Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Пятая Международная узбекская хлопковая ярмарка: Узбеки всех стран соединились

12.11.2009 14:30 msk, Мария Яновская

Экономика Узбекистан
Пятая Международная узбекская хлопковая ярмарка: Узбеки всех стран соединились

В Узбекистане завершился очередной сезон сбора хлопка. Правительство объявило, что в республике в этом году собрали более 3 миллионов 400 тысяч тонн хлопка-сырца. 2 ноября 2009 года президент Узбекистана Ислам Каримов поздравил хлопкоробов страны с «радостным событием в жизни Узбекистана»: успешно выполнив договорные обязательства, фермеры и дехкане «одержали большую трудовую победу и возвели высокий хирман (место, где складируют собранный хлопок – ред.) в более чем 3 миллиона 400 тысяч тонн хлопка-сырца». По справедливому замечанию президента, этот успех «является результатом самоотверженного труда опытных дехкан и фермеров, специалистов и механизаторов, всех сельских тружеников, внесших достойный вклад в эту победу».

В своем послании И.Каримов напомнил народу, что «сельское хозяйство не знает года, который бы не требовал от дехкан огромных, неимоверных усилий», что «нынешний сезон оказался для нас весьма сложным», и это потребовало «неустанного, самоотверженного труда». Президент высоко оценил умение дехкан «эффективно трудиться даже в тяжелейших условиях, с честью преодолевая все испытания», однако заметил, что высокие достижения были обеспечены «коренными реформами, осуществленными в годы независимости в сфере сельского хозяйства».

Про реформы сельского хозяйства в Узбекистане можно рассуждать отдельно – сходу ведь и не скажешь, в чем их успешность, да и вообще – есть ли они?..

Интересно другое. Президент говорит о «неимоверности усилий» дехкан и фермеров, не упоминая о том, что хлопок на полях Узбекистана вручную и с утра до ночи собирают дети, бюджетники и мардикоры (поденные рабочие), причем мардикоров нанимают сами бюджетники, лишь бы не ехать на эти «чертовы поля». Именно они работали как рабы на плантациях – в нечеловеческих условиях, практически за гроши, - и именно этим людям президент не высказал ни слова благодарности в своем послании. Не извинился перед родителями. Ничего не пообещал.

Не счел нужным. Потому что официально детский труд в Узбекистане давно не используется.

Дети  на хлопке
Правительство Узбекистана делает вид, что детей на полях нет. Фоторепортажи «Ферганы.Ру» - в Галерее

Президент делает вид, что узбекские дети не травятся на полях химикатами, не надрываются на сборе хлопка от непосильного труда, - а покупатели узбекского хлопка в ответ делают вид, что ничего не знают. Хотя последнее время «сохранять лицо» все трудней - напомним, что некоторые европейские и американские импортеры хлопкового текстиля и торговцы одеждой объявили бойкот узбекскому хлопку – и именно из-за использования подневольного детского труда на полях. Однако на многих других бизнесменов этот бойкот должного впечатления не произвел. Во всяком случае, 14-15 октября 2009 года в Ташкент на пятую Международную узбекскую хлопковую ярмарку приехали представители около трехсот различных зарубежных фирм и компаний.

Действующие лица и исполнители

По данным, опубликованным на сайте посольства Узбекистана в Москве, в ярмарке приняли участие 515 представителей около трехсот фирм и компаний из 34 стран. Там же сказано, что на ярмарке подписаны договора по закупке «свыше одного миллиона тонн хлопкового волокна». Этот объем включает в себя 600 тыс. тонн урожая этого года, остальное – из будущего урожая.

Корреспондентам «Ферганы.Ру» удалось раздобыть полный список участников ярмарки. Согласно этому документу, в ярмарке приняли участие 252 компании, в том числе тридцать восемь европейских (не считая турецких) и шесть американских. Список заслуживает того, чтобы его внимательно прочитать и проанализировать.

