Тюбетейка как символ рождения Света
С 24 по 26 ноября в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана прошел ставший уже традиционным Республиканский смотр-конкурс тюбетеек «Тюбетейка моя, вышита златом она». В рамках конкурса была организована выставка-продажа «Тюбетейки Узбекистана», на которой посетители могли воочию наблюдать за рождением узбекских тюбетеек в умелых руках мастериц и приобрести удивительные по красоте и оригинальности головные уборы по цене более низкой, чем в столичных художественных салонах.
На конкурс съехались лучшие мастера из разных областей республики: Андижанской, Бухарской, Кашкадарьинской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ферганской, Хорезмской, а также из Ташкента и Нукуса (Каракалпакстан). Они представили богатое культурное наследие и передающиеся из поколения в поколение традиции изготовления этого широко распространенного на Востоке головного убора.
Узбекские тюбетейки заслуженно пользуются широкой известностью не только в пределах Узбекистана, но и во всем мире. Созданные искусными руками мастериц тюбетейки украшают экспозиции многих музеев.
Выставка тюбетеек. Фото ИА «Фергана.Ру»
Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапка, получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего верх, вершину. Тюбетейка является национальным головным убором среднеазиатских народов, ее также носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья, башкиры.
Представленные на выставке-продаже тюбетейки имеют разнообразные форму и орнамент - в соответствии с особенностями жизненного уклада и быта в том или ином регионе Узбекистана. Носят тюбетейки сегодня, в основном, в сельской местности или же пожилые люди, но в последнее время мода на них возрождается и среди городской молодежи, особенно популярны они у девушек.
Изготавливают тюбетейки из тканых материалов, в том числе из бархата, украшают шелковой вышивкой, а также золотой и серебряной канителью. Справиться с такой работой могут только женщины, обладающие острым зрением и усидчивостью.
Выставка-продажа заняла все два этажа Центрального выставочного зала. Здесь были представлены мужские, женские и детские тюбетейки, отличающиеся разнообразием форм: островерхие, полусферические, конусообразные, круглые и четырехгранные. Наряду с современными изделиями экспозиция включала и образцы уникальных старинных тюбетеек.
Чустская тюбетейка является самой распространенной разновидностью головного убора в Узбекистане. На черном фоне тончайшая белая вышивка изображает, как принято считать, четыре стилизованных стручковых перца – калампир. Нижняя ее часть вышита непрерывным рядом маленьких арок, о которых речь пойдет ниже. Маргиланские тюбетейки, в свою очередь, отличаются удлиненной и тонкой формой «стручков».
Маргиланская тюбетейка. Фото ИА «Фергана.Ру»
В эссе «Тайны старых символов» ташкентский художник и философ Мухаммад Фозили, раскрывая космогоническую суть орнаментов тюбетейки, пишет: «При всей полихромии Востока вдруг появляется монохромная тюбетейка Ферганской долины, выделяясь своей конкретностью черно-белого цвета. Она уже не только приковывает внимание, но и заставляет задуматься – почему? Тут же отпадают гипотезы, что это изображение перца или еще лучше – миндаля (не проще было бы вышить в цвете и пусть радуется мужчина, нося на голове орнамент цветущего миндаля или красно-зеленого перца). Стоило ли загонять орнамент тюбетейки в глубокую семантику? Если учесть слова Хазрата Али о том, что священные писания имеют четыре значения: экзотерическое – доступное каждому; эзотерическое – понятное лишь посвященным; мистическое и раскрывающее Божий промысел, - то, на первый взгляд, орнамент тюбетейки, конечно же, может восприниматься как крыло фазана или лист тюльпана, как миндаль или стручковый перец. Но в уме никак не укладывается, что на патриархальном Востоке на самой макушке головы, на точке соприкосновения с Вселенной, мужчина может носить просто орнамент, банально олицетворяющий вышесказанное!».
Далее автор, размышляет о возникновении Вселенной, о поглощающих материю «черных дырах», не выпускающих свет за пределы чудовищных гравитационных полей: «И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки – это черная дыра, в которой Вселенная сжимается в точку, то голова является носителем бесконечной информации. Ни одна деталь, ни одна точка на тюбетейке не случайна. Тюбетейка делится на четыре части, также всего четыре элемента – нуклеотида - использованы для построения молекул-передатчиков генетического кода».
