Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Ташкенте обсудили проблемы Центральной Азии через призму американо-российских отношений (видео)

19.04.2010 10:01 msk, Павел Кравец

Узбекистан Анализ
Узбекистан: В Ташкенте обсудили проблемы Центральной Азии через призму американо-российских отношений (видео)

На фото: Томас Э.Грэхем

16 апреля 2010 года в посольстве США в Ташкенте состоялась встреча одного из крупнейших американских специалистов по СССР и России Томаса Э.Грэхема с журналистами и студентами, закончившими американские вузы. Эксперт по американо-российским отношениям, д-р Грэхем работал в Совете национальной безопасности, был советником президента Буша. В настоящее время он - старший директор международной консалтинговой фирмы Киссинджер Макларти Ассошиэйтс. В Ташкент эксперт прибыл с целью изучения вопроса углубления взаимоотношений между США и Узбекистаном. Встреча в посольстве была построена на обсуждении проблем Центральной Азии через призму американо-российских отношений и интересов сверхдержав, как в центральноазиатском регионе, так и во всем мире в целом.

Предваряя свое выступление, д-р Грэхем подчеркнул, что «он больше не работает на американское правительство и не выступает от его имени», что его замечания отражают сугубо личное мнение, предупредив, что на вопросы, касающиеся «официальной политики США», отвечать не будет, произнеся все это по-русски, с чувством юмора, сдобренным легкой иронией, что вызвало бурную и одобрительную реакцию аудитории.

Хорошо владеющий русским языком дипломат высказал свою точку зрения на нынешнее состояние мира, подчеркнув, что после холодной войны надежды на то, что единственной страной, которая возглавляет «неизбежный процесс демократизации», являются США, оказались иллюзией. «Американская мечта» столкнулась, по его словам, «с многократными трудностями во внешней политике, на фоне ослабления мирового авторитета США, ввергнутых в глубокий экономический кризис».

«Мир вступил в эру великих потрясений и перемен, которая продлится неопределенное время, пока не установится мировое равновесие, - считает д-р Грэхема. – Какова будет эта новая международная система, пока еще не известно, но тенденции к ее формированию уже наблюдаются».

Свидетельством чего, по словам политолога, является всемирная глобализация процессов в области экономики и геополитики, принесшая за последние десятилетия много благ, но одновременно с этим, «показавшая свою темную сторону по части высвобождения деструктивных сил, таких как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, транснациональная преступность, пандемии, изменение климата и прочее».

В настоящее время ни одно государство, ни одна супердержава не в состоянии самостоятельно справиться с новыми вызовами на фоне «повышения конфликтного потенциала в мире». Поэтому, считает политолог, США должны вести себя по-другому, нежели раньше, и должны понять, что им необходимо тесное сотрудничество с другими государствами, с учетом интересов партнеров. При этом необходимо четко определить внешнеполитические американские приоритеты.

И, несмотря на колоссальный национальный долг, серьезно ограничивающий ресурсы, которые можно было бы использовать для достижения внешнеполитических целей, перед США, как перед «мировым лидером», по мнению д-ра Грэхема, стоят шесть внешнеполитических приоритетов, обусловленных «основными вызовами».

Во-первых, это сдерживание распространения оружия массового поражения и борьба с ядерным терроризмом. Во-вторых – управление мировой экономикой, с возможностью сдерживания эксцессов рынков без нарушения их динамизма. В-третьих – «стабилизация рождающего множество конфликтов» Ближнего Востока (Палестина, Ирак), а также центральноазиатского региона (Афганистан, Пакистан). В-четвертых – обеспечение энергетической безопасности и контроля над изменением климата, при этом США, по мнению д-ра Грэхема, должны производить «достаточное количество экологически чистой энергии по доступным ценам». Пятый приоритет – это работа с Китаем, рост которого как «великой державы» должен согласовываться с долгосрочными интересами США в области безопасности и собственного экономического процветания. И шестой – перестройка трансатлантических отношений, в расчете на то, что в Европе, по словам политолога, «еще находятся лучшие союзники Америки, и совместные действия с ними усилят позиции США в мире».

«Президент Обама согласен с моей оценкой внешнеполитических приоритетов, с тех пор как он вступил во власть, и сам их обозначил, - говорит д-р Грэхем. - И как вы знаете, особое внимание он уделяет сдерживанию распространения оружия массового уничтожения, чему свидетельством является подписанный недавно с президентом России Медведевым договор по СНВ, предусматривающий значительное сокращение ядерных арсеналов обеих стран».

