Мастер гребня: В Таджикистане возрождают и развивают еще одно Адамово ремесло
«Нет дворян знатнее садовников, землекопов и могильщиков; они продолжают Адамово ремесло». Уильям Шекспир, «Трагедия о Гамлете принце датском»
Каждое утро 66-летний житель Худжанда Саиджон Маннонов приходит на одну из улиц, примыкающих к знаменитому в Таджикистане рынку «Пандшанбе», где его уже ждут любители национальных гребней. Они знают, что изделия этого мастера - прочные, удобные, высокого качества и даже имеют целебные свойства.
Когда-то выпускник химического факультета Таджикского государственного университета (ТГУ) Саиджон Маннонов мечтал достичь успехов в научной деятельности. В 1967 году он стал работать в Худжандском педагогическом институте (ныне ХГУ имени академика Бободжона Гафурова). Спустя два года снова приехал в Душанбе, поступил в аспирантуру, параллельно работал ассистентом кафедры химии в родном ТГУ и подрабатывал в медицинском институте имени Авиценны. Но семейные обстоятельства вынудили Саиджона Маннонова забыть о своих мечтах, бросить все и вернуться в Худжанд.
Саиджон Маннонов. Фото ИА «Фергана.Ру»
Здесь он поначалу устроился в школу учителем химии и природоведения, затем пришлось поработать крановщиком, простым рабочим, садовником. Вышел на пенсию, получает по 72 сомони ($18). На такую мизерную пенсию не проживешь. И он решил возродить ремесло, которым занимались его прадеды, — изготовление деревянных гребней. Этим практически никто уже не занимался, так как дело не приносило доход - рынок заполонили китайские пластмассовые расчески, победившие деревянных «сестер» своей низкой ценой. И все-таки спрос на натуральные и качественные изделия, в том числе и гребни, в стране есть.
Саиджон Маннонов предпочитает изготавливать свой товар из абрикосового дерева сорта «кандак».
Саиджон Маннонов. Фото ИА «Фергана.Ру»
- Абрикос наш народ считает благородным, приносящим удачу деревом. Есть более двухсот видов абрикоса, - рассказывает Маннонов корреспонденту «Ферганы.Ру». - Наиболее известные - «мирсанджали», «бобои», «кандак», «субхони», «шифо», «серхосил», «хурмои». Лучше всего работать с сортом «кандак» - древесина прочная и эластичная. Стараюсь покупать сырье в районах, расположенных на левобережье реки Сырдарья, - в селах Унджи, Румон, Кулангир, Галамайдон, Дехмой, Нов. Если на правобережье деревья живут по 50 лет, то на левом берегу такая хорошая земля, что растения могут «отметить» и свое 300-летие. От состояния земли во многом зависит прочность древесины, а от нее - качество моих изделий.
Для начала мастер выпиливает из досок ромбы необходимой величины и оставляет их сохнуть — на год. Затем заготовки смазывает хлопковым маслом, которое предохранит расчески от гниения в будущем. «Хоть сутками будут под водой находиться, с ними ничего не произойдет», - уверяет Саиджон Маннонов. Благодаря эластичности древесины расчески во время их использования плавно изгибаются и не ломаются.
«Делаю заготовки будущих гребней». Фото ИА «Фергана.Ру»
- Когда я был молодым, помогал отцу работать с деревом, - вспоминает мастер. - Он предостерегал меня от использования древесины тутовника и грецкого ореха: непрочные, изделия из них быстро изнашиваются. А абрикос имеет лечебные свойства: когда расчесываешь голову, гребень ее как бы массажирует и снимает боли, предупреждает появление седины, обладает успокаивающим, даже снотворным действием. Я делаю еще такую вещь, как чесалка, ее можно использовать для профилактики чесотки. А вообще в моем ассортименте — свыше сорока видов изделий, которые раньше широко использовались в быту. Но к нашему времени часть из них вышла из употребления, а рынок оказался завален дешевой китайской пластмассой.
«Тщательно прокрасим расческу». Фото ИА «Фергана.Ру»
Мастер утверждает, что первым изготовителем гребней был сам Адам.
- Однажды, разглядывая спутанные волосы Евы, Адам решил изобрести инструмент, который помог бы навести порядок на ее голове, - рассказывает С.Маннонов. - Первый гребень он сделал из деревца шамшод (самшит). Потом люди постепенно научились делать расчески из древесины дуба. Но с развитием технологий в развитых странах забыли о ремесле Адама, и кустарное производство гребней прекратилось.
По мнению сотрудника культурного центра «Бактрия» (Душанбе), художника Джамшеда Холикова, чтобы развивать в Таджикистане ремесленный сектор, необходимо принять Закон о народных промыслах. Властям следует предоставить ремесленникам определенные льготы, выделить им земельные участки для выращивания нужных пород деревьев, и даже создать в крупных городах отдельные кварталы для ремесленников, дать мастерам возможность демонстрировать свои изделия, организовывая специальные ярмарки. Все это нужно делать уже сейчас, пока еще живы обладающие уникальными умениями мастера.
«Отличная расческа, беру!». Фото ИА «Фергана.Ру»
Д.Холиков сообщил, что в последнее время в Голландии большую популярность приобрели деревянные башмаки-чоруки. В Таджикистане чоруки раньше пользовались большим спросом, но теперь их можно увидеть только в музее. Умельцы в стране еще есть и, при большом желании, можно даже наладить поставки чоруков в ту же Голландию. Также можно развивать читгари (набивка ткани), изготовление сюзане (вышитое особым образом декоративное панно) и так далее. Эти ремесла надо возрождать для будущих поколений.
- Сохранить дошедшие до нас древние ремесла - наш гражданский долг, - присоединился к нашей беседе профессор, искусствовед Наим Хакимов. - Об этом необходимо позаботиться на правительственном уровне. Пора принять государственную программу по реабилитации и возрождению народных промыслов, оказавшихся на грани исчезновения. Парадоксально, что мы были вынуждены отправлять наших людей в Америку, чтобы они изучили там секреты читгари. Наверняка так будет и с другими ремеслами. Ведь американцы изучают наши народные промыслы и многое делают для их сохранения.
Саиджон Маннонов и его продукция. Фото ИА «Фергана.Ру»
- Мы часто говорим об отсутствии рабочих мест, при этом забываем, что сотни граждан могли бы найти себя в ремесленничестве, заодно способствуя возрождению народных промыслов, - считает Джамшед Холиков. - Надо по-настоящему заняться этой проблемой. Вот, к примеру, в Бадахшане и Джиргатальском районе на востоке Таджикистана об этом уже заботятся. Пора и нам.
Тилав Расул-заде