Полный список участников можно посмотреть, кликнув на фото

Список частников Ташкентской хлопковой ярмарки-2009. Страница 1 Список частников Ташкентской хлопковой ярмарки-2009. Страница 2 Список частников Ташкентской хлопковой ярмарки-2009. Страница 3 Список частников Ташкентской хлопковой ярмарки-2009. Страница 4 Список частников Ташкентской хлопковой ярмарки-2009. Страница 5 Список частников Ташкентской хлопковой ярмарки-2009. Страница 6 Список частников Ташкентской хлопковой ярмарки-2009. Страница 7

Начнем с «принципиальной» Европы. От Евросоюза на ярмарке были представлены по одной компании из Нидерландов, Польши, Италии, по две – из Литвы, Бельгии, Франции, три – из Латвии, восемь из Швейцарии, по девять – из Великобритании и Германии и сорок одна компания – из Турции (если ее считать «почти» европейской страной).

СНГ также было представлено довольно полно. Из России приехали представители тридцати трех компаний, из Таджикистана - пяти, Казахстан был представлен четырьмя компаниями, Украина – тремя, Белоруссию представляли две компании, а Кыргызстан и Молдавию – по одной.

Если смотреть, кто приехал из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, то отметим, что из Ирана интерес к ярмарке проявили представители тридцати четырех компаний, из Китая – тридцать одна компания. Бангладеш оказался довольно заинтересован – его представляла 21 компания, ОАЭ – десять компаний, Пакистан – восемь, Южная Корея – пять, Япония – три, Сингапур – две и Гонконг и Индия – по одной.

Самыми многочисленными оказались делегации из Турции, Ирана, Китая, России и Бангладеш. Заметим, что еще в 2007 году в прессу просачивались сообщения о том, что бангладешские фирмы сомневаются, покупать ли узбекский хлопок: мол, Ташкент должен немедленно решить вопрос об использовании детского труда, иначе бангладешские фирмы могут найти других поставщиков. Но - то ли в других местах хлопок этого качества оказался значительно дороже, то ли кризис заставил взглянуть на использование детского труда по-другому – в любом случае, Бангладеш стал одним из самых активных участников Ташкентской хлопковой ярмарки.

Плакат Ташкентской ярмарки
Реклама ярмарки на улицах Ташкента

Большинство приехавших на ярмарку в Ташкент компаний определило торговлю хлопком как свою сферу деятельности. В числе участников оказалось довольно много компаний, которые сами предлагают свою продукцию или услуги - финансовые, по логистике и перевозкам, поставкам оборудования, производству удобрений. Было много и представителей текстильной промышленности (например, из России, Турции и Китая).

Основные показатели деятельности хлопчатобумажной отрасли России в январе-июле 2009 года:

В январе-июле 2009 года в Россию завезено 104 тысяч тонн хлопковолокна, в июле 11,2 тысячи тонн и 1,9 тысячи тонн хлопкосодержащей продукции. За семь месяцев 2009 года произведено 69,4 тысячи тонн хлопчатобумажной пряжи, и импортировано 47,5 тысяч тонн хлопчатобумажной пряжи, что составляет 34 процента емкости рынка. В январе-июле 2009 года произведено 791151 тысяч квадратных метров хлопчатобумажных тканей, доля импорта составила 10 процентов емкости рынка.

(По данным Русского хлопкового сообщества)
Неослабевающий международный интерес к узбекскому хлопку – еще одно подтверждение того, что международное сообщество разрешает Узбекистану эксплуатировать детей. Или, во всяком случае, спокойно к детскому труду относится. И Каримов в своем поздравлении не смог сдержать радости: «Сегодня узбекский хлопок пользуется все большим спросом на международной арене, где наша страна становится одним из центров мирового хлопкового рынка. Подтверждением этого стал тот факт, что на проводимой уже пятый год в Ташкенте Международной узбекской хлопковой ярмарке с участием известных зарубежных торговых компаний заключено множество крупных контрактов, благодаря чему углубляется сотрудничество в этой сфере».

Знакомые все лица… Нет, не лица. Фамилии!

