Новогодние чудеса в Туркменистане: МТС выгоняют из страны
Ситуацию вокруг «дочки» российской сотовой компании МТС в Туркмении комментирует осведомленный источник «Ферганы». Это человек, который много лет проработал в Туркменистане и знает о положении дел, о том, как делается экономика в этой азиатской республике не понаслышке. Дела же там происходят такие: власть плюет не только на собственных граждан и их права, но и на вполне авторитетных и законопослушных иностранных инвесторов, вложивших в экономику республики многие миллионы долларов. Власть туркменская остается непрозрачной, закрытой, эгоистичной и хамски самоуверенной. Власть эта построила такую порочную систему отношений с обществом, что наш автор, разумеется, пожелал остаться анонимным.
Предоставляем слово нашему источнику.
КТО КОГО БУДЕТ ПАСТИ
«Для тех, кто обвиняет команду Михаила Шамолина (президента ОАО «Мобильные ТелеСистемы») в провале деятельности МТС в Туркменистане, видимо, наступил долгожданный момент, когда все проблемы можно свалить на руководство российского сотового оператора. А на мой взгляд, для этого нет никаких оснований. Большинство из авторов подобных публикаций не знает Туркменистан изнутри, не знает «законов», по которым живут оставшиеся там на руководящих должностях туркмены, не в курсе политической и общественной ситуации в этой стране. Туркменистан до сих пор остается одной их самых закрытых стран мира с тоталитарным режимом правления.
Клиентами МТС в Туркмении являются более 2.3 миллиона абонентов, это - почти половина населения республики. По условиям договора, BCTI перечисляла 49 процентов чистой прибыли с даты приобретения компанией МТС до 21 декабря 2005 года и 20 процентов - с 21 декабря 2005 года.
МИД Туркменистана, в свою очередь, информировал, что прекращение деятельности компании МТС осуществлено в связи с истечением пятилетнего срока действия соответствующего договора, который являлся базовым документом, регулировавшим деятельность компании МТС в стране.
- Исключительная изолированность населения от внешнего мира дает правящему режиму абсолютный контроль над жителями страны. Под «исключительной изолированностью» я подразумеваю крайне ограниченные возможности для выезда за рубеж своих граждан и въезда в Туркменистан иностранцев (визу получить нереально, особенно гражданам России), а также жесткие ограничения на перемещение внутри страны для местного населения и запрет на это для граждан других государств. Есть «пастух» и есть «овцы». Это наиболее точное определение.
Одно из главных условий «устойчивости» такого типа государственного правления - информационный вакуум. «Железный занавес», если хотите. СССР в сравнении с современным Туркменистаном кажется раем. В СССР худо-бедно существовала «социалистическая законность», в бывшей ТССР таковой вообще нет. Образование, здравоохранение, наука, вооруженные силы, все это присутствовало в СССР в достаточно развитом состоянии, до определенного момента. Пусть ни у кого не сложится впечатление, что я агитирую за СССР: сравниваю с ним современный Туркменистан как с тоталитарной закрытой системой. Только в первом случае правило «руководство ЦК КПСС», а во втором мы наблюдаем единоличное авторитарное правление местного царька - бая или пастуха, называйте как хотите.
В постсоветский период, пережив исход русскоязычного населения и образованных туркмен, Туркменистан испытывает крайне острый дефицит квалифицированных специалистов во всех отраслях «народного хозяйства». Изначально расчет Сапармурата Ниязова (больше известного под кличками Туркменбаши, Яшули, Солнцеликий, Светоч нации и так далее) строился на изоляции страны. Этот старый партноменклатурщик, зная национальные особенности своего народа, прекрасно понимал, что максимума контроля над страной можно достичь, только устранив всех своих конкурентов и уничтожив или изгнав все думающее население. Баранами управлять легче, вернее - не представляет никакого труда. Это ему прекрасно удалось. Вместе с тем старый бабай понимал, что на своих баранах далеко не уедет, - делится своими эмоциями источник «Ферганы».
МЫ ЗА СВЯЗЬ БЕЗ БРАКА
- Крайне отсталая отрасль связи в Туркмении начала 1990-х нуждалась в срочной реконструкции. В 1994 году в стране открывается первая и единственная в течение более 10 лет компания сотовой связи - BCTI. Деньги текли в карман Бая рекой. Но в 2004 году владелец компании Михаил Бараш решает продать ее, так как устал от гигантских аппетитов главного бабая страны. Тем более что и сам заработал неплохо, можно смело уходить на американскую пенсию.
