В Кыргызстане возобновился процесс по апрельским событиям (фото)
18 марта в Бишкеке возобновился судебный процесс по трагическим событиям, произошедшим в Кыргызстане 7 апреля 2010 года.
Предыдущие заседания суда проходили во Дворце спорта, однако после произошедшего там 30 ноября 2010 года взрыва процесс был приостановлен. Теперь он проходит в Доме культуры Департамента конвоирования и охраны заключенных при Государственной службе исполнения наказания.
Материалы уголовного дела насчитывают почти 60 томов. Обвиняемыми по делу проходят 28 человек, в том числе бывший президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, его сын Максим Бакиев, бывшие начальник Службы государственной охраны Жаныш Бакиев, премьер-министр Данияр Усенов, глава спецслужб Мурат Суталинов и командир спецназа СГО «Арстан» Эсенбай уулу Байыш. К ним добавился еще и Рустам Юнусбаев, которого обвиняют «в заключении контракта для осуществления госзакупок вопреки интересам государства».
Заочно судят обвиняемых, которые объявлены в международный розыск, – это Курманбек Бакиев, Максим Бакиев, Жаныш Бакиев, Данияр Усенов, Мурат Суталинов, Эсенбай уулу Байыш, Оксана Малеваная, Каныбек Жороев.
В зале суда. Фото ИА «Фергана»
Последнее судебное слушание прошло 29 ноября 2010 года. Перерыв почти в четыре месяца обусловлен ходатайствами адвокатов объявленных в розыск людей. Они считают, что дела в отношении отсутствующих подсудимых должны рассматриваться отдельно. Судья Жакыпбек Бектемиров ходатайство удовлетворил, и 29 ноября дела Бакиевых, Усенова, Суталинова и уулу Байыша были выделены в отдельное судопроизводство. Однако гособвинение обжаловало постановление судьи, в итоге Верховный суд постановил, что уголовные дела бывших высокопоставленных чиновников все-таки должны рассматриваться вместе с делами офицеров СГО и «Альфы».
Сторона гособвинения. Фото ИА «Фергана»
Заседание прошло под председательством судьи Дамира Онолбекова, который был откомандирован в Военный суд Бишкекского гарнизона из Иссык-Кульского областного суда.
Для обеспечения порядка во время процесса были приняты повышенные меры безопасности. На территории Департамента конвоирования и на подступах к нему находилось немало вооруженных сотрудников спецслужб. Все участники заседания - адвокаты, подсудимые, потерпевшие, журналисты, - попадали в зал суда строго по спискам и после тщательного досмотра. Например, журналистов досматривали трижды. Кстати, для сотрудников СМИ на территории Департамента была выделена специальная военная палатка с установленным в ней монитором, на котором в прямом эфире должен был транслироваться процесс. Впрочем, относительно присутствия журналистов непосредственно на заседании никто не возражал.
Само заседание прошло в зале Дома культуры Департамента, рассчитанном на 160 мест. Над сценой, где сидел судья, золотыми буквами на красном бархате сияла многозначительная надпись на киргизском языке: «Свято оберегая закон, работаем на благо народа».
На сцене — судья Дамир Онолбеков. Фото ИА «Фергана»
В зале Дома культуры была установлена железная клетка, куда усадили бывшего министра обороны Бактыбека Калыева, зампреда СГО Нурлана Темирбаева и начальника штаба СГО Данияра Дунганова, которые содержатся под стражей с 17 ноября - дня первого заседания по процессу 7 апреля.
Слева направо — подсудимые Д.Дунганов, Б.Калыев, Н.Темирбаев. Фото ИА «Фергана»
На сегодняшнем заседании присутствовал также бывший генеральный прокурор Киргизии Нурлан Турсункулов, который был объявлен в розыск после того, как 22 ноября вместе с двумя другими подсудимыми Оксаной Малеваной и Каныбеком Жороевым не явился в суд. В случае поимки им было обещано изменить меру пресечения с домашнего ареста на содержание под стражей. Ни Малеваная, ни Жороев до сих пор не нашлись, а Турсункулов отказался сообщить журналистам, где он скрывался. Мера пресечения ему не изменена — он находится под домашним арестом.
Слева направо — подсудимые А.Джолдошалиев, Н.Турсункулов, Э.Сатыбалдиев. Фото ИА «Фергана»
Процесс начался с того, что Дамир Онолбеков зачитал обвинения, причем на русском языке. Он постановил проводить процесс также на русском, но с переводом на киргизский язык. Примечательно, что обвинения были предъявлены и убитому в ходе спецоперации в селе Стрельниково 5 января 2011 года бойцу «Альфы» Женишбеку Бабараимову.