Забавным может показаться чтение списка фамилий участников ярмарки. Как правило, фамилии узбекские – даже если будете читать список французских, итальянских, японских, бельгийских, английских или американских участников. Некоторые компании – например, британская Arex Commerce LTd, вообще была представлена только четырьмя выходцами из Узбекистана – но таких компаний много. Исключение составляет китайский список – там большинство китайцев.

Мы предоставляем всем желающим возможность подсчитать, каков процент «неузбеков» из всех, приехавших на ярмарку, - нам-то кажется (примерно, на глаз!) – что процентов 85 были узбеки или выходцы из Узбекистана. Однако, разумеется, это не основание утверждать, что фирмы, которые они представляют, аффилированы с Ташкентом и ташкентскими монополиями, занимающимися продажей хлопка. Большинство узбеков в делегациях может означать и то, что узбекам с узбеками проще торговаться, а на Ташкентской ярмарке контрактные цены на хлопок являются коммерческой тайной.

Впрочем, коммерческая тайна это – только для нас. Понятно, что за любыми сделками по продаже хлопка – как и за теми, кто эти сделки совершает, - пристально следят власти. Именно поэтому, очевидно, фирмы предпочитают присылать в Ташкент тех своих представителей, которые, по меньшей мере, благонадежны в глазах официальных лиц.

Анализируя списки участников, еще можно предположить, что чем больше людей присылает та или иная компания, тем больше она заинтересована в результатах торгов. Например, швейцарская компания Paul Reinhart была представлена 10 делегатами; Super Perfect Investments Ltd (Гонконг) - шестью, Xiang Gang jia ji You Xian Gong Si (Китай) - дюжиной, Iran Rise Alborz (Иран) – девятью, Donovan Invest trading (Россия) – пятью, и так далее.

Надежно спрятавшиеся российские посредники

По словам старшего научного сотрудника Института экономики Российской Академии наук, кандидата политических наук Елены Кузьминой, «на Ташкентской хлопковой ярмарке продается лишь определенный процент узбекского хлопка-сырца, основной объем перепродается посредниками на европейских и арабских хлопковых биржах. Однако основным покупателем узбекского хлопка так или иначе остается Россия. Более ста лет, еще со времен Российской империи, Узбекистан выращивал именно те сорта хлопка, на длину волокна которых рассчитана российская текстильная промышленность – европейским станкам узбекский хлопок не очень подходит. Последнее время Ташкент утверждает, что дехкане начали выращивать новые сорта хлопка - но чтобы эти новые сорта стали промышленными, должно пройти не менее десяти-пятнадцати лет. Так что пока рано говорить о реальной разносортности. И хотя межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству пытается, кажется, с момента своего создания решить вопрос о прямых поставках хлопковолокна из Узбекистана в Россию, пока этот вопрос остается открытым – слишком выгодной оказывается перепродажа хлопка через посредников», - говорит Елена Кузьмина.

Слова эксперта о посредниках и о продажах узбекского хлопка на европейских биржах нас очень заинтересовали: из своих источников «Фергане.Ру» известно, что в частных беседах с узбекскими чиновниками часто всплывает тема Ливерпульской хлопковой биржи и биржи в Дубаи.

И мы решили обзвонить российские компании, которые участвовали в Ташкентской ярмарке, чтобы узнать, где еще, кроме столицы Узбекистана, они могут купить узбекский хлопок, и насколько успешна для российских компаний оказалась ярмарка этого года в Ташкенте.

Цветок хлопка
Цветок хлопка. Фото из альбома Елены Чаусовой

И тут выяснились интересные вещи. Довольно много российских фирм, зарегистрировавшихся на ярмарке, ухитрилось не оставить никаких следов в Интернете. Поисковые системы либо не подтверждали существование этих фирм вообще, либо эти фирмы терялись среди множества компаний с подобными или похожими названиями, но нигде конкретно не говорилось о заинтересованности в хлопковолокне. Либо – третий вариант, - если эти фирмы и обнаруживались, то или вообще без контактных телефонов (связаться можно было только по е-майлу, как с компанией Proxium), либо контакты уводили в Таджикистан – как у компании Mercot A.G, или в Иран, как у компании Ferdows textile co. А были и такие компании, следы которых удалось обнаружить только в Узбекистане – например, компании Alfa Invest или Evrometall Azia.