В 2005 году зарегистрированную в США компанию BCTI покупает МТС, что было достаточно неожиданно. Все-таки риск есть, и немалый. Туркменбаши немедленно дает команду перекрыть кислород российской компании. Старый лис знает, что руководство МТС приедет договариваться. Он прекрасно все просчитал: МТС с ним, естественно, «договорится», в страну придут дополнительные инвестиции плюс новые технологии, и что самое важное — у Туркменистана будет имидж «открытой» страны, что впечатляет этих надоедливых демократов с Запада.
Все довольны, все смеются. МТС начинает работу в Туркмении и исправно перечисляет половину прибыли в казну. Некислый налог, да? Через несколько месяцев МТС платит уже всего 20 процентов прибыли в виде официального налога. Думаете, Туркменбаши смилостивился и стал брать меньше? Додумайте сами.
Это тот самый момент, когда был подписан договор на пять лет о взаимоотношениях туркменских властей и МТС. Ничего общего с лицензиями он не имеет. Это договор о финансовых взаимоотношениях.
Лицензия корпорации «Бараш Коммюникейшн Текнолоджиз, Инк.» истекает только в феврале 2012 года
Затем Сапармурат Ниязов благополучно скончался от старости. Некоторые считают, что ему помогли, но этот вопрос меня мало волнует. Туда ему и дорога. Итак, король умер, да здравствует король!
ТРУДНО ПОНЯТЬ, КОМУ ПЛАТИТЬ
На смену старому хитрому сироте-партноменклатурщику приходит бывший стоматолог с многочисленными родственниками. Вернее, не он пришел, а его «уважаемые» люди поставили. Сестры и братья в количестве семи штук очень хочут кушать вкусно. Если раньше бабай сам всем рулил, и договариваться нужно было исключительно с ним, то теперь иностранные партнеры Туркмении голову сломали: кому? сколько? кто принимает решения? Ведь теперь одна сестричка заявляет, что это именно ОНА, а другая сообщает, «что это еще не все».
Все было хорошо у МТС, пока «туркмены» не увидели разницу. Как была «туркменская» связь в ж..пе, так и осталась. Созданный на скорую руку местный оператор «Алтын Асыр» («Золотой Век») не принес утешения. Пятая часть абонентов от объемов МТС никак не хотела расти. Люди очень быстро привыкают к хорошему. Несмотря на завышенные тарифы МТС и платные входящие (результат финансовых отношений с туркменским Минсвязи), жители активно продолжали поддерживать МТС, заключая новые контракты. При населении страны около пяти миллионов человек 2,5 миллиона абонентов МТС - это сильно. «Алтын Асыр» имел около 400 тысяч абонентов (ноябрь 2010) при абонентской емкости сети 600 тысяч.
Я хочу подчеркнуть, что именно взвешенная стратегия развития МТС в Туркменистане позволила компании «доработать» до этих дней. Попытки устранить конкурента, а вернее - постоянные попытки «перекрыть кислород» были и раньше. Сегодняшняя ситуация демонстрирует бессилие туркменских властей что-либо сделать с МТС в Туркмении. Ждали только повода. Он появился. И неважно, что он никоим образом не связан со сроком действия лицензии, главное - найти хоть какую-то зацепку. Проиграют в суде? 100 процентов. Будут платить? Вопрос. И здесь хотелось бы спрсить НАШЕ, российское правительство, будет ли оно отстаивать экономические интересы российской компании за рубежом. И если да, то какими методами/средствами? «Всеми юридически доступными»? Не подействует. Не пора ли напомнить нашему южному соседу о долгах?
ЗАКОН НЕ ПИСАН
Возвращаясь к вышеизложенному: главное для туркменской власти - личное обогащение. На законы плевать. В недавно опубликованном пресс-релизе туркменского МИДа сообщается, что Туркменистан имеет все (исключительно) средства для обеспечения проводной и беспроводной связью ВСЕГО населения Туркменистана. Заявляю как специалист, до 2010 года строивший большинство объектов связи в этой стране: нет. Не имеет Туркменистан никакой возможности обеспечить связью ВСЕ население в ближайшие три-пять лет. Ни технической, ни кадровой.
Начиная с 2008 года, МТС пыталась получить лицензию на 3G. Это давало абонентам широкие возможности при выборе услуг, и самое главное - сулило неподконтрольный для Министерства национальной безопасности Туркменистана (МНБ) доступ в интернет. Примечательно, что лицензию на 3G «туркмены» все-таки дали МТС. В конце 2010 года. И тем самым максимально ограничили доступ внешней информации в Туркмению перед спланированной акцией в отношении МТС. И рыбку съели, и международному сообществу «показали лояльность».