Говоря о России, политолог отметил, что она может играть значительную роль по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке, установлению геополитического баланса в Азии и укреплению системы безопасности в Европе. И, несмотря на то, что Китай, Индия, Япония и Европа оказывают все большее влияние на мировую экономику, игнорировать Россию как «шестую мировую державу», по мнению дипломата, «просто нельзя». Поэтому США с точки зрения национальных интересов выгодно иметь в лице России надежного партнера, в связи с чем, с самого начала своей работы администрация Обамы старалась «перезапустить» российско-американские отношения.

В течение последнего года эта новая политика, по словам дипломата уже принесла свои плоды. Атмосфера российско-американских отношений стала другой, более конструктивной. Восстановлены контакты, идут «серьезные содержательные беседы» по целому ряду вопросов безопасности, региональных конфликтов и экономики. Транзитный «коридор» через Россию и Центральную Азию способствует проведению военной операции НАТО в Афганистане. И Москва, и в Вашингтон стремятся к укреплению сотрудничества в области торговли и экономических связей.

В тоже время, остаются и проблемы «разных приоритетов» и «конфликтующих интересов». И Россия, и США сталкиваются с одинаковыми вызовами, которые, по мнению политолога, понимаются по-разному. Наглядным примером тому может служить Иран.

«На самом деле наши страны одинаково заинтересованы в предотвращении появления ядерного оружия в Иране, - говорит д-р Грэхем. – Я был свидетелем, и не один раз, как Буш и Путин обсуждали этот вопрос. Обама и Медведев еще чаще обращаются к этой проблеме. Но дело в том, что эта задача является более приоритетной для США, чем для России, поскольку мы уверены, что, имея ядерное оружие, Иран в первую очередь использовал бы его против интересов США на Ближнем Востоке».

Развивая тему, политолог подчеркнул, что существует возможность помощи со стороны Ирана таким террористическим организациям как Хамас или Хезболла, что в совокупности с тоталитаризмом в Иране, основанном на «антиамериканизме», является, «может быть, главной угрозой безопасности США».

Россия же, по мнению д-ра Грэхема, напротив, видит совсем другой Иран – соседа, региональную державу, которая уважает интересы России на территории Кавказа и Центральной Азии. Иран надежный торговый партнер России, особенно в области ядерных технологий. Поэтому Москва не готова поддерживать жесткие санкции, выдвигаемые Вашингтоном против Ирана.

Еще один пример проблемы «конфликтов интересов» США и России и «противостояния сверхдержав», наблюдается на постсоветском пространстве, включая республики Центральной Азии. И хотя, по словам политолога, «в последнее время противостояние в регионе немного утихло, но его «корни» все же остаются».

«Для России этот регион исторически имеет особое значение, - говорит эксперт. – В глазах российской политической элиты он очень важен с точки зрения безопасности и процветания страны. И, по словам президента Медведева, Россия считает этот регион «зоной своих привилегированных интересов».

США придерживаются другого мнения, имея свои собственные интересы в регионе. Президент Обама подчеркивает, что США не признают сфер влияния каких-либо государств, будь то Россия, Китай или другая страна, поскольку заинтересованы в консолидации, независимости всех стран региона и установлении конструктивных двусторонних отношений с ними. Поэтому, некое противостояние между Россией и США в этом пространстве, по моему мнению, пока неизбежно. А нашей дипломатической задачей является минимизация ущерба, нанесенного этим «напряжением» российско-американским отношениям».

Между тем, д-р Грэхем отмечает общее «потепление» в отношениях между Россией и США, что по его словам, выгодно всему миру.

На вопрос о событиях в Киргизии с точки зрения противоборства США и России, и роли этих государств в «новой киргизской революции», эксперт сказал, что не видит ни «руки», ни вины Соединенных Штатов в этих событиях. По его мнению, причиной внутриполитической распри стала «борьба между киргизскими элитами», и что это продолжение многолетней межклановой войны, всплески которой наблюдались и пять лет тому назад, и также наблюдаются в последнее время.

Что же касается политики Москвы, то, по его мнению, она не изменилась по отношению к бывшим советским республикам. Раньше Москва контактировала только с официальными властями постсоветских стран – Узбекистана, Белоруссии, Украины и других, не имея никаких серьезных контактов с оппозицией. Но, будучи мощной политической силой, оппозиция в ряде бывших советских республик пришла к власти. И поэтому Москва сейчас начинает устанавливать контакты с оппозицией этих стран, в том числе, и в Киргизии. Не имея никакого отношения к беспорядкам в этой стране, Москва, по мнению доктора Грэхема, «пытается получить дивиденды от последствий беспорядков, быстро признав новую власть».

