Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Узбекистане официально запрещено более 700 кинофильмов местного и иностранного производства

13.12.2010 02:11 msk, Усто Олим

Узбекистан Культура и искусство 
В Узбекистане официально запрещено более 700 кинофильмов местного и иностранного производства

На официальном веб-сайте Национального агентства Узбекистана «Узбеккино» опубликован перечень кинофильмов, «запрещенных к показу». Список сей постоянно пополняется и обновляется. За период с 23 июня 2005 по 15 октября 2010 года в чёрный список, составленный узбекскими чиновниками, вошли 744 киноленты местного и зарубежного производства, в том числе, к примеру, и всемирно известные, завоевавшие призы на различных фестивалях: «300 спартанцев», «От заката, до рассвета», «Борат», «Секс, ложь и видео», «Антихрист»…

В год экспертная комиссия «Узбеккино» запрещает от нескольких десятков до нескольких сот фильмов. Так, в 2006 году было запрещено 58 кинолент, в 2007 – 110, в 2008 – 71, в 2009 – аж 315, а по состоянию на 15 октября 2010 года – 188.

Даже беглый просмотр списка выявляет огромное количество фильмов, хорошо известных мировой аудитории. Это, в частности, американская историческая драма «Троя» с Брэдом Питом и Питером О’Тулом в главных ролях, знаменитая «антииранская» лента «300 спартанцев», «От заката, до рассвета» Роберта Родригеса, вышедший еще в 1997-м первый фильм из серии молодежных ужастиков «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», знаменитые триллеры «Крик» и «Звонок».

Чиновники правительственного агентства, контролирующего кинематограф, не рекомендуют узбекскому зрителю смотреть «Самый лучший фильм» (Россия, 2007 г.), «Челюсти» (США, 1975), нашумевшего «Бората» (США, 2006 г.), мистический экшн «Ван Хельсинг» (США, 2004 г.), ленту «Попутчик» (фильмов с таким названием как минимум три, но, вероятно, имеется в виду триллер, снятый в 2007 году американским режиссёром Дэйвом Мейерсом), «Все умрут, а я останусь» (Россия, 2008 г.). Попали под запрет как популярный российский телесериал «Менты», так и американский «Секретные материалы».

Бросается в глаза то, что подавляющее большинство из запрещенного - не порнография, что было бы, наверное, не удивительно (особенно – для казалось бы пуританского мусульманского общества), а фильмы ужасов. Почему именно они? Неужели власти Узбекистана заботятся о том, чтобы психика граждан, и так подорванная ростом цен и беспределом чиновников, окончательно не «соскочила с катушек»? Похоже, что комиссия всерьёз предполагает, будто люди посмотрев тот или иной фильм, тотчас же бросятся повторять увиденное.

Любопытно, что некоторые «ужастики» запрещены в Узбекистане дважды. Например, в первый раз фильм «Лесной призрак» запретили в марте 2009 года, но, видимо, этого оказалось недостаточно: еще раз его запретили уже в июне. Такая же странная участь дважды запрещенных постигла «Резню», «Туннель смерти», «Фантомы», «Шепот смерти», «Проклятие-2», «30 дней ночи». А вот фильм «Мертвые» запретили не два, а целых три раза – сначала в январе и августе 2009 года, а потом еще в апреле 2010… Это ж надо было так перепугаться!

Интересно, во сколько раз многоразовые запреты эффективнее однократных? Фильм «Озеро смерти» был запрещен к показу в январе 2009 года. А в апреле 2010-го члены комиссии хорошенько подумали и запретили уже сразу все «Озера смерти». Или это просто опечатка? Впрочем, читая список, на опечатки наталкиваешься постоянно. Так, фильм «Школьница» один раз был запрещен с мягким знаком, а во второй раз – уже без него: «Школница» (№ 59, 14.02.2007). Наверное, для неграмотных.

Похоже, что фильмы, в названиях которых присутствуют такие слова как «зомби» (27 фильмов), «мертвецы» (26), «проклятие» (10), «смерть» (21), «призрак» (8), «вампиры» (7), запрещаются просто автоматически, не глядя. Иначе как объяснить попадание в список пародийной британской комедии «Зомби по имени Шон»?

Что интересно, фильмов со словом «секс» в списке «запретных» - всего десять. Правда, среди них оказался кинодебют Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео». Почему об этом, достаточно невинном по нынешним временам фильме, получившем на Каннском кинофестивале 1989 года «Золотую пальмовую ветвь», вдруг вспомнили через 18 лет (он был запрещен в Узбекистане лишь в 2007 году)? Или в республике, по-прежнему, как в Советском Союзе, «секса нет»?

Известно, что ленты «С широко закрытыми глазами» с Николь Кидман и Томом Крузом, «Интимный дневник» Питера Гринуэя, «Антихрист» Ларса фон Триера, «Плохой парень» Ким Ки Дука и «Сколько ты стоишь?» Бертрана Блие с Моникой Белуччи и Жераром Депардье содержат сцены, которые детям до 16 лет, возможно, смотреть и не обязательно. Однако не нужно быть дипломированным киноведом, чтобы отдавать себе отчет в непреходящей художественной ценности этих картин.

