Душанбе: Полемика о будущем Афганистана продолжается
6 июля в Душанбе (Таджикистан) продолжился Международный Круглый стол на тему: «Конфликт и миростроительство в Афганистане: состояния и перспективы». Во второй день работы конференции эксперты спорили на тему развития коммуникаций в Афганистане, обозначили роли Индии, Пакистана, Ирана и других стран в жизни Афганистана, а также предсказали варианты развития ситуации в стране.
Слева направо - Петр Гончаров, Константин Сыроежкин, Владимир Бойко
Второй день работы Круглого стола открыл профессор тегеранского университета Бахром Амир Ахмадиян, который считает, что последние десять лет правительство Афганистана имеет силу только в Кабуле, но никак не по всей стране. «Эта та ситуация, когда государство не может распространить свою власть на всю территорию страны, что является одной из причин нестабильности. Такая власть не признана народом. Еще одна проблема – это отсутствие коммуникаций. Если государство не может на всей территории страны организовать связь через коммуникации, телефон, медиа, это будет еще одной причиной для поражения. Само афганское общество испытывает недостачу в информации, более того, 80 процентов населения страны живет в деревнях, 70 процентов - неграмотных, это тоже большая проблема афганского общества. Все это говорит о том, что проблема Афганистана возвращается к самим же афганцам».
Однако государственный советник президента Афганистана Мухзаммад Ашраф Расули категорически не согласился с выступлением профессора Ахмадияна. «Когда мы говорим об обеспечении мира в Афганистане, надо решать эту тему, а не переводить все в политику. Я удивляюсь, как можно говорить, что в нашей стране нет коммуникаций. Вы, видимо, никогда не были в Афганистане. Если мы будем говорить о достижениях нашей страны, то это как раз и будут хорошие коммуникации и СМИ. У нас в каждой провинции есть свой телеканал. Я бы не сказал, что власть также имеет силы только в Кабуле, наоборот, действие государственных структур распространяется по всей стране».
«Что касается восстановления мира, то здесь важна роль ученых и мирового сообщества. Один из путей достижения мира - это тот опыт, который использовал Таджикистан. Вот только в отличие от Таджикистана в наши дела вмешиваются американцы, которые не хотят, чтобы афганская проблема была решена. Необходимо, чтобы мировые державы в ситуации с Афганистаном оставили свои личные интересы и начали работать во имя нашего народа. Переговоры под руководством ООН и Исламской конференции по поводу всякого невмешательства извне должны поспособствовать этому», - сказал Ашраф Расули.
В свою очередь эксперт Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Абдулло Рахнамо в своем выступлении развеял некоторые мифы об Афганистане: «Первый миф касается того, что в Афганистане недостаточно коммуникаций. Люди очень хорошо осведомлены обо всем, что происходит как в их стране, так и вне ее, они даже слушают радио ВВС. Афганцы очень политизированный народ и если вы приедете в их страну, любой таксист выскажет вам свое мнение по тому или иному вопросу. Второй миф, что афганцы воспитывались войной и хотят только войны. Это тоже не так. Афганцы ненавидят войну и хотят мира, они с любовью смотрят на мир, который установился в Таджикистане, Эмомали Рахмон, который принес мир в Таджикистан, является эталоном для афганцев. Третий миф, что причина войны в Афганистане - это ислам, исламские группировки. Это не война между исламскими группировками, а война между интересами. А люди, пользующиеся этими интересами, прикрываются такими лозунгами».
«Также я бы хотел немного сказать о присутствии в стране международных коалиционных сил, на этот вопрос моя точка зрения такова, что эти силы не смогли иметь законное присутствие в Афганистане, хотя они и называют себя международной антитеррористической коалицией. Но внутри Афганистана их расценивают не иначе, как американские силы, поэтому я считаю, что если эти силы смогли бы найти своему присутствию другое обоснования, например, как силы ООН, то народ Афганистана уже бы стал относиться к ним по-другому».
Заместитель директора Института востоковедения российской Академии наук Рамазан Дауров рассказал о воздействии Китая на Афганистан: «Зачем Афганистан нужен Китаю? Экономическая политика Китая подчинена геополитическим целям, Китаю нужна стабильность на его границах, он ведет борьбу с терроризмом и наркоторговлей, поэтому Китай старается усилить свое внимание в Афганистане и снизить влияние Запада во всем регионе. Какова технология экспансии Китая? Он занимает прочные позиции на потребительских рынках, приобретает права на разработку полезных ископаемых, занимается проведением трубопроводных коммуникаций, также китайские компании участвуют в инфраструктурных проектах. Что касается минусов для Китая в Афганистане, то сейчас там отсутствует масштабная китайская диаспора, и сам Афганистан больше заинтересован в западниках, которые никак не заинтересованы в экспансии Китая».
