Выздоравливают как мухи. «Врачи без границ» со скандалом ушли из Туркменистана
Международная медицинская гуманитарная организация «Врачи без границ» ушла из Туркменистана, опубликовав на прощанье доклад «Туркменистан: непрозрачная система здравоохранения». В докладе – убийственные для системы здравоохранения Туркмении данные, примеры и выводы.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов, врач по образованию и бывший министр здравоохранения, увидев опубликованный доклад, пришел в ярость – и в бешенстве добил систему здравоохранения окончательно. По имеющимся у «Ферганы.Ру» данным, президент велел разыскать, хоть из-под земли достать, тех, кто посмел что-то рассказывать «Врачам без границ». А для начала Бердымухаммедов подписал постановление, которое ликвидирует в Ашхабаде в качестве юридических лиц Центральный кожно-венерологический диспансер, Центр по профилактике туберкулеза, Национальный центр по профилактике AIDS, Банк крови и Ашхабадский городской госпиталь инфекционных болезней, а на их базе велено создать Управление центров инфекционных болезней Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана, сообщает Туркменистан. Золотой век. Все организации, которые ликвидируются, так или иначе упоминались в докладе «Врачей», и закрытие этих учреждений – наказание за сотрудничество с «Врачами».
Чтоб неповадно было.
В стране началась ответная кампания, призванная объяснить всему миру, что здравоохранение в Туркменистане – самое прогрессивное, а государство – самое заботливое. МИД Туркменистана выпустил заявление для СМИ, в котором категорично сообщалось: «Туркменистан обладает уникальной и хорошо налаженной системой здравоохранения населения, которая за годы независимости на практике доказала свою доступность и эффективность», а «Врачи без границ» «стремились дискредитировать Туркменистан путем целенаправленного распространения заведомо ложной информации о системе здравоохранения страны». В ближайшее время нужно ждать появления в туркменских СМИ историй о чудесных исцелениях, невероятных медицинских удачах и наисовременнейшем медицинском оборудовании, которое работает в клиниках Туркменистана.
С полным текстом доклада «Врачей без границ» можно ознакомиться здесь, а «Фергана.Ру» предлагает вам краткое изложение основных тезисов доклада. Мы приведем и несколько примеров врачебной практики в Туркменистане – «Врачи без границ» (ВБГ) не были голословны и отвечали за каждое слово, появившееся в 16-страничном докладе.
Система против людей
«Население Туркменистана оказывается заброшенным собственной системой здравоохранения, забыто своим правительством, а также оставлено в беде международным сообществом», - заявляют «Врачи без границ». Главное для туркменского здравоохранения – это хорошая статистика. Ради этой статистики врачи ставят неверные диагнозы, назначают неадекватное лечение, фальсифицируют результаты анализов.
Вся система устроена таким образом, что врачи и чиновники заинтересованы в сокрытии проблем. В Туркмении не может быть ни крупных вспышек инфекционных заболеваний, ни голода, ни насилия, нельзя даже заикаться о непредставлении медицинских услуг - а это происходит повсеместно. «Врачи без границ» характеризуют туркменское здравоохранение как «систему дыма и зеркал», усиленную коррупцией и страхом.
«Туркменское государство, с момента обретения независимости, более приоритетным считало создание видимости здоровья и процветания, нежели проведение существенных реформ, необходимых для того, чтобы в действительности улучшить состояние здоровья населения», - пишут ВБГ.
«Приход к власти Гурбангулы Бердымухамедова не повлек за собой никаких улучшений в системе здравоохранения. Несмотря на декларируемую открытость, перемен не произошло, а тесное сотрудничество с представителями международного сообщества служит лишь для того, чтобы замаскировать применение старых практик, включая манипуляцию данными», - заявляют «Врачи без границ».
Распространение инфекций
Для «Врачей без границ» очевидно, что уровень распространения заразных заболеваний, таких как ВИЧ, туберкулез, гепатит или инфекции, передающиеся половым путем, значительно выше, чем показывают цифры официальных отчетов. Верить официальной статистике нельзя. Лондонская школа гигиены и тропической медицины сообщала даже, что в 2004 году в Туркменистане были выпущены «секретные инструкции», которые запрещали любое упоминание таких инфекционных заболеваний как туберкулез, корь, холера, дизентерия и гепатит.