И здесь Фозили подходит к самому главному: «Обследовав и проанализировав четыре основных знака на верхней части маргиланской тюбетейки, сопоставив их с одномесячным зародышем в чреве матери, без сомнения понятно, что это сгусток энергии, это голограмма Универсума, это рождение света, это эмбрион миллионолетней Эволюции, это – узел негэнтропии. Можно было бы составить легенду тюбетейки с гипотезой зародыша как целой Вселенной, если бы не наманганская тюбетейка, орнамент которой четко указывает, что это зародыш трехмесячного ребенка!» (Негэнтропия – информация эквивалента отрицательной энтропии, то есть рождение Света по Фозили. – Прим. автора)
Фото элемента тюбетейки (зародыш). Фото ИА «Фергана.Ру»
«В нижней части кокандской тюбетейки вкруговую идут шестнадцать символов, по четыре с каждой стороны, а зашифрованный код их узоров отдаленно напоминает холмы, - продолжает Фозили. – Но ничего нельзя понять, не сопоставив, не увидев продолжения или начала, а началом была чустская тюбетейка, которая проливает свет на непонятный узор о вечном повторении и возвращении всего сущего. Вечное повторение в том, что четыре орнамента на каждой стороне тюбетейки не одинаковы – две арки маленькие и две большие. Малая арка изображает бешик – колыбель новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки – это колыбель с младенцем излучает свет. Большая арка тоже бешик – но для человека, покинувшего мир, точки внутри символизируют угасающий свет умершего человека. Вселенная расширяется и сжимается. Рождается и умирает. Посему вокруг головы человека на тюбетейке бесконечный цикл рождений и смертей».
Фото элемента тюбетейки (бешик). Фото ИА «Фергана.Ру»
Но вернемся к многоообразию тюбетеек. Для ташкентских характерно разнообразие художественных стилей и приемов. Так называемая техника вышивки шелком «ироки» характеризуется однотонным фоном, по которому «разбросаны» всевозможные узоры. Не меньший интерес представляют тюбетейки из бархата. Его поверхность расшивается богатым растительным узором, часто вышитым имитирующим жемчуг бисером молочно-белого цвета или многоцветным.
О бухарских тюбетейках стоит сказать особо: золотое рельефное шитье создает своеобразный эффект игры света и тени. «Южные» китабские и шахрисабзские «гилам дуппи», что означает «ковровая тюбетейка», имеют конусообразную форму. Орнамент, нанесенный на них, также отличается многоцветностью и разнообразием.
Старинные бухарские тюбетейки. Фото ИА «Фергана.Ру»
Традиционно тюбетейки шьют вручную. Особенно ценятся эксклюзивные работы, сшитые мастерицами на заказ. Есть и дешевые, расшитые машинным способом, но истинный ценитель красоты, как правило, выбирает те работы, которые останутся на долгие годы, играя красками непередаваемого словами орнамента.
По мнению искусствоведа-этнографа Ирины Богословской, проведение подобных выставок - настоящий праздник для тех, кто интересуется этим древним декоративно-прикладным искусством.
Эволюция тюбетейки прослеживается с древнейших времен. В книге «Тюбетейки Узбекистана XIX-XX веков» (авторы И.Богословская и Л.Левтеева) приводится косвенное подтверждение того, что упоминания о существовании головных уборов, напоминающих тюбетейки, встречаются уже в глубокой древности: в скульптуре, настенной живописи, терракотовых статуэтках, а в период мусульманского средневековья - в восточной миниатюре ХV-XVI веков.
Несколько изображений головных уборов сохранила пенджикентская живопись (VI-VIII века). Здесь у персонажей с выраженными монголоидными чертами встречаем металлические шапочки, облегающие голову. Эти шапочки напоминают серебряные навершия на туркменских девичьих тюбетейках.
Андижанские мастерицы. Фото ИА «Фергана.Ру»
В Самарканде в первой половине XVI века девушки и молодые женщины отдавали предпочтение небольшим круглым простеганным тюбетейкам с черным бархатным околышем. Были распространены также маленькие, прилегающие к голове шапочки типа тюбетейки, иногда имевшие меховой околыш.
