Узбекистан: Психолог Максим Попов вышел на свободу
Максим Попов, 1982 г.р. Гражданский активист, осужден на 7 лет в июне 2009 года. Вышел на свободу 9 июня 2011 года. Фото с веб-сайта «Одноклассники»
После двух с половиной лет отсидки вышел на свободу Максим Попов - двадцатидевятилетний психолог и руководитель ННО «Изис». В июне 2009 года он был осужден на семь лет решением Чиланзарского районного суда города Ташкента (Узбекистан).
Спустя некоторое время после решения суда (которое, к слову сказать, совсем не сразу стало доступно общественности) Максим Попов прочно вошел в списки «узников совести», разделив общий рейтинг с десятками правозащитников, журналистов и диссидентов, томящихся в тюрьмах в качестве «врагов народа» Узбекистана.
Сидел в тюрьме Максим Попов только за то, что возглавляемая им организация «Изис» занималась пропагандой профилактики ВИЧ/СПИДа и работала с наркоманами (настоящими и излечившимися), а также ВИЧ-инфицированными. «Изис» появился в Узбекистане в 2003 году и работал при поддержке таких авторитетных международных организаций как ПРООН, ЮНЭЙДС, Глобальный фонд, ЮНИСЕФ, ЮСАИД и Всемирный банк.
«Фергана.Ру» обращалась написала к спонсорам этой книги - в ПРООН и ЮСАИД - с запросами, в которых мы попросили официально подтвердить, принимали ли эти организации участие в издании и переиздании книги «Здоровый образ жизни. Пособие для учителей ХХI века», и если да, то как бы они прокомментировали решение? Третьим вопросом, который интересовал «Фергану.Ру», было: «Намерена ли ваша организация предпринимать какие-либо шаги по защите прав осужденного Максима Попова?»
Ни ПРООН, ни ЮСАИД не удостоили нас даже формальным ответом.
Как сообщила «Фергане» родственница Максима Попова, 9 июня 2011 года он вернулся домой. По ее словам, спустя два с половиной года отбывания в Навоийской колонии общего режима, Максиму была изменена мера пресечения на исправительные работы.
«После отбывания трети срока, в соответствии с законом, за примерное поведение заключенные могут просить об изменении меры наказания на исправительные работы. Теперь Максим дома… Чувствует себя хорошо», - только и сообщила родственница.
Согласно приговору, в течение двух лет после освобождения М.Попов лишен права занимать должности, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями. [Полный текст приговора доступен для скачивания в виде файла в формате M.Word (250Кб) здесь].
Сейчас Максим Попов трудится в одной из ташкентских организаций в качестве разнорабочего. Ежемесячно из его заработной платы изымается определенный процент в пользу государства.
Пока совершено неизвестно, что послужило условием для освобождения Максима Попова из узбекской тюрьмы, откуда заключенные по политическим мотивам исключительно редко выходят по амнистии.
Возможно, свою роль в судьбе Максима сыграло заступничество неких высоких персон. Однако, думается, в таком случае эти самые персоны не лишили бы себя удовольствия «пропиариться» в связи с делом безвинно осужденного психолога по полной программе.
С другой стороны, международные доноры, которые ранее поддерживали деятельность Максима Попова, в трудную минуту, казалось, оставили его вовсе без своего участия. Однако, как стало известно «Фергане», впоследствии между донорами и правительством Узбекистана шли весьма интенсивные (хотя и кулуарные) переговоры о судьбе активиста.
Вполне возможно, что именно эта невидимая работа и стала причиной досрочного освобождения Попова. В любом случае, мы поздравляем и Максима, и его родственников с освобождением.
Международное информационное агентство «Фергана»