ВИЧ/СПИД является самым невидимым заболеванием в Туркменистане. В конце 2006 года власти Туркменистана сообщали, что в стране всего два случая ВИЧ-инфицирования, причем у одного из пациентов ВИЧ перешел в стадию СПИДа, и он умер. Другая государственная статистика недоступна. Однако, согласно неофициальным источникам, в Туркменистане «имеет место серьезная эпидемия заболевания и никаких ответных мер не предпринимается».
Количество заболевших может увеличиваться с каждым годом - механизмы профилактики отсутствуют, людей порой вводят в заблуждение, рассказывая о давно устаревших методах профилактики (да и лечения). Тем пациентам, у кого наблюдаются клинические признаки инфекционного заболевания, часто не делают даже необходимых анализов, чтобы подтвердить диагноз: положительные результаты лабораторных исследований могут испортить представление о всеобщем благополучии, а это недопустимо.
Признавать, что в стране существует серьезная опасность распространения инфекционных заболеваний, власти отказываются, и ВБГ предупреждают, что это плохо кончится – в стране начнется серьезный кризис. Наибольшую проблему для Туркменистана ВБГ видят именно в распространении лекарственно-устойчивых форм туберкулеза.
Фальсификации диагнозов и анализов
В Туркмении некоторые заболевания вообще стараются не диагностировать, поскольку это опасно: за это могут наказать врача, нарушившего благостную картину, а общество – из-за банальной медицинской безграмотности - заклеймит позором заболевшего пациента. Конфиденциальность медицинской информации не соблюдается, и если где-то в бумагах пациента будет зафиксировано, что у него был обнаружен, к примеру, сифилис, то даже после излечения для него навсегда закрывается возможность устроиться на некоторые работы. Поэтому пациенты предпочитают либо не обращаться ко врачам вовсе, либо лечиться «неформально», чтобы в бумагах не оставалось никаких следов диагноза. Нужно заметить, что подобные неформальные обращения врачи приветствуют: это позволяет назначить адекватное лечение и при этом не испортить статистику. Известны случаи, когда пациенты платили, чтобы получить «хорошие анализы» перед устройством на работу.
Мальчик поступил в больницу с рвотой и головокружением, однако диареи не было. Анализ кала показал сильное паразитарное заражение. Пациенту было проведено лечение, однако бабушка ребенка сообщила, что ее внук был не в состоянии сходить в туалет с момента поступления в больницу, а значит, не мог предоставить материал для анализа. Взятые под контролем медсестры ВБГ повторные анализы показали, что паразитов у ребенка нет. Когда начали выяснять, откуда взялся первый анализ, оказалось, что существует приказ минздрава, согласно которому каждый пациент при поступлении в больницу должен сдать кал на анализ. Если этого не происходит, у сотрудников госпиталя возникают проблемы. Чтобы их избежать, сотрудники «обеспечивают» материалами для анализа всех, либо распределяя уже полученный от одного пациента материал между остальными пациентами, либо принося в больницу из дома «запасной» материал.
ВБГ утверждают, что медицинский персонал фальсифицирует результаты анализов, лишь бы не портить статистику. Делается это по устному распоряжению регионального или высшего начальства, никаких письменных инструкций на этот счет нет.
Анализ крови беременной женщины показал, что пациентка больна сифилисом. Персонал родильного отделения больницы тут же по телефону получил указание не подтверждать более ни одного случая инфекций, передающихся половым путем. После этого звонка ни одного случая сифилиса, подтвержденного лабораторией, в больнице зафиксировано не было.
Пациентов, чьи диагнозы нежелательны для статистики, всеми правдами и неправдами стараются не принимать в больницы – или не записывать их правдивый диагноз в историю болезни. На техников-лаборантов оказывается серьезное давление: нельзя давать «слишком много» положительных результатов по деликатным инфекциям, и техники вынуждены манипулировать с полученными результатами: реагенты разбавляют или намерено ослабляют, фальсифицируют результаты. Так, одна лаборатория ухитрилась обнаружить глисты слишком у большого количества пациентов, и лаборантов обязали переписать все положительные анализы на негативные, а заведующий отделением велел никогда больше не делать «неправильные» анализы его больным, потому что это портит отчетность.
