Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Казахстан: После разгона бастующих нефтяников число их сторонников резко выросло

13.07.2011 11:36 msk, Фергана

Экономика Казахстан
Казахстан: После разгона бастующих нефтяников число их сторонников резко выросло

Фото © SocialismKz.info

Обстановка в Мангистауской области Казахстана, где с середины мая 2011 года бастуют нефтяники, накаляется. Как сообщает казахстанская газета Время, вечером 8 июля и в ночь с 9 на 10-е лагерь голодающих рабочих несколько раз подвергался атакам бойцов СОБРа, десятки человек были задержаны, участники голодовки насильно помещены в больницу.

«Полицейские выстроились цепью и стали нас разгонять, - цитирует газета одного из добровольно охранявших лагерь голодающих Жанарбека Каражанова. - Хотели разогнать и голодающих, но те облили себя бензином и пообещали устроить акт самосожжения. Поэтому собровцы не смогли их взять. Задержали в итоге около 15 человек. Привезли в полицию, сняли отпечатки пальцев, сфотографировали, заставили написать объяснительные и отпустили».

По словам Каражанова, в тот же вечер все рабочие перебрались на площадь перед акиматом (администрацией) Жанаозена. «Полицейские этого не ожидали - думали, что после разгона мы разойдемся по домам. А голодающие остались на месте - их сторожил СОБР», - продолжает участник протестной акции.

По информации еженедельника города Актау Лада.kz, в пятницу 8 июля число активных забастовщиков увеличилось втрое. Если накануне их количество не превышало 150 человек, то в пятницу на площади столпились около полутора тысяч. В руководстве нефтяной компании «Озенмунайгаз» газете подтвердили, что 8 июля из девятитысячного персонала компании не вышли на работу чуть более 10 процентов сотрудников, а назавтра таковых было уже 37 процентов.

Что же стало причиной столь резкого роста числа протестующих?

По данным «Лады.kz», в пятницу около автопарка предприятия УОС-5, где голодают 18 человек из числа работников «Озенмунайгаз», участники протестной акции решили сделать садака — ритуальное жертвоприношение, для чего зарезали семь баранов. Не успели приступить к молитве, как к ним нагрянули полиция и ОМОН, которые стали разгонять собравшихся и, по рассказам участников акции, опрокинули казаны с жертвенным мясом. Это возмутило горожан. И если раньше большинство жителей Жанаозена не поддерживали забастовщиков, не обращали внимания на листовки, которые участники акции протеста расклеивали по городу и разбрасывали на предприятиях на протяжении сорока дней, то теперь к бастующим сотрудникам «Озенмунайгаз» присоединились старики, женщины и бородатые мужчины в укороченных штанах. На площадь перед акиматом Жанаозена приходят уже целыми семьями, включая детей. А в близлежащих школах дислоцируются спецподразделения полиции. По данным газеты Республика, в город уже вошла военная техника: БТР, водометы и так далее.

Как сообщил Жанарбек Каражанов, в субботу утром пришлось госпитализировать активистку стачкома Наталью Ажигалиеву: она отравилась парами бензина. В воскресенье в 3 часа ночи, когда голодающие спали, на них опять налетели полицейские и насильно отвезли в больницу. «Тех, кто оказывал сопротивление, «прессовали» дубинками как каких-то зэков или террористов. Сейчас уже никто не голодает. В воскресенье рано утром наши активисты тайно вывезли из больницы Наталью Ажигалиеву - побоялись, что с ней что-нибудь сделают. Сейчас она находится на квартире, ей оказывают медицинскую помощь. Она может говорить, ест, пьет, состояние нормальное», - цитирует Каражанова «Время».

Забастовка нефтяников в Мангистауской области на западе Казахстана началась в середине мая текущего года, в разное время в ней участвовали 15, 16 или 18 тысяч работников. Забастовщики протестуют против вмешательства руководства компаний в деятельность профсоюза, а также - против низких зарплат и отсутствия социальных гарантий. Они требуют отменить дополнительное соглашение от 11 июня 2010 года, согласно которому введена окладная система зарплаты.