В крупной компании Теско мне объяснили, что человек, который был на ярмарке, постоянно в командировках, подойти к телефону не может. Предложили соединить с Павлом Майоровым (который, кстати, почему-то был аккредитован на Ташкентской ярмарке от компании Fca Comexim Ltd), - но то говорили, что он не в России, то - что он подойти не может, и вежливо предлагали перезвонить на следующей неделе.

Некоторые компании, зарегистрированные на ярмарке под одним названием, в России существуют под другим – например, «Ярославская большая мануфактура», приславшая в Ташкент одного человека, официально называется Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп».

Мы ни в коем случае не намерены уличать трейдеров, присутствовавших на Ташкентской ярмарке, в стремлении избегать контактов с общественностью или прессой, мы допускаем, что оказались плохими следопытами. Но долгий и почти бесплодный поиск фирм наводил на мысль о цепочках посредников – или о желании Ташкента создать видимость международного ажиотажа. Или – выдвинем и такую версию – о неграмотно составленных списках участников. Ведь назвали же они Кинешемскую прядильно-ткацкую фабрику «Кинишинской».

Дети  на хлопке

Ташкентская ярмарка как форум

Однако хотя бы одного непосредственного участника ярмарки мы нашли и расспросили. Нам удалось дозвониться до генерального директора компании «Примтекс» Вадима Бакаринова, который ездил в Ташкент. «Примтекс» сотрудничает с Узбекистаном уже пятнадцать лет.

- Россия широко была представлена на ярмарке в Ташкенте?

- Да, российских фирм было много, я даже удивился. Было приятно встретить там наших коллег по текстильному бизнесу.

- И это были реальные фирмы? А почему их нельзя отыскать в Интернете?

- Конечно, реальные. Просто фирма может иметь торговую марку, которая всем известна и под которой она регистрируется на подобных форумах, - а контракты заключаются другой фирмой, конкретным юридическим лицом. Мы в этом бизнесе пятнадцать лет, нас знают по торговой марке «Примтекс», хотя наши контракты идут на фирму «Унионтекс».

- У России есть иные возможности покупать узбекский хлопок, кроме как на Ташкентской ярмарке? Например, на Ливерпульской бирже?

- Ташкентская ярмарка ведь существует не только для продажи хлопка – она проводится в начале хлопкового сезона, когда на рынок только начинает поступать первый хлопок нового урожая. И в это время полезно собраться, чтобы узнать, какие есть виды на урожай – а это зависит от того, какая была погода весной и летом, какой хлопок вырос… На конференции делаются доклады про урожай, про болезни хлопка и так далее. На ярмарке мы узнаем, какие планы у узбекского руководства – последние годы Узбекистан начинает работать с Юго-Восточной Азией. Были интересные доклады китайских товарищей, и из Бангладеш, из Пакистана. Сейчас Бангладеш вышел на второе место по импорту узбекского хлопка – это было видно из представленных диаграмм. Первое место держит Китай, но и Китай, и Бангладеш покупают примерно одинаковое количество хлопка, можно сказать, что они делят первое и второе места. Россия на третьем месте.

Что касается Ливерпульской биржи, то она в настоящее время хлопком не торгует. Это площадка, на которой определяется уровень мировых цен на хлопок. Хлопок ведь выращивают в Азии, в Австралии, в Африке, в Южной и Северной Америке, - и на Ливерпульской бирже собираются и котируются все данные – на основании сведений о реально проведенных сделках. Они каждый день выставляют котировки по хлопку различного происхождения в зависимости от заключенных контрактов, это информационная база, на которую ориентируется весь мир. Наши сотрудники каждый день открывают компьютер и смотрят: что показывает Ливерпуль, что – Нью-Йорк. Нью-Йоркская биржа – это фьючерсные сделки. И вот мы смотрим, какие тенденции на рынке, - а они могут быть разнонаправленными, - и вырабатываем стратегию: ускорить нам сейчас закупки или сделать паузу. Это биржа, она все время в движении.