Известно и о попытках врачей обеспечить пациенту адекватную медицинскую помощь, не нарушая отчетности. Так, одному ребенку с брюшным тифом поставили диагноз «корь», но лечили все-таки от тифа. Мальчик выжил.
Материнская и детская смертность
Темы материнской и детской смертности оказываются не менее щекотливыми, чем распространение инфекционных заболеваний. ООН называет эти показатели индикаторами состояния здоровья и уровня развития общества, и данные о детской и материнской смертности – единственные, которые правительство Туркменистана сообщает международному сообществу. Но и эта статистика вызывает большие сомнения.
Информация настолько закрыта, что врачи ВБГ, находясь в больнице города Магданлы, были вынуждены проводить собственный неформальный опрос в палатах, чтобы лучше понять проблемы и причины детской смертности. Попытки провести базовую оценку ситуации с детской смертностью тут же пресекались властями.
Неоказание помощи
Пациенту могут отказать в медицинской помощи, потому что боятся, что человек умрет в больнице и испортит показатели смертности, а это уже чревато последствиями для сотрудников больницы. По той же причине из больниц выписывают безнадежных больных – или тех, кого местный персонал счел безнадежными.
Два ребенка были госпитализированы под ответственность «Врачей без границ» - туркменские врачи отказывали в госпитализации, поскольку прогноз был неблагоприятен. Однако лечение велось при отличном взаимодействии персонала и под контролем ВБГ, дети выжили.
Консилиум туркменских врачей решил выписать одного младенца по следующим причинам: 1. ребенок скоро умрет (близнец его уже умер), 2. родители ребенка из другого района, 3. необходимо отправить родителей с еще живым младенцем домой, чтобы скорая смерть ребенка не была отражена в районной и больничной статистике.
Полуторагодовалого ребенка с сильным истощением направили в больницу, однако врач отказался принять пациента, поскольку это «безнадежный случай» и, скорее всего, ребенок все равно умрет. Врач ВБГ нашел возможность лечить ребенка амбулаторно.
Старое оборудование, неграмотные врачи
Здравоохранение в Туркменистане существует по той же схеме, что и вся жизнь в стране, когда мраморный и золотой фасад маскируют нищету и серьезные проблемы. В Ашхабаде построена восьмиэтажная онкологическая больница, как заявляется, современный диагностический центр, а в областных больницах оборудование настолько устаревшее, что результаты, полученные с его помощью, невозможно интерпретировать.
Врачам, работающим в Туркменистане, не требуется поддерживать уровень собственной профессиональной компетентности. ВБГ, работавшие в больнице Магданлы, утверждают, что большая часть медперсонала больницы получила образование много лет назад, еще в советское время, и уровень остался прежним. У этих врачей практически полностью отсутствует представление о современных методах лечения, они читали мало специальной литературы. Как результат, они не всегда могут предоставить адекватную медицинскую помощь.
В стране не выполняются международные стандарты и протоколы здравоохранения.
Двухлетний мальчик поступил в больницу с обезвоживанием, потеря веса – 2 кг за 5 дней при общем весе 12 кг. Туркменский врач серьезно утверждал, что «среднеазиатские дети не привыкли к большому количеству жидкости, и что если проводить регидратацию агрессивно, то дети погибают». Врач ВБГ трижды терпеливо объяснял методы расчета ежедневной потребности в жидкости в зависимости от веса и утверждал, что ребенку необходимы как минимум 1.2 литра жидкости в день, не считая затраты жидкости (в три раза больше, чем хотел вводить туркменский врач). Однако местный врач продолжал спорить, его точку зрения об особенностях азиатских детей поддержал и глава терапевтического отделения, заявив, что протоколы ВОЗ не работают в Туркменистане. Сотрудники ВБГ, махнув рукой, сами объяснили матери ребенка, сколько нужно жидкости ребенку, и пациент выздоровел.
ВБГ говорят о множестве примеров плохого медицинского ведения больных и отсутствия у врачей понимания базовых принципов лечения. Это неудивительно, поскольку реформы времен ниязовского правления привели к потере русскоговорящих преподавателей медицинских вузов, значительному сокращению доступных учебных материалов, сокращению научных публикаций и недоступности протоколов ВОЗ.