«Мы хотим, чтобы вернули систему тарифных ставок, которая была раньше — поясняла в интервью газете «Время» участница голодовки Наталья Ажигалиева. - Плюс требуем применить к среднемесячной зарплате повышающий отраслевой коэффициент, который для нефтяной отрасли составляет 1,8. Этот коэффициент дает государство для повышения благосостояния рабочих. Если вернуть тарифные ставки и применить повышающий коэффициент, то моя зарплата составила бы 275-300 тысяч тенге ($1=145,6 тенге), а я сегодня получаю чуть ли не в два раза меньше».

С 16 мая 2011 года прекратили работу и покинули рабочие места для того, чтобы принять участие в несанкционированной забастовке, более 700 работников другой нефтяной компании - «Каражанбасмунайгаз». В мае десять работников нефтяной компании «Озенмунайгаз» (ОМГ, производственный филиал нацкомпании «Казмунайгаз») объявили голодовку, 250 работников ОМГ и компании «Разведка Добыча «Казмунайгаз» (РД КМГ) начали забастовку в поддержку голодающих сотрудников компании. В период с 16 по 24 мая 2011 года 22 работника производственных структурных подразделений ОМГ подали заявление о проведении голодовки. Городской суд признал требования забастовщиков незаконными, а 27 мая незаконной признал и саму акцию. По информации пресс-службы «РД КМГ», к 8 июля в ОМГ за прогулы в результате акций протеста уволено 267 человек, в КБМ – 160 человек.

Ситуация вокруг шахтерской забастовки в Казахстане обеспокоила российских депутатов, представителей Европарламента и международные правозащитные организации.

«Разгона с избиением людей на площади не было!»

Никакого силового разгона протестующих нефтяников не было, заявили Азаттыку (казахской службе Радио Свобода) в администрации города Жанаозен.

«8 июля на имя акима (главы администрации) города, прокурора, начальника отдела ДКНБ и начальника УВД города Жанаозен поступило письмо от руководства «Озенмунайгаза». В обращении содержалась просьба принять действенные меры в соответствии с требованиями действующего законодательства по отношению к незаконной акции протеста и создать условия для нормального функционирования ходового парка УОС-5. Участников акции протеста просто оттеснили подальше от производственных объектов для того, чтобы транспорт мог беспрепятственно выезжать с парка», – сообщила по телефону советник акима города Жанаозен Айнаш Тлеккабылова.

По ее словам, сейчас в Жанаозене забастовщики пытаются дестабилизировать ситуацию, различными угрозами заставляя прекращать работу тех, кто не участвует в акции протеста. Нефтяники ходят по бюджетным организациям и агитируют людей выйти на площадь; «есть факты, когда при выдаче спецодежды работникам «Озенмунайгаза», не участвующим в незаконной акции протеста, неизвестные подбрасывали бюстгальтеры и женское белье, намекая тем самым, что они ведут себя не по-мужски», - рассказала Тлеккабылова.

По информации Азаттыка, 11 июля компания «Каражанбасмунай» распространила информацию о том, что забастовщики преследуют «штрейкбрехеров» и угрожают им. Пресс-служба компании «РД КМГ» распространила пресс-релиз, где сообщается, что у одного из сотрудников был подожжен гараж, хозяин успел вывезти машину, после чего прибыли пожарные и потушили огонь. «До этого инцидента ему несколько раз звонили на мобильный телефон со скрытых номеров и угрожали, если он не прекратит работу и не выйдет на забастовку», – говорится в пресс-релизе.

Сам нефтяник беспокоится за свою семью и не решается выйти на работу, о чем сообщил своему работодателю. Он написал заявление в полицию, ведется расследование.

Один из работников «Озенмунайгаза», просивший не называть его фамилию, сообщил Азаттыку по телефону, что в последнее время многие неприсоединившиеся к забастовщикам работники компаний «Озенмунайгаз» и «Каражанбасмунай» получили СМС-сообщения с угрозами и требованиями не выходить на работу. «У моего знакомого, который боится потерять работу и не участвует в забастовке, после нескольких таких СМС-предупреждений ночью во дворе дома неизвестные вырыли могилу, воткнув в землю табличку с его фамилией, – рассказал собеседник «Азаттыка».

«Низкая зарплата нефтяников — миф»

Насколько обоснованы претензии забастовщиков? За ответом на этот вопрос актауский еженедельник «Лада.Kz» обратился к заместителю генерального директора АО «РД КМГ» по корпоративному развитию Аскару Аубакирову.

