Кыргызстан: Фестиваль правозащитного кино привлек внимание скандалом с СНБ и спорными итогами
С 21 по 25 сентября в Бишкеке (Кыргызстан) была показана программа IV Международного фестиваля документальных фильмов, посвященных правам человека «Бир дуйно Кыргызстан 2010».
IV Международный фестиваль «Бир дуйно Кыргызстан» проводится киргизским правозащитным центром «Граждане против коррупции» при финансовой и организационной поддержке международных доноров. Программа фестиваля будет показана в разных городах Кыргызстана: Бишкек – 21-25 сентября, Кара-Кол – 28-30 сентября, Нарын – 1-4 октября, Талас – 12-14 октября, Исфана – 19-20 октября, Баткен – 21- 22 октября, Ош – 25-27 октября. Показ фестивальных фильмов пройдет также в Таджикистане (Худжант – 7-9 октября). В 2010 году на фестивале представлено 28 фильмов из 16 стран: Германии, Великобритании, США, Австралии, Ирана и других.
На фестивале работают две программы: национальная и международная. В рамках национальной программы будет показано 11 фильмов из Кыргызстана, большинство фильмов посвящено историям людей из уязвимых социальных групп. В рамках международной программы будет показано 17 фильмов, некоторые из которых уже получили высокую оценку. Например, чешский фильм «Нежеланные» о брошенных детях-инвалидах признан «Лучшим документальным фильмом Чехии 2010 года».
Национальную программу оценивает молодежное жюри из гражданских активистов, молодых режиссеров и киноведов. В международной программе будут вручаться призы в 3 номинациях: «Гран-при», «Лучшая режиссура» и спецприз жюри за раскрытие правозащитной темы. В рамках фестиваля будут определены победители в номинациях «Открытие фестиваля» и «Прорыв».
24 сентября на фестивале произошло событие, которое привлекло внимание журналистов и правозащитников – сотрудники службы национальной безопасности Кыргызстана (СНБ) сорвали показ фильма «10 условий любви».
Подробности: как сорвали показ
Фильм уже начали показывать в кинозале Исторического музея, как вдруг в зале включился свет. Потом сотрудники музея с криками выскочили на сцену и стали в микрофон что-то сумбурно объяснять. Один из работников музея выдернул из розетки шнур проектора, едва не сломав дорогостоящую технику.
В кабинете директора музея исполнительный директор правозащитной организации Аида Байжуманова и координатор фестиваля Диана Макенбаева разговаривали с двумя мужчинами в штатском, представившимися сотрудниками СНБ. Несмотря на требования правозащитников, «сотрудники» не назвали своих имен и не предъявили никаких документов. Не помогло и присутствие известных в стране гражданских активистов Динары Ошурахуновой, Нурбека Токтакунова и Гульшайы Абдирасуловой.
Угрожая директору музея увольнением, люди «из органов» требовали немедленно остановить показ «10 условий любви», утверждая, что показа этого фильма спровоцирует межнациональную рознь.
Напомним, что фильм австралийского режиссера Джона Левиса «Десять условий любви» - это рассказ о судьбе уйгурской активистки Ребии Кадир (в другом написании - Рабия Кадер, Rebiya Kadeer), которую преследуют власти Китая. После событий в Урумчи летом 2009 года, когда произошли вооруженные столкновения между представителями титульной национальности – ханьцами – и уйгурами, Ребия Кадир заявляла о двух тысячах погибших (тогда как официальные цифры были гораздо ниже – 192 погибших и 1.7 тысячи раненых). Китай болезненно относится к показу этого фильма на кинофестивалях – так, в августе 2009 года Пекин потребовал снять фильм из программы Международного Мельбурнского кинофестиваля. В ответ на отказ организаторов китайские кинопроизводители объявили бойкот фестивалю и сняли свои фильмы из программ, а китайские хакеры провели атаку на сайт кинофестиваля.