Четырехлетний ребенок поступил с жалобой на выделения из ушей, которые шли уже в течение двух лет. Из-за болезни речь была замедлена, слух ухудшался. Врачи велели растирать в порошок и растворять в воде таблетки амоксициллина, и закапывать смесь в каждое ухо по два дня в месяц. Врач ВБГ велел пропить тот же амоксициллин, оба уха зажили, слух улучшился, выделения из ушей прекратились.
Иностранный сотрудник ВБГ свидетельствует, что присутствовал на всех операциях кесарева сечения в одной из больниц в течение 14 дней. И ни в одном отделении местные медработники не соблюдали правил сохранения стерильности, главная медсестра сортировала стерильные инструменты без перчаток, хирурги не умеют правильно надеть перчатки и не знают, как поддерживать в стерильности руки.
Повсеместно идет неверное диагностирование, чуть что – назначают антибиотики и внутривенные вливания. Часто используются препараты крови, и переливания крови делают, не исследуя донорскую кровь на ВИЧ или гепатит. Часто детям переливают кровь, взятую шприцом от взрослых родственников ребенка, причем кровь тоже не проверяют ни на ВИЧ, ни на гепатиты, ни на сифилис или бруцеллез.
ВБГ приводят поразительное свидетельство: у одного врача, который был известным донором крови, обнаружили гепатит В и С. Врач признал, что его кровь тоже не всегда проходила проверку, ее сразу, тем же шприцом, переливали пациенту.
Но сколько бы ни били тревогу ВБГ по поводу неоправданно частых переливаний крови и отсутствия тестирования донорской крови, власти Туркменистана не реагировали. Это тоже стало одной из причин ухода ВБГ из страны.
Они боятся
Низкий уровень оказания медицинских услуг в Туркменистане связан и с тем, что врачи боятся потерять работу – или свободу. Врачей могут уволить из-за диагноза, который портит статистику, частая перетасовка кадров создает атмосферу тревоги и неуверенности, и медперсонал начинает бояться любых перемен и изменений схем лечения, даже если эти схемы допотопны. Врачей увольняют за «неправильные» диагнозы, а их коллег штрафуют за недоносительство о таких диагнозах. Главврача одной из наркоклиник уволили за то, что он сообщал о случаях заражения ВИЧ.
До врачей ВБГ доходили сообщения о том, как лечащего врача посадили в тюрьму за предоставление объективных данных о материнской смертности, известны случаи, когда врачи и медработники попадали за решетку из-за своей деятельности.
Прочь из Туркменистана!
«Врачи без границ», проработав в Туркменистане более 10 лет, в декабре 2009 года приняли тяжелое решение закрыть свое представительство. ВБГ по-прежнему убеждены, что народу Туркмении необходима их помощь. Но, проработав в Туркменистане с 1997 года, ВБГ убедились, что «вместо обретения большего доверия со стороны правительства и свободы в оказании помощи», деятельность организации подвергалась все большим ограничениям. Кончилось тем, что «Врачей» перестали допускать в операционные и к некоторым пациентам, особо настойчивым даже стали угрожать. Возможность применять признанные во всем мире протоколы тоже была закрыта различными «приказами-инструкциями, противостоять которым было невозможно».
Поняв, что эффективность деятельности «Врачей без границ» значительно понизилась, а сама организация становится «соучастницей сокрытия проблем в системе здравоохранения», ВБГ ушли из Туркменистана.
В своем докладе «Врачи без границ» призывают Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и ЮНИСЕФ, чьи представительства еще открыты в Ашхабаде, покинуть Туркменистан, поскольку убедились на примере собственной сизифовой борьбы: их присутствие ничем не может помочь гражданам республики, а лишь «придает видимость легитимности действующим фигурам и практикам, которые не только неэффективны, но зачастую опасны».
И пока ВОЗ и ЮНИСЕФ делали вид, что не замечают этого призыва, их судьбу решил сам главный врач Туркменистана, президент Гурбангулы Бердымухамедов. По данным «Ферганы.Ру», власть рассматривает возможности прекращения не только различных проектов ВОЗ и ЮНИСЕФ в Туркменистане, но и некоторых проектов национального Красного полумесяца, в которых задействованы международные организации.
Как там было у Мартина Нимёллера? «Когда пришли за коммунистами, я промолчал, потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не осталось никого, кто мог бы вступиться за меня»…
Подготовила Мария Яновская