Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Наркопотребление в Узбекистане: Взгляд на ситуацию

08.07.2009 20:18 msk, Фергана.Ру

Узбекистан Общество
Наркопотребление в Узбекистане: Взгляд на ситуацию

По оценочным данным Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), в 2006 году в Узбекистане насчитывалось 130 тысяч потребителей наркотиков, в том числе, 80 тысяч - потребителей инъекционных наркотиков (ПИН).

Высокий уровень наркопотребления в Узбекистане объясняется близостью Афганистана – крупнейшего производителя опиума в мире. Это обуславливает относительно низкую цену и, как следствие, доступность наркотических веществ.

В отличие от многих других «неприятных» тем, вопросы борьбы с незаконной торговлей наркотическими веществами и наркотрафиком открыто обсуждаются в Узбекистане на официальном уровне; регулярно публикуются сообщения об изъятии крупных партий героина.

Тем не менее, для большинства узбекистанских наркопотребителей в нынешнем году 26 июня, Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, стал днем, который дал повод говорить о проблемах. А их недавно прибавилось.

Дело в том, что в середине июня текущего года Министерство здравоохранения Республики Узбекистан приняло решение о завершении проекта по опиоидной заместительной терапии (ОЗТ), используемой для лечения наркотической зависимости, а также повышения приверженности к антиретровирусной терапии у людей, живущих с ВИЧ. В письме Минздрава от 15 июня, распространенном среди партнеров, включая международные организации, сообщалось о нецелесообразности дальнейшей реализации программы ОЗТ.

При заместительной терапии наркопотребителю даются такие препараты, как бупренорфин и метадон, которые позволяют героиновым наркопотребителям отказаться от инъекционного использования героина.

Проект по заместительной терапии бупренорфином реализуется на базе Ташкентского городского наркологического диспансера с апреля 2006 года, а метадоном - с 2007 года. За эти годы в программе ОЗТ приняло участие около 340 инъекционных потребителей наркотиков. Что теперь ожидает этих людей? Нам удалось встретиться с некоторыми из них.

Венера (все имена изменены) - одна из тех, кто получал заместительную терапию последние три года. «Мы три года участвовали в этой программе, а теперь нас взяли и выкинули как котят. Что мы теперь будем делать? Один «чек» героина стоит 25 тысяч сумов (14 долл. США)!» - говорит сорокалетняя женщина.

Женщина заразилась ВИЧ от своего мужа-наркопотребителя четыре года назад. Сейчас она воспитывает дочь-подростка и ждет из заключения мужа, отбывающего наказание за хранение наркотиков.

Другой наш собеседник, Алексей, тоже долгое время находился на заместительной терапии, прежде чем наступила ремиссия (временное или полное исчезновение симптомов хронической болезни). Потом он стал помогать другим больным – развозил им шприцы и презервативы. Решение о приостановлении заместительной терапии он воспринял как удар по всем усилиям, которые он и его коллеги предпринимали последние годы.

«За последнюю неделю уже троих моих знакомых ребят арестовали. Они были на заместительной терапии. Как только программа закончилась, они пошли на «улицу» покупать героин, и их задержали. Сейчас двое находятся под следствием, одного уже посадили. За все годы, что они получали заместительные препараты, они потеряли контакты с наркодилерами, вот и попались. А другие, кто не прекращал принимать наркотики, продолжают, и будут продолжать это делать», - считает Алексей.

Сотрудники сервисных служб, занимавшиеся помощью наркопотребителям, отказались дать интервью, так как тема наркопотребления и ВИЧ/СПИДа всегда была довольно деликатной в Узбекистане, а с запретом заместительной терапии превратилась в табу.

Мы обратились в одну из международных организаций, которая сотрудничает с правительством Узбекистана по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа. Согласившись говорить с нами на условиях анонимности, представитель этой организации сказал следующее:

- Мы наравне с другими международными организациями, в том числе ООН, работаем с национальным партнером – Министерством здравоохранения Узбекистана по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа. Заместительная терапия помогла многим людям вернуться к нормальной жизни, поэтому решение об ее отмене мы считаем поспешным. Кажется, те, кто принял такое решение, недостаточно хорошо понимают, что запретами и наказаниями делу не поможешь: наркопотребителей от этого меньше не станет. В стране, где остро стоит вопрос как наркопотребления, так и ВИЧ/СПИДа, необходимо принимать серьезные меры для профилактики их дальнейшего распространения. А принятое решение, наоборот, может привести к росту потребителей героина и других наркотиков. Но мы надеемся, что программа заместительной терапии будет продолжена, - заявил наш собеседник.