После срыва показа фильма о Ребии Кадир организаторы бишкекского кинофестиваля были вынуждены начать показ другого фильма – «Уроки русского» режиссеров Андрея Некрасова и Ольги Конской (Россия). Этот фильм рассказывает о грузинско-российском конфликте 2008 года, и авторская позиция не совпадает с официальной позицией Кремля.
После завершения показа «Уроков русского» фильм о Ребии Кадир все-таки показали зрителям.
Грубое вмешательство «силовиков» в работу правозащитного фестиваля вызвало бурю в СМИ. Еще до конца дня 24 сентября новость об этом опубликовали 19 сайтов, в том числе несколько кыргызстанских и российских информагенств, о запрете сообщила местная служба радио «Свобода» («Азаттык»). Но все киргизские телеканалы и крупные издания обошли инцидент молчанием.
Запрет – лучшая реклама
В интернете началось активное обсуждение запрета. Никто не поверил, что фильм на самом деле может разжечь межнациональную рознь. Все обсуждали факт цензуры, искали подлинные причины запрета и удивлялись на «тупую логику» эсэнбэшников.
Правозащитник Нурбек Токтакунов, присутствовавший на самом фестивале и скандале с запретом фильма, сделал запись в своем блоге. «Увидев снбэшников, уверяющих, что показ этого фильма может угрожать общественной безопасности, я подумал про себя: «Я обязательно должен посмотреть этот фильм». Так подумало еще как минимум 10-15 человек, наблюдавших эмоциональное общение правозащитников с правоохранителями. Эти 10-15 человек, если бы фильм не показали, действительно нашли бы его, посмотрели, записали на флешку и распространили другим. Наилучшая реклама – это реклама из «уст в уста», когда в людях просыпается интерес к продукту».
Другой известный в Кыргызстане гражданский активист, Дмитрий Кабак, комментировал происходившие события в режиме он-лайн с помощью сервиса микроблогов Twitter. «Чьи уши торчат за запретом фильмов? Спецслужбы по своей инициативе или под давлением России и Китая? Срочно - ГСНБ не допускает прокат фильма о правозащитнице из СУАР Рабие Кадыровой. Это проявление цензуры», - написал он в своей ленте.
В социальной сети Facebook пользователь Bakyt Artykbaev записал: «Здесь кажется дело не во внутренней политике, сколько во внешней. Такие как Рабия Кадыр сидят в черных списках Китая, а Кыргызстан не может позволить себе портить отношения еще с одним соседом… Любопытно было бы взглянуть на бумагу с президентской администрации».
Один любопытных комментариев дал пользователь Almaz Tazhybai, который объяснил действия силовиков «тугой логикой». «Мы наверное не совсем свободная страна. У нас свобода – это когда разрешено, а вот сепаратизму – нет. Если поддержат сепаратистов, то мы поддерживаем сепаратистов на юге и во всем мире. Так что вот такая тугая логика».
Итоги фестиваля
В день закрытия фестиваля жюри национальной и международной конкурсной программы подвели итоги работы. Результат оказался весьма неожиданным.
В национальном конкурсе Гран-при получил фильм «Страна и государство». Лента без слов пяти молодых режиссеров сравнивает жизнь в пяти регионах Кыргызстана с пышной инаугурацией президента Бакиева в 2009 г. Последний кадр сменятся надписью «Такой была жизнь в КР до 7– го апреля 2010 года».
В номинации «Открытие фестиваля» победителем стала лента «Талыкпас Ата» о мужчине, потерявшем ноги, но не потерявшем мужество и силы продолжать жить полной жизнью.
Специальное упоминание жюри – фильм «Колыбель счастья». В фильме без слов в течение получаса двое мальчиков 2-3 лет играют во дворе, радуются жизни и смотрят новости о событиях седьмого апреля.
В международном конкурсе были выделены 4 основных приза и несколько поощрительных призов. Гран-при получила лента британского режиссера Уитеркросса «Движение к Марсу», который, согласно решению жюри, был «снят на высоком художественном уровне и полностью отвечает правозащитному формату фестиваля». Жюри также отметило «артистизм и техническую гладкость фильма».