В XVII столетии женщины в Бухаре носили маленькие шапочки стрельчатой формы или куполообразные шапочки «на макушке», украшенные камнем или имеющие вышивку на тулье. Шапочка надевалась высоко на лоб, а по венцу украшалась жемчугом. На затылочной части прикреплялся эгрет из длинных перьев.
Среди известных ранних разновидностей конусообразных простеганных тюбетеек — кулох (дервишеская шапка) шейха Хавенди ат-Тахура, жившего в Ташкенте в XIV веке (умер в 1355 году). Кулох шейха после его смерти хранился у его потомка — Сеида Расула Саид Азизова в его доме в старом Ташкенте. Второй кулох, возможно, принадлежал его отцу — шейху Омару Богустанскому. Оба кулоха выполнены из хлопчатобумажной ткани на вате в форме положенных друг на друга жгутов чалмы. Верх оканчивается остроконечной тульей, которая на шапке Хавенди ат-Тахура имеет выраженную вертикальную стежку. Форма бортов обеих шапок стилизована под арабские, а тульи — под остроконечные афгано-индийские тюбетейки. Где находятся эти кулохи в настоящее время - неизвестно.
Наиболее ранние из известных образцов вышитых тюбетеек, сохранившихся в музейных коллекциях, относятся к середине XIX века. Наряду с различными видами мелкой вышивки они отличаются от более поздних образцов конца XIX - начала ХХ веков элементами архаики, бережным сохранением древней художественной традиции.
Вышитые шапочки-тюбетейки пользовались широкой известностью уже в первой половине ХIX века. Наряду с различными видами мелкой вышивки они вывозились даже в Россию.
Выставка тюбетеек. Фото ИА «Фергана.Ру»
По сообщениям многих путешественников, посетивших Среднюю Азию в ХIХ веке, разнообразные тюбетейки производились в крупных городах и отдаленных кишлаках, являясь одним из распространенных и популярных элементов национальной одежды.
Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские (в том числе для мальчиков, девочек, грудных детей), для стариков. Женщины пожилого возраста тюбетеек уже не носили.
Говоря о форме тюбетеек, Богословская подчеркнула, что первоначально тюбетейки были конусообразными и имели широкие борта, их носили под чалмой. Под них надевали еще одну шапочку типа тюбетейки из натуральной хлопчатобумажной ткани и без вышивки – «аракчин», которая защищала от пота.
Впоследствии, особенно начиная с 1920-х годов, формы тюбетеек меняются, становятся более разнообразными: островерхие, конусообразные, полусферические, круглые, четырехгранные и другие, они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными тканой или однотонной каймой из шелка, бархата и других тканей.
В отдельных районах Узбекистана околыш высоких тюбетеек имел двухъярусный декор: его верхняя часть обшивалась узорной тесьмой, а нижняя — темным бархатом или сатиновым черным кантом.
Выставка тюбетеек. Фото ИА «Фергана.Ру»
Тюбетейки состоят из двух или нескольких слоев ткани, которые простегиваются и укрепляются шелковой или хлопчатобумажной нитью. Стежка идет от краев к центру по радиусам, а на прямом околыше — поперечными параллельными линиями. Формам тюбетеек присущи лаконизм, целесообразность, предельная пластическая выразительность.
Наиболее распространенными формами узбекских тюбетеек являются четырехгранные, слегка конусообразные. Конусообразную форму им придавали особым приемом складывания, сразу же по завершении процесса изготовления. Шапочка оказывалась разделенной на четыре сектора, из них два противоположных образовывали треугольник, а два других заправлялись под них, перегибаясь вдвое. В таком виде новую тюбетейку, слегка увлажнив, клали под пресс, после чего она приобретала четырехгранную форму.
В ХIX веке тюбетейка у мужчин наполовину была скрыта в складках обязательной для мусульман чалмы. Что касается женских тюбетеек, то в ХIX веке их носили женщины, которых называли «атанг» - щеголиха. Находясь в женском обществе, они подражали в своем поведении мужчинам. Тюбетейки носили также женщины легкого поведения. Поэтому когда появился обычай носить тюбетейки всем женщинам, отношение к этому было резко отрицательным.