Следует отметить, что существует два основных подхода в борьбе с наркоманией и наркоторговлей. Традиционный подход – это программы снижения спроса на наркотики, и другой - на борьбе с ее отрицательными последствиями. Применение санкций против наркоторговцев и наркопотребителей долгое время было главной стратегией борьбы с наркотиками во многих странах. Известны случаи, когда для устрашения наркоторговцев в некоторых странах приговаривали к смертной казни даже иностранных туристов, задержанных при перевозке относительно небольших партий наркотиков. Однако, как показывает статистика, традиционные меры борьбы с наркоманией давали в 1960–1970-е довольно слабый эффект, или даже вообще оказывались бесполезными: рост расходов на полицейские мероприятия шел параллельно росту наркомании. Поэтому в 1980-е стали звучать призывы к поиску качественно новых путей.

Одним из таких направлений является программа «Снижение вреда (harm reduction) от немедицинского употребления наркотиков», являющаяся стратегией для работы с потребителями наркотиков. Она была выработана с целью предотвращения вредных для здоровья последствий, возникающих из-за употребления все большим количеством людей незаконных наркотиков.

В Узбекистане программа Снижения вреда стала внедряться в 1999 году. Специалисты отмечают, что решающим фактором при принятии этой модели было распространение ВИЧ инфекции и СПИДа.

Необходимо отметить, что данная программа воспринимается и специалистами, и в обществе неоднозначно. В официальных кругах и СМИ Узбекистана, к примеру, преобладает мнение, что ВИЧ/СПИД, также как и наркопотребление имеют корни в безнравственности и противоречат местному менталитету, устоям и обычаям.

Среди специалистов также существуют противники ОЗТ. Один из них сказал нам следующее: «Заместительная терапия в силу своего ограниченного эффекта как компонента снижения вреда от немедицинского употребления наркотиков не позволяет считать данный подход научно обоснованным подходом для лечения опиатной наркозависимости. Сторонники ОЗТ говорят об её эффективности в плане профилактики ВИЧ, снижения криминогенности и лечения наркомании. Однако эти эффекты, по моему мнению, весьма сомнительны. Многие наркоманы все равно продолжают употреблять героин в поисках удовольствия, а значит по-прежнему остается риск ВИЧ, криминала. А о лечении и речи нет».

Сторонники заместительной терапии уверены, что эта модель является самой реалистичной стратегией в борьбе против наркопотребления и распространения ВИЧ. Они отмечают, что для многих, получивших ОЗТ по программе «Снижение вреда», это означало возврат к нормальной жизни – они нашли работу, вернулись в семью.

«Люди, принимающие решение о судьбах наркопотребителей и их семей, должны понимать, что наркозависимость и ВИЧ не имеют ни социальных, ни иных предпочтений: они могут коснуться любого человека, независимо от среды, материального статуса, образования, былых заслуг, этнической принадлежности и т.п., - говорит ташкентский врач-нарколог, попросивший не называть его имени. - Это ведет к потере работы, а потом и работоспособности, общество теряет молодое трудоспособное население. Наркомания – это ведь не проблема одного отдельно взятого человека, это социальная проблема».

«Конечно, каждая страна имеет право выбирать собственный путь для решения проблем наркопотребления и профилактики ВИЧ. Однако данное решение оставляет открытыми ряд вопросов, на которые рано или поздно придется отвечать перед семьями тех людей, кто участвовал в программах заместительной терапии, перед теми, кто поверил в возможность вернуться к нормальной жизни, работе и семье, перед теми, кто завтра уже не получит помощи и поддержки. Политика только снижения поставок, вкупе с применением наказаний к наркопотребителям не может полностью решить проблему наркопотребления и ВИЧ/СПИДа. Только скоординированная работа по трем направлениям - снижение поставок, снижение спроса на наркотики и снижение вреда - могут оказать значимый эффект как на дальнейшее течение эпидемии ВИЧ в стране, так и на проблему наркопотребления. По мнению специалистов, такой широкомасштабный подход к проблеме дал свои результаты: по сравнительным данным ДЭН (дозорного эпидемиологическго надзора), проведенный в Узбекистане в 2005 и 2007 годах, было показано снижение темпов распространения ВИЧ, гепатита В и С среди уязвимых слоев населения. Это, утверждают специалисты, явилось результатом проведенной профилактической работы среди наркопотребителей, работников секс-индустрии, мигрантов и других. В том случае, если деятельность по вторичной профилактике будет сведена к нулю, это перечеркнет все усилия последних десяти лет - резко возрастет риск того, что инфекция выйдет за пределы уязвимых слоев населения и примет устрашающие масштабы», - считает наш собеседник.