Доктор исторических наук (Таджикистан) Гузель Майтдинова придерживается мнения, что коалиционные войска оказались не в состоянии обеспечить мир в стране, в связи с чем становится очевидной невозможность установления мира в Афганистане военным путем. «Очевидно, что для мирного урегулирования афганской проблемы необходимо непосредственное участие государств, граничащих с этой страной, а также ключевых акторов в регионе в виде группы по формуле 7+5, что подразумевает, прежде всего, участие семи государств, имеющих общую границу с Афганистаном. Это - Таджикистан, Китай, Индия, Пакистан, Иран, Туркмения, Узбекистан, а также участие России, США, НАТО, ШОС, ОДКБ. Но подобный формат сотрудничества может быть осложнен конфронтацией Ирана и США и отсутствием сотрудничества двух стран в деле урегулирования афганской проблемы. Именно на базе региональных организаций, участники которых остро испытывают на своей безопасности влияние афганского конфликта и заинтересованы в мирном разрешении проблемы, может быть построен процесс афганского урегулирования. Исходящие из Афганистана опасности – терроризм, религиозный экстремизм и наркотрафик - приобрели для стран членов ОДКБ и находящийся в зоне ответственности данной организации угрожающий характер, что делает актуальной необходимость взаимодействия НАТО-ОДКБ по стабилизации Афганистана. Но здесь проблема сотрудничества двух организаций осложняется множеством нерешенных вопросов двух организаций и, в первую очередь, нежеланием НАТО признать зону ответственности ОДКБ».
В ходе Круглого стола также была обозначена роль Пакистана, как важного фактора решения конфликтной ситуации в Афганистане. Это сделал главный специалист ЦСИ при президенте Таджикистана Хайбатулло Шодиев: «Начиная с 2001 года присутствие Пакистана в делах Афганистана приобрело интересную окраску, это страна, которая стала непосредственно вмешиваться в дела Афганистана. Наряду с другими странами Пакистан может участвовать в делах Афганистана и играть главную роль в решении афганского кризиса. Когда речь идет о территориях, которые были населены пуштунами, то Пакистан еще раз показал, что не позволит, чтобы был образован так называемый Пуштунистан и произошло разделение Афганистана. Это и есть «помощь» Пакистана в деле сохранения единства Афганистана».
Шодиев уверен, что можно будет решить проблему Афганистана, если Пакистан разрешит два вопроса. «Во-первых, официальные власти и силовые структуры Пакистана должны находиться под контролем и не вмешиваться во внутренние дела Афганистана. Во-вторых, после прекращения войны Пакистан должен перекрыть финансовую, военную, человеческую помощь экстремистских группировок на территорию Афганистана. Еще один момент: сейчас Пакистан и Индия являются странами-наблюдателями ШОС и я считаю, что как только они будут приняты в ШОС Россия и Китай смогут контролировать уровень вмешательства Пакистана во внутренние дела Афганистана».
Директор Центра изучения Афганистана и региона Косимшо Искандаров представил доклад на тему: «Проблема линии Дюранда и ее влияние на ситуацию в Афганистане». «Нерешенность проблемы границы будет негативно влиять не только на афгано-пакистанские отношения, но и в целом на весь регион. Какой Афганистан нужен Пакистану? Пакистан намерен обеспечить стабильность в Афганистане, но только путем формирования своего правительства, так как Пакистан не заинтересован в сильном и независимом Афганистане. Там есть два фактора, влияющие на нестабильность - это линия Дюранда и поддержка идеи создания Пуштунистана. Пока не будет решена проблема границы и Афганистан будет иметь территориальные претензии на Пакистан, Пакистан не будет заинтересован в установлении мира в Афганистане. Все понимают, что создание Пуштунистана приведет к распаду страны. Именно эта проблема последние 60 лет осложняет отношения этих двух стран. В качестве выхода некоторые эксперты считают, что надо признать линию Дюранда в качестве международной границы», - сказал Искандаров.
Директор Центра изучения Афганистана и региона Косимшо Искандаров
Последним свой доклад «Неопределенное место Афганистана в новой глобальной системе международных отношений» представил руководитель Исследовательского центра по изучению Афганистана (ФРГ) Азиз Арианфар. Нынешнюю ситуацию в Афганистане эксперт назвал тупиковой. Причем она касается и американской стратегии в Афганистане и регионе и процесса государствообразования и национального преобразования в Афганистане. Арианфар предложил несколько вариантов развития ситуации в Афганистане и регионе в целом:
«Первый - победа американской стратегии в Афганистане и регионе, что маловероятно, так как, как минимум необходимо изменение власти в Турции, Иране и Пакистане. За последние 10 лет американцы, несмотря на то, что истратили один триллион долларов, не смогли достичь ни одной цели. Возможности изменения режима и переворота в Турции минимальны. За последние 4 года американцы и израильские спецслужбы 4 раза стремились совершать военные перевороты в Турции, которые провалились, что вызывало осложнение отношений между Турцией и Израилем, а также Америкой. Это было крупнейшее поражение спецслужб Запада за последние годы. Главная причина разногласий между этими странами в том, что дальнейшее развитие Турции не в интересах Запада. Развитие отношений Турцией с Россией и Ираном также дополняет эти разногласия.