Кульминационным моментом в развитии выделки тюбетейки как разновидности искусства национального костюма является конец XIX – середина ХХ веков. Созданные в районах с различными природно-географическими признаками тюбетейки различаются формой, орнаментом, знаками художественной символики.
- В разных районах Узбекистана тюбетейки имеют свои особенности, в то же время, в чем-то перекликаются, поскольку происходят постоянные этнокультурные пересечения, - рассказывает Богословская. - Люди ездят друг к другу в гости, что-то «подсматривают» на базарах. Кроме того, в Узбекистане часты географически смешанные семьи, например, когда жених берет себе в жены девушку из другого города или области, традиции одной семьи вливаются в традиции другой.
Выставка тюбетеек. Фото ИА «Фергана.Ру»
На создание определенного типа тюбетеек в том или ином регионе влияли не только природные условия и национальный состав населения, но и исторически сложившиеся в нем художественные традиции и общий уровень развития хозяйства и культуры. Например, если в Сурхандарье и Кашкадарье круглые, шароподобной формы тюбетейки расшиваются яркими контрастными шелковыми нитками, то в Бухаре и Самарканде тюбетейки, большей частью, украшались золотым шитьем.
Наиболее ранние по своей истории и происхождению тюбетейки изготовлены в городах Ферганской долины: Чусте, Андижане, Маргилане, Коканде. Имея в верхней части квадратную тулью, при складывании они принимают форму треугольника. К названиям этих тюбетеек добавляется имя города, где они созданы: «тус дуппи», «кукон нусха», «андижон нусха» и так далее. Тюбетейки с такими названиями в настоящее время носят только мужчины.
В Самарканде тюбетейка называется «калпок», «калапок», в других районах наиболее распространенным термином является «дуппи» (Ташкент, Ферганская долина, Хорезм и другие).
Локальные особенности иногда были выражены настолько сильно, что именно по головному убору определяли принадлежность человека к той или иной местности. Еще в 1920-1930 годы житель одной части Ферганы, не надевший на «чужой» территории соответствующую «дуппи», мог вызвать в общественных местах возмущение местных жителей, не всегда выражающееся только словесно. И теперь считают необходимым, хотя и в другой форме, соблюдать обычай соседей в ношении одежды, в том числе и тюбетейки. Поэтому андижанец в Маргилане или Коканде обязательно заменит свою «дуппи» на местную.
Различаются шесть основных местных групп тюбетеек: ташкентская, ферганская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинско-сурхандарьинская и хорезмско-каракалпакская.
В основе каждой группы лежат общие стилевые особенности, общие мотивы орнамента и общее понимание их семантики, хотя в отдельных разновидностях каждого типа наблюдаются достаточно четкие местные отличия.
Говоря о выставке в целом, Богословская отметила работу каракалпакских мастериц, которые, живя в достаточно жестких условиях экологической катастрофы Приаралья, постарались показать, как они восстанавливают и сохраняют древние традиции.
Выставка тюбетеек. Фото ИА «Фергана.Ру»
- Очень ценно, что мастерицы сосредоточены именно на сохранении древнейших основ и традиций каракалпакской культуры, - отмечает Богословская. - Кроме тюбетеек, они привезли акбаскуры и кызылбаскуры – белые и красные расшитые ленты для украшения юрт, образец старинной юрты, расшитую одежду. Они владеют информацией о названиях элементов, которые использовали в вышивке их бабушки и прабабушки.
Каракалпакские мастерицы из Нукуса, входящие в ассоциацию «Хунарманд» («Ремесленник»), Нисибеля Ибрагимова и Жадра Давлетназарова показали свою работу и рассказали об особенностях тюбетеек, которые носят жители севера Узбекистана. По их словам, главное отличие заключено в форме тюбетеек, напоминающих степные юрты скотоводов, что отражается и на узорах вышивки. Бархатные тюбетейки расшиты шелковой нитью - здесь и стилизованные охраняющие «от сглаза» бараньи рога, и тюя-табан (след верблюда), и узор, называемый курбаканахш (лягушка). Для девочек тюбетейки украшают цветочным орнаментом. Подростки – как девочки, так и мальчики, – носят синие и зеленые бархатные тюбетейки.
