Фермеры Узбекистана вынуждены покупать зерно на рынке, чтобы продать его государству
В конце июля главное ташкентское информагентство «УзА» опубликовало статью «Большая победа дехкан Узбекистана». В сообщении, стиль которого выдержан в лучших традициях газетных рапортов советского времени, сообщается о том, что фермеры страны собрали 6 миллионов 800 тысяч тонн зерна и перевыполнили годовые договорные обязательства.
«В годы независимости в стране накоплен большой опыт выращивания пшеницы, ежегодно растет объем заготавливаемого зерна. Хирман, собранный кропотливым, упорным трудом дехкан и фермеров, глубоко освоивших современные агротехнологии, – источник достатка и благосостояния нашей страны и народа», - говорится в статье.
Согласно статье «УзА», в узбекском сельском хозяйстве нет никаких проблем, а все достижения – это, разумеется, «результат проводимых под руководством Президента Ислама Каримова последовательных мер по углублению экономических». И еще цитата: «Проведение широкомасштабной работы по оптимизации посевных площадей фермерских хозяйств, улучшению мелиоративного состояния почв, размещению сортов пшеницы с учетом земельных и климатических условий, обеспечению водой, а также своевременной поставке в фермерские хозяйства минеральных удобрений, качественных семян и горюче-смазочных материалов играет важную роль в развитии зерноводства. У дехкан и фермеров растет заинтересованность в результатах своего труда, укрепляется чувство собственника».
С этой радужной картиной, нарисованной официальным информагентством республики, не согласны авторы комментария, распространенного накануне «Экспертной рабочей группой» (ЭРГ) - неправительственным некоммерческим объединением независимых узбекских исследователей. По их мнению, узбекское фермерство пребывает в исключительно трудном положении, которое усугубляется засухой и особой ограниченностью водных ресурсов в текущем году.
«Выясняется, что большинство фермерских хозяйств не в состоянии выполнить план по выращиванию пшеницы, что ставит их в сложное положение, так как существующие правила регулирования деятельности фермера противоречивы. С одной стороны, в договоре контрактации между фермером и государством сказано, что в случае невыполнения государственного плана по форс-мажорным обстоятельствам (например, неблагоприятные погодные условия) фермер не несет за это ответственности. С другой стороны, по сложившемуся порядку, фермеру, не смогшему выполнить государственный план по хлопку или пшеницы, в лучшем случае грозит изъятие земли без компенсации понесенных расходов, а в худшем – дополнительно административное или даже уголовное наказание», - говорится в докладе ЭРГ.
«В настоящее время установленная государством закупочная цена на 1 кг пшеницы у фермеров составляет 286 сум. В действительности же на рынках страны 1 кг пшеницы в среднем стоит 1000 - 1100 сум. Фермерские хозяйства, которым не удалось выполнить государственный план по пшенице, под давлением местных исполнительных органов вынуждены покупать пшеницу на рынках и потом пересдавать приобретенную за высокую цену пшеницу по фиксированной низкой цене государству», - пишут авторы исследования.
Как выяснили узбекские независимые эксперты, в результате засухи в некоторых регионах страны около 80% фермерских хозяйств не смогли выполнить план по пшенице, вследствие чего были вынуждены покупать пшеницу на рынках для сдачи государству. «Очевидно, это обстоятельство нанесло серьезный материально-экономический ущерб фермерским хозяйствам, большинство из которых оказались чуть ли не в положение банкротов. В результате у большинства фермеров руки опущены, они почти все время находятся в морально подавленном состоянии. У многих формируется готовность бросить все дела, сдать землю обратно государству и попробовать заниматься чем-нибудь другим, например, уехать в Россию, чтобы испытать судьбу в качестве трудового мигранта».
Именно неблагоприятные погодные условия, по мнению ЭРГ, четко указывают на системные недостатки управления отраслью, не исправив которые нельзя улучшить положение, а следовательно увеличить эффективность фермерских хозяйств в стране:
«Одним из главных причин сложившегося положения в фермерстве является централизованная административно-командная система государственного управления фермерскими хозяйствами, препятствующая свободной деятельности фермеров и превращающей фермерство в нерентабельное занятие. Непрекращающееся вмешательство местных органов государственного управления в работу фермерских хозяйств снижает стимул и интерес последних к своей работе. Хотелось бы подчеркнуть, что система органов государственного управления как на местном, так и на центральном уровнях основана на старой советской традиции, когда карьерный рост руководителей исполнительной власти на уровне провинции или районов зависит от успехов данной административно-территориальной единицы (область или район) в выполнении государственных планов по хлопку и пшенице», - пишут исследователи.
Подтверждение этим словам мы находим и в статье Сергея Ежкова – редактора независимого ташкентского веб-издания Uzmetronom. Особый акцент автор делает на системе приписок в сельском хозяйстве страны, сохранившейся с советских времен.
«Приемные заготовительные пункты, чтобы соблюсти относительный баланс между реально существующим на складах зерном и документами о его поступлении, искусственно повышают процент усушки и утруски, доводя его до трети от сданного фермерами объема. То есть, хозяйство, к примеру, сдало 1000 тонн, но по документам это 700 тонн (остальное идет в усушку). 300 тонн, точнее, справку о сдаче этого количества попросту продают тем, кто в силу ряда причин не смог реализовать установленный для него государством план. Дальше пойдут проценты «порчи зерна» в ходе хранения (грызуны поели, солнце пожгло), что создаст дополнительный виртуальный задел, позволяющий конкретным персоналиям от власти получать из воздуха не менее конкретные деньги. В конечном итоге, каков был урожай на самом деле, точно выяснить уже никому не удастся. При том, что статистические данные будут самыми оптимистичными».
«По мнению специалистов, - пишет Сергей Ежков, - система приписок в Узбекистане давно стала нормой. Они начинаются в каждом отдельном хозяйстве. И не только по зерну. Этот «мыльный пузырь» увеличивается на уровне каждого отдельно взятого района и каждой отдельно взятой области. И только в масштабах республики абсолютно для всех очевидный блеф совершенно фантастическим образом трансформируется в очередную победу зерноводов (хлопкоробов, животноводов). Обычная для сегодняшнего Узбекистана схема, полностью заимствованная у советского прошлого периода развитого социализма и работающая без сбоев».