- Россия покупает, в основном, узбекский хлопок?

- Да. На первом месте Узбекистан, второе и третье места делят Казахстан и Таджикистан, далее идут Киргизия, Азербайджан и, меньше всего, Туркменистан – там сложнее договориться, и к тому же в Туркмении сильны позиции турецких фирм.

- А в Индии Россия хлопок не покупает?

- Нет… Он не так хорош, как узбекский. В Ташкенте выступал один товарищ из Бангладеш, и он сказал: «Сила узбекского хлопка – в его качестве. Сила индийского хлопка - в его низкой цене».

- Российская промышленность рассчитана на длину волокна узбекского хлопка, но последнее время в Узбекистане говорят о том, что выведены новые сорта хлопка. Но для появления новых сортов, говорят, нужно десять-пятнадцать лет… И о каких новых сортах идет речь? О сортах другой длины волокна?

- Российская промышленность, действительно, рассчитана на узбекский хлопок. И на ярмарке говорили о новых сортах – но ведь селекционная работа ведется постоянно, и может, те сорта, которые сейчас выходят на рынок, и начинали выводиться пятнадцать лет назад? Но когда говорят о новых сортах хлопка, речь не идет об изменении длины волокна. Хлопкосеющие хозяйства заинтересованы в появлении сортов, более устойчивых к засухе, к болезням.

Львиная доля хлопка, который выращивается в Узбекистане, - средневолокнистый. В южных областях, например, в Сурхандарьинской, выращивают и тонковолокнистый хлопок, но он находит более ограниченное применение, Россия его почти не закупает. У нас он идет в очень небольших количествах на производство ниток.

- В чем, по-вашему, смысл Ташкентской ярмарки?

- Я могу сказать, в чем мой главный интерес, почему я туда приезжаю уже который год. Ташкентская ярмарка – это, прежде всего, форум для общения хлопковых трейдеров со всего мира – можно сказать, что мы «сверяем часы», выбирая тактику и политику на предстоящий сезон. В Ташкенте мы встречаемся и с зарубежными коллегами - из Англии, из Германии - узнаем их планы и иногда покупаем хлопок не напрямую, у узбекских фирм, а через посредников, потому что их предложения могут оказаться более выгодными. Например, когда-то эти фирмы зафиксировали более низкую цену, после этого цены стали расти, а посредники, тем не менее, предлагают цены ниже текущих. Или дают отсрочку платежа, или предоставляют скидки…

Например, можно купить хлопок у швейцарской фирмы Paul Reinhart AG – они завозят в Россию и держат на таможенных складах определенное количество хлопка, и можно не ехать куда-то далеко, а приехать, например, в Иваново посмотреть хлопок. Понравилось, цена устраивает – плати и бери…

А контракты можно и в двустороннем порядке по факсу подписать, и через почту обменяться оригиналами. Для этого ехать на ярмарку не обязательно.

* * *

В 2008 году, по данным УзА, в ярмарке приняло участие более четырехсот представителей трехсот с лишним компаний из 34 стран. В этом году количество участников существенно не уменьшилось. За пять лет своего существования Ташкентская ярмарка стала неотъемлемой частью хлопкового бизнеса Узбекистана – одного из крупнейших мировых экспортеров хлопковолокна. И можно придумывать любые версии того, как и через кого идут хлопковые потоки из Узбекистана в Россию и другие страны, ясно одно – этот бизнес устойчив, отлажен, а хлопковый рынок давно поделен. И бойкот, объявленный европейскими и американскими торговыми домами, на узбекские рынки сбыта практически не влияет. А значит, дети как собирали, так и будут собирать хлопок вручную – потому что согнать детей на поля проще, быстрее и дешевле, чем думать о том, как реформировать свое сельское хозяйство.

Подготовила Мария Яновская