Между тем один из присутствующих журналистов, обращаясь к эксперту, обвинил Америку в двойных стандартах в подходе к событиям в Гондурасе и в Киргизии, сказав, что поддерживая свергнутого военной хунтой президента Гондураса Селайю, США, впрочем, как и Россия, отвернулись от законного президента Киргизии Бакиева, и поддержали «бандитов, совершивших государственный переворот».

«Вы оставили на произвол судьбы господина Бакиева, где ваша совесть? - вопрошал возмущенный журналист. – Не думаете ли вы, что по сравнению с другими крупными «игроками», окончательно потеряете влияние в регионе?»

Переждав бурные аплодисменты и отвечая на вопрос о «двойных стандартах», д-р Грэхем пояснил, что политическая ситуация в Гондурасе в корне отличается от киргизской, а Селайя, в отличие от Бакиева, был, по его мнению, все же легитимно избранным президентом.

«Несмотря на то, что те силы, которые свергли гондурасского президента, считали себя союзниками США, для нас остаются важными демократические процедуры в этой стране, вот почему мы поддержали Селайю, - подчеркнул эксперт. – Что же касается Бакиева, то у нас были некие сомнения насчет демократичности его избрания. К тому же, судя по той информации, которой я располагаю, в стране наблюдались репрессии в отношении оппозиции, значительный рост коррупции и многое другое. И если у Бакиева когда-то и была легитимность, он ее сам потерял, мы же реагировали на его свержение соответственно».

В настоящее время США, по словам д-ра Грэхема, занимают выжидательную позицию, наблюдая за развитием событий в Киргизии. При этом, ни о каких двойных стандартах не может быть и речи, поскольку существует «единый стандарт с точки зрения американского понимания демократии».

Говоря об «игроках» в Центральной Азии, эксперт отметил, что, их немного, включая и сами центральноазиатские страны, и что, по его мнению, сильными «игроками» в регионе являются Россия и Китай. США не собираются уходить из ЦА, более того в последнее время их позиция здесь даже усилилась, после того как они пересмотрели свою политику в отношении Афганистана. Причем США понимают необходимость сотрудничества с ключевыми странами региона для успешного проведения своей политики в Афганистане.

Что же касается России, то, по словам эксперта, «ее влияние в регионе, конечно же, имеется, но с исторической точки зрения, оно гораздо меньше, нежели двадцать или сорок лет назад». Другой вопрос, насколько Москва способна поддерживать свои позиции в этом регионе «не против США, но против влияния динамично развивающихся стран, Китая, например».

Возвращаясь к ситуации в Киргизии, д-р Грэхем подчеркнул, что здесь «нужна помощь соседних стран, конструктивный подход со стороны России и США». И в этом смысле, по мнению эксперта, долгосрочные стратегические планы США и России не противоречат друг другу и имеют много общего. Он выразил надежду на дальнейшее потепление российско-американских отношений, позволяющее «более полно понять взгляды каждой из стран и совместить общие усилия». Развивая эту мысль, он сказал, что целесообразно было бы создать российско-американский инвестиционный фонд для развития центральноазиатских республик. Но прежде, нужно создать надежную систему безопасности в регионе.

На критику из зала в адрес США, о том, что они забывают свои демократические принципы, игнорируя нарушение «гражданских свобод и политических прав» в регионе, д-р Грэхем тонко заметил, что он не считает, будто Америка игнорирует эти нарушения, а из прошлой практики всем известно, что «если США что-либо слишком резко критикуют, то это лишь усложняет задачу».

«Я не думаю, что мы забыли о демократических ценностях, к тому же у нынешней администрации, в отличие от администрации Буша, более долгосрочные планы, - подчеркнул д-р Грэхем. – Думаю, что мы получим гораздо больше позитива, чем прежняя администрация, действовавшая достаточно жестко в подходе к этому вопросу».

Когда же его спросили, насколько изменились узбекско-американские отношения и каков прогноз их развития в ближайшем будущем, аналитик ответил, что «за последние два года они стали гораздо лучше», а что касается развития этих отношений, то он пошутил, что «не знает планов Обамы, поскольку на него не работает». А если серьезно, то США сосредотачивают свое внимание на «афганском вопросе», где Узбекистан играет весьма важную роль не только как «транзитный коридор», но и предоставляет конкретную гуманитарную помощь соседней стране. Временный разрыв отношений между Узбекистаном и США после событий в Андижане остался в прошлом, а посему, по мнению эксперта, «наметилась четкая тенденция к их улучшению».

Подготовил Павел Кравец