По его словам, сотрудники нефтяных компаний Башкирии, Татарстана, Западной Сибири получают меньше, чем рабочие «Озенмунайгаз». При этом у нефтяников Сибири и Татарстана производительность труда выше в два раза, а у башкир - в три. Кроме того россияне не имеют таких социальных льгот, какие есть у нефтяников Мангистау: социальный пакет составляет миллион тенге. В «ОМГ» самая высокая зарплата по Казахстану, и по социальным гарантиям у жанаозенцев самый лучший коллективный договор. Это признано всеми, в том числе и лидерами Казахстанской ассоциации независимых профсоюзов, заверил Аубакиров. Кроме того, рабочим выплачиваются квартальные премии, которые увеличивают зарплату почти в три раза.

«В подразделении «Тулпармунайсервис», обслуживающем Каражанбас, самая низкая заработная плата на руки у 37 уволенных (если квартал разобрать по месяцам) составила 210.392 тенге, а самая высокая – 373.967 тенге, - привел пример Аубакиров. - Минимальный размер «сетки» в Каражанбасе, который касается только уборщиц, составляет 77 тысяч тенге на руки за 15 рабочих дней».

По словам Аубакирова, зарплата в АО «Каражанбасмунай» значительно ниже, чем в «Озенмунайгаз», а условия труда практически такие же. Но он тут же берет в руки фломастер и просит журналистов самим вести подсчет. Выясняется, что экономика проектов на этих двух объектах не в пользу «Каражанбаса»: «ОМГ» при персонале в 9 тысяч человек имеет план добычи в 6 млн. тонн в год, а Каражанбас, где нефть более вязкая, – 1,98 млн. тонн при 4,6 тысячи занятых.

«Если полторы тысячи рабочих уволить, у оставшихся заработная плата будет как на «ОМГ», – отметил Аубакиров. - И это абсолютно реально, поскольку все процессы на месторождениях автоматизированы. Но компания не идет на такие сокращения из социальных соображений».

Повысить зарплату в размерах, как того требуют забастовщики, значит сделать предприятие абсолютно нерентабельным, заявил Аубакиров. «По этим подсчетам получается, что уборщица на Каражанбасе за 15 дней должна получать не менее двух тысяч долларов. Найдите мне предприятие, где уборщицы получают столько!» - восклицает Аскар Аубакиров.

По данным пресс-службы «РД КМГ», «средняя заработная плата производственного персонала в ОМГ составляет около 300 тысяч тенге, в КБМ – около 257 тысяч тенге, что значительно превышает уровень средней заработной платы в Казахстане, в Мангистауской области, а также в Алматы и в Астане».

Между тем, как сказал в интервью «Фергане» представитель Комитета за Рабочий Интернационал Игорь Ясин, власти и работодатели в три-четыре раза завышают реальные размеры зарплат. «Сначала требования шахтеров касались улучшения условий труда и повышения зарплаты, - сообщил Ясин, - но теперь люди требуют обеспечить свободу профсоюзной деятельности, потому что власть и работодатели оказывают грубое давление на активистов, и национализации предприятий, которые были в свое время проданы иностранным инвесторам. Эти предприятия зарабатывают для страны огромные деньги, а работники получают гроши и работают в жутких условиях, которые с каждым годом становятся все хуже».

По информации Стан-ТВ, еще с советских времен в Мангистауской области зарабатывали больше, чем других регионах Казахстана. Это оправдывалось тем, что все продукты здесь — привозные, летом - жара за сорок градусов, зимой — морозы, круглый год - песчаные бури. Теперь же вместо работы нефтяники выходят на круглосуточную протестную вахту.

Протестующие настроены решительно. «Мы с пятницы круглосуточно сидим на площади, нас здесь около пяти тысяч человек - рабочих и членов их семей. Вчера мы потребовали, чтобы сотрудники акимата пригласили сюда работодателя, но никто до сих пор не приехал. У нас в планах оставаться на площади, пока хватит сил», - заявил газете «Время» один из добровольно охранявших лагерь голодающих Жанарбек Каражанов.

Международное информационное агентство «Фергана»