Здесь преследуются две цели. Первая: наглый отъем бизнеса у российского сотового оператора. По существующим законам, МТС не сможет вывезти из Туркменистана свое оборудование. Поэтому предписание Минсвязи демонтировать оборудование до 1 января выглядит наглой насмешкой, плевком в лицо. Технически это невозможно в такие сроки, а смысл демонтажа, если все равно его вывезти нельзя?
Все просчитано. За каждый день «простоя» недемонтированного оборудования будут «тикать» деньги. Мне интересно, неужели они надеются что «натикает» на полмиллиарда долларов? Или они уже установили таксу? День - $100.000, к примеру. Мне лично это пока не известно. «Туркмены» говорят о каких-то штрафах, в счет которых «приватизируют» оборудование МТС. Интересно, что это за штрафы такие, которые покроют стоимость вложенных российской компанией средств?
Итак, первая цель - рейдерский захват бизнеса в свою личную пользу. Подчеркиваю не в пользу государства - именно в личную собственность. Этому есть свидетельства.
Цель вторая: абсолютный контроль над интернет-трафиком и недопущение инакомыслия. Китай отдыхает.
Самое интересное то, что, получив в собственность оборудование МТС, «туркмены» не смогут воспользоваться им в полном объеме. Все кончится тем, что основная часть оборудования выйдет из строя из-за ненадлежаших условий эксплуатации в первый год, оставшаяся часть будет приносить доход исключительно за голосовой трафик. Надолго ли хватит этой оставшейся части? Думаю, года на два. Кстати тарифы уже объединенной компании «Алтын Асыр» резко возрастут: монополия. Законы рынка. Это для цивилизованных людей. На самом деле, цены будут регулировать родственники стоматолога, ведь они - помните? - очень хочут вкусно кушать. Собственно, весь этот спектакль именно для этой цели - забрать себе бизнес.
Что касается механизма «законного отъема» бизнеса у МТС (по Ильфу и Петрову). В СМИ уже упоминалась некая бельгийская компания, подконтрольная стоматологу. Упоминались также и китайцы, желающие разделить сладкий пирог МТС.
Но есть сценарий более дешевый, без «подстав» и стопроцентно рабочий - внутренний. Некая крупная туркменская компания берет на себя обязательства по судебным искам и взаиморасчетам с МТС, выкупает оборудование (сумму, оставшуюся после штрафных санкций против МТС) и платит неустойку за упущенную выгоду. Все законно, с точки зрения Международного арбитражного суда. Если сумма достаточно значительная, некий европейский первокласный банк выступает кредитором под гарантии государства. Владельцем BCTI становится местная туркменская компания. В течение года на основании «законов» Туркменистана компания приватизируется «в пользу государства». Там это просто и быстро. Руководству местной компании дают премию и приказывают молчать рыбкой, альтернатива - «зона». Местная компания знает об этом с самого начала и сознательно идет на такой шаг. Если не пойдет, альтернатива - «зона». Причем без надежды когда-либо выйти из «зоны». Стопроцентно навсегда.
Итак, налицо неправомерное вмешательство в деятельность иностранной компании с целью прекращения ее деятельности на территории страны. Учитывая все факторы и локальные особенности, зададимся вопросом: возможно ли «мировое соглашение»? Уверен, что нет. Как минимум туркменская сторона в этом не заинтересована. Возможно ли продолжение работы МТС в Туркменистане? Нет. Не дадут работать.
ГДЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Остаются открытыми вопросы: как Российская Федерация может защитить свой бизнес за рубежом? Есть ли у правительства России желание защищать свои экономические интересы за рубежом? И, наконец, главный вопрос: не получится ли как в 2003 году? Тогда российское правительство продало за газ своих граждан в Туркмении, лишив их гражданства или поставив перед убийственным выбором - Россия или Туркменистан. Почему не поставили перед выбором граждан Израиля-России? Граждан США-России? Граждан Канады-России? Можно перечислять все страны мира, где живут наши соотечественники с двойным гражданством.
Есть закон. По римскому праву, «закон обратной силы не имеет». Россия бросила своих граждан на растерзание туркменским царькам. Это сломанные судьбы тысяч людей. Это загубленные жизни россиян в тюрьмах Туркмении. Русские, владеющие квартирами в Ашхабаде, куда-то просто исчезают.
В 2008 году мы решительно защищали «своих» в Южной Осетии на территории иностранного государства. Там не было газа…»