2007 году в городе выявлено 79 больных с активной формой туберкулеза, 13 случаев с онкологическими заболеваниями различных органов, а это - один из самых высоких показателей в Согдийской области из расчета к численности населения.
Между состоянием окружающей среды и здоровьем населения обнаруживается определенная зависимость. Так частота случаев перинатальной (сразу после рождения) и младенческой смертности, врожденных пороков и выкидышей приходится на семьи, проживающие или ранее проживавшие в Старом Табошаре, махаллях (кварталах) Кураминская и Саримсакли – то есть, на наиболее неблагоприятных в экологическом отношении территориях.
Напомним, в конце 80-х годов XX столетия в Табошаре проживало более 25 тысяч человек. С приостановкой работы промышленных объектов, в частности, завода «Заря Востока», основная масса населения покинула Табошар. В настоящее время в этом уже полностью «открытом» городе проживают около 12 тысяч человек.
По мнению руководителя общественного объединения « Молодежная группа по защите окружающей среды» Дмитрия Прудских, для предотвращения или уменьшения негативных влияний урановых хвостохранилищ необходимо, в первую очередь, захоронить их по международным стандартам. Затем - провести комплексные исследования по определению влияния хвостохранилищ на здоровье людей. Необходимо поощрять деятельность тех предприятий, которые намерены заняться вторичной переработкой урановых отходов, а также их надлежащим захоронением, в частности, сократить для них налоги. Деятельность таких предприятий отчасти может разрешить и накопившиеся социальные проблемы, прежде всего, связанные с обеспечением населения работой.
Сегодня в хвостохранилищах Согдийской области хранится более 55 миллионов тонн отработанных радиоактивных отходов. По мнению профессора Хотама Муртазаева, данные отходы можно и нужно вторично перерабатывать, так как полезного концентрата в них еще достаточно.
В Таджикистане уже более десяти лет не занимаются первичной переработкой урана. Города и поселки, на территории которых производили уран, опустошены. Элиты отсюда ушли навсегда, они четко знали: запасы урана в недрах республики практически исчерпаны, рано или поздно все заводы и комбинаты, занимающиеся производством ядерного топлива, будут остановлены, а местному населению достанутся лишь руины урановых свалок и горы экологически проблем.
Тилав Расул-заде