А с чего это вдруг комиссия вспомнила немецкую эротическую комедию 1976 года «Греческая смоковница», которая успела надоесть всем еще на заре видео? Или это ностальгия? Так же как и вошедшие в список «Дикая орхидея» 1990 года и «Слияние двух лун» 1988-го. Да эти фильмы не для подростков, но сколько десятков раз их уже показывали телевизионные каналы, и много ли найдется людей, кто их никогда не видел?

Хочется спросить: с какого перепугу в Ташкенте позапрещали российские фильмы о чеченской войне - «Первая Чечня», «На войне как на войне», «Дагестан-война, Чечня», «Как я поехал на войну на Чечню», «Война в Чечне»?

А чем членам комиссии не угодили французы: «Доберман», «Братство волка», «Читай по губам», «Багровые реки», «Блуберри»? Все эти фильмы демонстрировались на больших экранах, почему-то тогда их никто не запрещал.

Еще один курьёз - картина «Белый зомби», запрещенная в 2009 году, спустя 77 лет после ее создания. Наверное, чинуши вспомнили, что этот американский фильм ужасов 1932 года режиссёра Виктора Гальперина - самый первый фильм о зомби, и решили, что зло нужно пресекать на корню?

Обнаружился в списке запретного кино и скандально известный узбекский документальный фильм «Бремя девственности». Кстати, в ноябре этого года его показывали на фестивале короткометражных фильмов в Винтертуре (Швейцария) - в рамках специальной программы, посвященной Узбекистану, вместе с другим фильмом, проходившим по «делу Умиды Ахмедовой» - «Мужчины и женщины: в обрядах и ритуалах». Как ни странно, последний не запрещен, в отличие от других кинолент о правах женщин в Узбекистане - фильмов «Гендерные стереотипы», «Орзу дарахти гуллаганда», «Бахт излаган аёл», «Ой сўзи ўхшар вояга», «Аёл қисмати», «Армонли Дунё», «Развод по-каракалпакски», «Пусть не сорвутся нити надежды», «Жертва».

Перейдем к детскому видео. Чиновники словно говорят родителям: при выборе фильмов для своих чад следует быть очень внимательными и в обязательном порядке выяснять фамилию переводчика. Так как мультики «Шрек» и «Шрек-2» и «Мадагаскар», а также полнометражный фильм «Властелин колец» в переводе Гоблина запрещены.

Кстати, запрещен, на радость учителей, и один из любимейших фильмов 12-13 летних подростков - «Сумерки». Все ли родители знают об этом? Но, правда, в соседствующем на сайт «Узбеккино» списке «фильмов, разрешенных к показу» «Сумерки. Сага. Новолуние» разрешен!

Можно сколь угодно долго и внимательное изучать этот список, пытаясь постичь его абсурдную логику или находить в нем неиссякаемый источник для иронии. Каждый может поупражняться в этом самостоятельно. Всё это было бы весело, если, как говорится, не было бы так грустно. Если бы мы хотя бы на секунду могли забыть, что именно эта комиссия выступает в качестве экспертов, решающих судьбы людей. Именно к этим «экспертам» из районных ГУВД приносят изъятые DVD-диски, и именно на основе заключений этой комиссии выносится решение о виновности или невиновности.

Кто же эти люди, что своими подписями превратили миллионы людей в преступников? На середину прошлого года состав комиссии был таков: Манноб Кучкаров – начальник отдела лицензирования кино-видео деятельности (о нем можно прочитать много интересного в связи с «делом Умиды Ахмедовой»); Хамидула Акбаров – один из старейших узбекистанских киноведов в штатском; Кавсар Турдиева – детская поэтесса. Остальные члены комиссии - Д.Холматова, К.Шокиров, Ш.Насимов, В.Исоков, Г.Эшмуродов, А.Жахонгиров - менее известны.

По традиции председателем комиссии числится заместитель генерального директора Национального агентства «Узбеккино» Джахангир Касымов, но очень маловероятно, что он принимает в ее деятельности какое-либо деятельное участие.

Интересно: из какого властного источника исходит запрет на показ такого обширного списка фильмов – от высшего руководства страны вроде Ислама Каримова, или же это проявление частной паранойи отдельных руководителей типа Манноба Кучкарова или Хамидулы Акбарова?..

И для чего, собственно, все эти разрешения-запреты пишутся? Для того, чтобы показать (кому?), что, мол, вот у нас тут всё под контролем? Или это есть часть столь модной ныне «стратегии информационной безопасности»? Или попросту прекрасная возможность для легального мздоимства? Действительно ли эта комиссия имеет право запрещать какие-то явления культуры? Не является ли такая деятельность комиссии прямым злоупотреблением властью?

Не понятно, как подобные запреты со стороны государственной комиссии следует трактовать согласно законодательству Узбекистана. И что грозит жителю республики, который вознамерится показать один из этих фильмов своим друзьям? На сайте «Узбеккино» о последствиях нарушения запрета ничего не говорится. Как и не уточняется – идет ли речь о массовых публичных показах, или о любой демонстрации данного «кина» вообще.

Усто Олим, кинолюбитель (Ташкент), специально для «Ферганы»

Международное информационное агентство «Фергана» обращается к читателям из Узбекистана с просьбой поделиться своим мнением на эту тему. Правомочны ли такие запреты? Сталкивались ли вы с трудностями при просмотре какого-либо из перечисленных в списке «Узбеккино» фильмов»? Считаете ли вы, что государственный чиновник вообще имеет право разрешать или запрещать зрителям что-либо смотреть? Ответы пишите в комментарии к этой статье – здесь.