Материалы уголовного дела насчитывают почти 60 томов. Фото ИА «Фергана»
Далее адвокаты потерпевших попросили, чтобы Турсункулов объяснил, где он скрывался. Однако судья лишь рассказал, почему ему избрана мера пресечения в виде домашнего ареста: «Турсункулов не скрывался, на момент неявки он был вынужден прятаться, так как ему и его семье поступали угрозы. Сейчас он желает вернуться к участию в заседании и всячески помогает следствию… На основании изложенного, а также того, что он является гражданином КР, желает содействовать рассмотрению дела и прочее я посчитал возможным изменить ему меру пресечения на содержание не под стражей», - пояснил судья.
Затем суд перешел к установлению личностей подсудимых. В отличие от прошлых заседаний судья сразу разрешил подсудимым на вопрос о месте проживания отвечать лишь «город Бишкек» (На первых заседаниях суда родственники погибших 7 апреля, услышав адреса подсудимых, начинали угрожать, что придут к ним домой и устроят самосуд. - Прим. ред.).
Адвокаты подсудимых. Фото ИА «Фергана»
Жаманкул Джунусов, адвокат нового подсудимого, Рустама Юнусбаева, заявил, что дело его подзащитного должно рассматриваться отдельно, так как он не является военнослужащим, не ознакомлен с уголовным делом, не имеет отношения к суду по трагическим событиям 7 апреля. В этой связи адвокат заявил ходатайство об отводе судьи. Онолбеков удалился на 15-минутное совещание. Вернувшись почти через полтора часа, судья отказал в удовлетворении ходатайства, отметив, что «дела были объединены, так как тесно связаны между собой, и обвиняемыми являются одни и те же лица».
Адвокат Галина Малахова заявила ходатайство о том, что «судье необходимо установить личности и потерпевших (306 человек. - Прим. ред.), так как во время прошлого процесса, когда толпа людей выскочила на сцену Дворца спорта к адвокатам подсудимых, защитник потерпевших Осунбек Жамансариев заявил, что это были не потерпевшие, а провокаторы».
Охрана была как в зале суда... Фото ИА «Фергана»
Это предложение вызвало недовольство стороны потерпевших, прозвучали выкрики из зала. Между судьей и потерпевшими началась словесная перепалка. В итоге судья отклонил ходатайство, ответив, что списки были подготовлены заранее, и у каждого входившего в зал заседания проверялись удостоверения личности.
Если поначалу была надежда, что теперь, когда процесс проходит в другом зале суда при наличии большого количества охранников, заседания будут проходить в более спокойной обстановке, то с каждой минутой она таяла, в зале нарастала напряженность. Потерпевшие то и дело выражали свое недовольство выкриками, порой даже с использованием мата, вскакивали со своих мест. С их стороны были замечены те же «активисты», что и в прошлый раз, и вели они себя так же агрессивно: выкрикивали, размахивали руками, оскорбляли подсудимых и их адвокатов. Обстановка накалялась в перерывах, когда родственники погибших и потерпевших позволяли себе высказываться, не опасаясь наказания за нарушение порядка.
...так и за пределами зала заседания. Фото ИА «Фергана»
О.Жамансариев заявил ходатайство об изменении меры всем подсудимым, мотивируя тем, что вменяемые им преступления являются тяжкими. Адвокаты подсудимых выступили против этого, что снова вызвало яростное возмущение и крики потерпевших. Жамансариев заявил, что 7 апреля были убиты 77 человек, 306 являются пострадавшими. В довершение он вообще назвал суд формальным. Про презумпцию невиновности, адвокат, видимо, забыл. Началась очередная перепалка.
Судья пытался успокоить публику, но не смог, и он удалился в совещательную комнату для принятия решения. Разбушевавшиеся люди продолжали перебранку. Наконец, судья появился и отклонил ходатайство. Родственники потерпевших, не дав судье дочитать текст до конца, вскочили с мест и начали кричать: «Да что это за суд! Мы точно пойдем на площадь и устроим третью революцию!», «Здесь не только адвокаты куплены, но прокуроры и судья».
Перепалка уже грозила перерасти в драку, но в этот момент в зал ворвалась дополнительная охрана и встала стеной между потерпевшими и адвокатами подсудимых. Потерпевшие, не прекращая выкрики, демонстративно покинули зал заседания.
Охранники отгородили участников перепалки друг от друга. Фото ИА «Фергана»
Дочитав-таки свой текст до конца, судья объявил перерыв до 9 утра 23 марта.
Екатерина Иващенко, Бишкек