Все стремления США на изменение власти в Пакистане закончились провалом, так как Китай, Иран, Арабские страны и Россия не позволят, чтобы Пакистан полностью попал в руки Америки. Все это привело к тому, что взаимосвязь между двумя странами снизилась до небывалых пределов в истории. Недавно газета Даун писала, что разведывательная игра американцев в Пакистане потерпела поражение.
Американская политика по отношению к Ирану также потерпела поражение, так как вероятность новой революции или переворота в Иране очень мала. Даже если в Иране что-то произойдет, это будет всего лишь изменение нескольких фигур в иранском истеблишменте, но не приведет к свержению нынешнего режима.
Осложнение ситуации в Средней Азии возможно будет в ущерб Китаю, являющемуся победителем нынешней геоэкономической игры в этом пространстве. Но, кажется, что это будет в пользу России. При самом худшем варианте русские могут воспользоваться многочисленными договоренностями для расширения своего военного присутствия в этих странах.
Что касается Афганистана, то здесь очевидно одно: с каждым днем американцы все больше и больше погружаются в афганское болото и никаких признаков улучшения ситуации не наблюдается.
Второй вариант предполагает полное поражение американцев и их уход из региона. Такой вариант тоже невозможен в ближайшей перспективе. Тем не менее, если это случится, то ШОС сможет привлечь в свою структуру Пакистан и Афганистан и Шанхайской организации сотрудничества придется самой находить выход из данной ситуации.
Третий - достижение компромисса между НАТО и ШОС, и объявление Афганистана нейтральным государством. Такой вариант в ближайшем будущем считается нереальным. Но если это произойдет, тоже можно считать, что это будет один из выходов из ситуации.
При четвертом варианте продолжится нынешняя кровавая война».
Азиз Арианфар считает, что единственным выходом из этой тупиковой ситуации будет достижение консенсуса между НАТО и ШОС и возвращение нейтралитета Афганистану, проведение Лойя Джирги под эгидой ООН, изменение Конституции, изменение структуры режима и образование национального правительства на широкой основе, а также передача власти местным органам власти на основании свободных выборов и заключение договора с Пакистаном о ненападении и невмешательстве в дела друг друга и не предъявлении друг другу территориальных претензий.
Эксперт из Института востоковедения Академии наук Казахстана Гульнура Мендикулова выразила уверенность, что в проблеме урегулирования афганской ситуации пора переходить от разговоров к делу: «У меня есть два предложения. Первое, если странам региона объединиться и переходить от слов к делу, то можно возродить идею формирования центрально-азиатского союза. Второе, почему все прицепились к ШОС, у нас ведь есть и другая площадка - Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)».
«Существует две проблемы Афганистана: внутренняя проблема, которую должны решать сами афганцы, потому что слишком много навязано Афганистану извне. Что мы все учим афганский народ как им будет лучше, хватит уже менторских вариантов. Второе, да, существуют проблемы, когда мы как соседи должны помогать, мы будем помогать, но есть еще один момент, я была удивлена когда про Афганистан сказали, что это геополитический проект, я считаю, что некорректно так называть целую страну».
«В Афганистане мы должны иметь устойчивый мир, в нашей истории всегда были войны, и когда поднимались вопросы мира, собирали Лойя Джиргу, это все касалось не мира, а передачи власти, затем люди снова готовились к войне. И так эта цепочка продолжалась и продолжалась. Пришла пора серьезно подумать о настоящем мире, а не о том, чтобы мир был таков, когда народ снова станет его жертвой. Мы хотим впервые в истории Афганистана почувствовать настоящий мир. Что такое устойчивый, настоящий мир? Это не ситуация, при которой мировые державы играют в свои игры, а мы становимся жертвами этих игр, мы не можем допустить, чтобы при таком мире одна сила восстала, и уничтожила другую. Мы должны создать такую систему, при которой сможем достичь солидарности и между собой, и в процессе сосуществования с соседними странами. Коалиционные силы пришли к нам вести войну под лозунгом борьбы с терроризмом, но тогда почему в борьбе с этим терроризмом они сами примиряются с террористическими группировками? В этой связи мы должны сами совместно со странами региона противостоять терроризму. Также строительство мира в Афганистане должно происходить с точки зрения силы, а не слабости. Как слабое государство, каким сейчас является Афганистан, может говорить о мире? Поэтому мы должны изменить конституцию и постепенно изменить структуру власти в центре и на местах», - сказал в заключение Ахмад Вали Масуд.
В центре - Ахмад Вали Масуд
Подготовила Екатерина Иващенко
Международное информационное агентство «Фергана»