Мастерицы привезли головные уборы как ручной работы, так и вышитые на машинке, что заметно лишь при ближайшем рассмотрении – ручная вышивка тонкими стежками намного искуснее, чем машинная – зигзагом, и стоят расшитые вручную тюбетейки в два раза дороже. Хотя цена за такое изделие ручной работы чисто условная – по словам девушек, не более 15 тысяч сумов (около 6,5 долларов по теневому курсу).
Свое оригинальное мастерство, по словам Богословской, успешно продемонстрировали на выставке ферганские мастерицы, которые хорошо помнят не только названия старинных элементов и целых композиций, но и привносят в свое творчество нечто новое. Например, впервые можно было увидеть тюбетейки с символами Узбекистана – флагом и картой республики. К сожалению, технический уровень отдельных экземпляров оставляет желать лучшего. Порой применение мастерицами не качественных (искусственных) нитей удешевляет эстетический вид головного убора. Использование же натуральной шелковой нити, безусловно, поднимет его в цене, зато качество будет намного выше, да и прослужит такая тюбетейка намного дольше.
Андижанские мастерицы, придерживаясь старинных традиций, не забывают делать упор на качество изделий. Примером может служить небольшая сумочка, вышитая мельчайшими стежками в технике ироки (крестиком), и другие образцы. Радует тот факт, что достаточно часто для окрашивания шелковых нитей продолжают использоваться натуральные стойкие красители – корки граната, луковая шелуха, кошениль, которые закреплены особым способом, отчего они становятся более стойкими.
Выставка тюбетеек. Фото ИА «Фергана.Ру»
Не перестает удивлять и фантазия современных мастериц. Увидев весьма супрематическую композицию одной из маргиланских тюбетеек, больше схожей с работой художника Миро, спрашиваем у ее авторов: «Так что же на ней вышито?» и получаем ответ: «Это же лола (цветок тюльпана), разве Вы не видите?». Фантастика, что через абстрактные формы узбекские мастерицы передают свои впечатления от восприятия столь любимого на востоке цветка. Окажись в наше время рядом художники В.Кандинский, К.Малевич, Л.Попова и другие, они наверняка бы высоко оценили не только композицию, но и смелое цветосочетание работ местных мастериц, получающих вдохновение от живой природы, яркого солнца, от алых маков на ярко-зеленой траве.
Одна из крупнейших коллекций тюбетеек, собранных на протяжении ста двадцати лет, хранится в Государственном музее истории Узбекистана. Это собрание по праву считается не только одним из самых многочисленных, но и наиболее полным по разнообразию тюбетеек, что позволяет проследить развитие этого вида прикладного искусства и неотъемлемой части узбекского национального костюма.
Тюбетейки составляют ценные коллекции и в ряде других музеев Узбекистана. Лучшие и наиболее обширные собрания хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Самаркандском музее-заповеднике, Историко-краеведческом музее в Бухаре. Тюбетейки имеются и в некоторых музеях России (Государственный Эрмитаж и в Российском Этнографическом Музее в Санкт-Петербурге, Государственный музей искусств народов Востока в Москве) в государственных и частных собраниях Западной Европы (Берлинский музей этнографии, частные коллекции), США и других странах.
- В нашей стране несколько частных коллекционеров являются обладателями уникальных образцов, - продолжает Богословская. - Например, в одной из таких коллекций хранится тюбетейка, сшитая из фиолетового бархата и украшенная золотыми нитями. Арабская вязь на тюбетейке гласит: «Сделал мастер Пирназар для Мухаммада Амин-хана, поздравляю его». С чем поздравил мастер Пирназар хивинского хана, правившего с 1845 по 1855 годы в Хорезме, остается загадкой. Думаю, что это единственная в мире тюбетейка, имеющая авторство, ведь все тюбетейки, существующие с древнейших времен, увы, безымянные.
Простой по своей форме и наполненный таинственным смыслом восточный головной убор продолжает завоевывать мир.
- Хочется отметить, что выставка, организованная по инициативе «Комитета женщин Узбекистана» совместно с Академией художеств Узбекистана, удалась. В очередной раз появилась уникальная возможность для контактов, обмена опытом и информацией между мастерицами, искусствоведами и всеми, кто ценит декоративно-прикладное искусство Узбекистана. Думаю, что для общей пользы нужно как можно чаще организовывать подобные мероприятия, - заключила Ирина Богословская.
Павел Кравец (Ташкент)