Приз за «Лучшую режиссуру» был присужден иранскому режиссеру Хане Махмальбаф за фильм «Зеленые дни».
Специальный приз жюри «За лучшее отражение правозащитной темы» был присужден фильму «Нежеланные» чешского режиссера Т. Шкрдланд.
Диплом «Специальное упоминание жюри» был присужден фильму «Афганская звезда» режиссера Маркинга «За раскрытие правозащитной темы с неожиданного ракурса».
Фильм австралийского режиссера Джона Левиса «10 условий любви» был награжден дипломом «Бир Дуйно Кыргызстан- 2010» с особой отметкой «За воплощение гражданского мужества в правозащитной деятельности».
Дипломы «За вклад в правозащитное движение» получили ленты эстонского режиссера Куллара Виимне «Невинные» и монгольского режиссера Сайнху Ценгельма «Желание вернуться домой».
Специальный диплом «Закрытие фестиваля» был присужден кыргызскому режиссеру Эльнуре Осмоналиевой за фильм «Алмаз».
Эльнура Осмоналиева, чей фильм публика встречала очень горячо, записала в своей страничке Facebook: «У меня было много сомнений относительно этого показа, так как фильм, на мой взгляд, еще не готов для дистрибуции. Но я была глубоко тронута тем, как принял его зритель фестиваля. Зал был полон, зрители аплодировали не только фильму, но и каждому моему ответу во время дискуссии. После показа многие подходили с благодарностью, с желанием поделиться мнением, просто познакомиться и сфотографироваться. Я поняла, что если зрители увидят фильм даже в этой версии, он достигнет своей цели – воодушевит молодых людей учиться», - написала Осмоналиева.
Куда более критично настроены были другие пользователи Интернет-сообщества (орфография, пунктуация и стилистика высказываний сохранены). Член молодежного жюри, кинокритик Нурбек Иманов посвятил фильму, получившему гран-при в национальной программе, отдельную запись:
««Страна и государство» – фильм, незаслуженно получивший Гран-при, показывает жизнь людей живущих в разных регионах. Антиподом здесь является президентский кортеж, везущий на очередную инаугурацию, очередного президента… При попытке самостоятельного анализа, получается, что мы и вся наша страна огромный безлюдный пустырь, а мы одурачены политиками, до состояния психологического отторжения от реальной жизни. В таком случае нам незачем дальше идти к такому беспросветному будущему. Казалось бы все надо закончить. А нет, ведь в нашей стране существует еще одна проблема, надо же приластиться к новой власти, и они вставляют в титры совершенно нелогичную надпись «Так было в нашей стране до 7 апреля»! Интересно кто из нынешних руководителей власти заинтересован в улучшении условий жизни пациентов Кызыл-Джарской психиатрической лечебницы, или восстановлением и заселением развалин в Северном Ак-Тюзе? Авторы запутались, приплели к проблемам общественных взаимоотношений политику».
Культуролог Елена Воронина оказалась деликатней: «Судя по той атмосфере, которая была на фестивале и тем же результатам, напрашивается вопрос: а судьи кто? Это вопрос – результат моего осмысления того, чего же мне отчаянно не хватало на фестивале при общей к нему симпатии. Все таки, сама идея проведения подобного фестиваля в нашей стране, мне симпатична», - записала Воронина на своей личной страничке в Facebook.
Организаторы фестиваля с готовностью реагируют на любую конструктивную критику прошедшего мероприятия. Координатор Диана Макенбаева порадовалась, что люди так живо реагируют на итоги фестиваля. «Было бы хуже, если бы все мирно разошлись и через 2-3 часа после окончания фестиваля забыли о нем. Поэтому мы готовы принимать любые предложения по улучшению работы фестиваля на следующий год и уже сейчас хотим улучшить систему судейства, а не просто менять судей. Фестивалю – быть, фестивалю – расти и развиваться, фестивалю – изменять мир», - заключила Макенбаева.
Илья Лукашов (Бишкек)