Предвыборный марафон в Кыргызстане: Гонка за лидером
Предвыборный марафон в Кыргызстане приближается к своему апогею. Хотя официальная регистрация кандидатов на пост президента была завершена 25 сентября, пока нельзя окончательно сказать, сколько же фамилий в итоге останется избирательном в бюллетене. Впрочем, фавориты гонки уже точно зарезервировали себе в нем место.
Главной сенсацией последних двух недель стал самоотвод, взятый лидером партии «Ата Мекен» Омурбеком Текебаевым. Ранее он на съезде партии говорил о том, что страна нуждается в молодой элите, но потом все-таки выдвинулся сам, а другим однопартийцам, в том числе молодым, под страхом исключения баллотироваться запретил.
Теперь же, трезво взвесив шансы, Текебаев принял решение выйти из избирательной гонки. Тем самым, на наш взгляд, он серьезно помог своей партии остаться на плаву. На парламентских выборах прошлого года «Ата Мекен» показал худший результат среди всех пяти партий, прошедших в Жогорку Кенеш (хотя негласно считался чуть ли не «партией власти»). Если бы прошлогодний провал повторился на президентских выборах, то на политических перспективах «Ата Мекена» можно было бы ставить жирный крест.
Омурбек Текебаев помог партии сохранить лицо, приведя в обоснование своего решения вполне внятную мотивацию: он не хочет, чтобы в результате раскола демократических сил победила «партия реванша».
Новость о том, что Текебаев выбывает из гонки, стала, вероятно, приятным подарком для Алмазбека Атамбаева. Согласно исследованиям социологов, в частности, кыргызстанской компании «М-Вектор», голоса избирателей Текебаева перетекают именно к лидеру Социал-Демократической партии Кыргызстана (СДПК) Атамбаеву (фактически, вне зависимости от того, за кого их призовет голосовать сошедший с дистанции политик).
Такая конфигурация дает Атамбаеву надежду на победу сразу в первом туре. Но борьба еще только началась. И главными его соперниками остаются непримиримые политические оппоненты – Адахан Мадумаров и Камчибек Ташиев. Сделают ли они ответный ход? Пока они говорят избирателям о том, что не собираются снимать свою кандидатуру в пользу другого. Ташиев, например, в ответ на этот вопрос на нескольких встречах уже раздраженно отмечал принципиальную недоговороспособность бывшего секретаря Совбеза и вспоминал, как из их переговоров об объединении на выборах в парламент в прошлом году ничего не вышло.
Из особенностей избирательной кампании-2011 можно отметить вопиющую юридическую беспомощность Центризбиркома республики. Вначале Центральная комиссия по выборам попыталась вынести предупреждения за нарушение правил предвыборной агитации Омурбеку Суваналиеву и Алмазбеку Атамбаеву, но в обоих случаях попытки были успешно опротестованы в судах.
Затем наступил этап проверки подписей и экзамена по государственному языку. Эти два «сита» успешно прошли двадцать претендентов, а восемь человек ЦИК снял на основании того, что посчитал недостоверными подписи в их поддержку. Отсеянные тут же начали заявлять об использованном против них «административном ресурсе», хотя снятие значительной части из них Атамбаеву никаких преимуществ не давало. Зачем, например, социал-демократам мог быть нужен сход с дистанции Турсунбека Бакир уулу? Ведь он если и мог рассчитывать на какие-то голоса, то только на юге, и отобрал бы их явно не у премьера, а у кандидатов-южан.
Обиженные обратились в суд, сначала в Первомайский районный в Бишкеке, а потом в Верховный. Суды постановили, что ЦИК допустил нарушения, оформляя неправильно собранные подписи. В поддержку снятых выступил и Жогорку Кенеш. В ответ Центризбирком публично провел пересчет голосов, доказал, что у всех «отказников» не хватает нужных для регистрации 30 тысяч достоверных подписей (рекордсменом оказался Тюлеев, у него из почти 136 тысяч автографов отвергли 107 тысяч). После чего… выполнил решение судов и кандидатов зарегистрировал.
Теоретически это создает в дальнейшем возможность требовать отмены итогов голосования вне зависимости от того, кто выиграет. С другой стороны, если бы Тюлееву и прочим не разрешили продолжать гонку, результат мог быть таким же. Так что победили толерантность и политическая целесообразность.
Как уже было сказано, основных фаворитов в гонке все равно осталось столько же, сколько было без «отказников». О том, что некоторые из претендентов на высокий пост действуют по олимпийскому принципу «дорога не победа, а участие», могут свидетельствовать данные о наполнении их выборной кассы. Эти сведения были официально на днях опубликованы Центризбиркомом.
Разумеется, прямой зависимости между размерами избирательного фонда и шансами на победу не существует. Но если в кассе у тебя всего 30 тысяч сомов, как у Шамшыбека Медетбекова, или 150 тысяч, как у Темирбека Асанбекова, то понятно, что серьезной конкуренции ты никому составить не в состоянии.
Лидирует по количеству денег, собранных в «белый» избирательный фонд (а у всех, конечно, есть еще и «черный», который может оказаться на порядок больше), пока Адахан Мадумаров. Он собрал около 17 миллионов сомов (чуть менее 400 тысяч долларов). На втором месте Алмазбек Атамбаев с избирательным фондом в размере 9,5 миллиона сомов, далее неожиданно встал бывший чекист и генпрокурор Кубатбек Байболов (7,2 миллиона), и лишь затем, с большим отрывом, Камчибек Ташиев (3,6 миллиона).
Акылбек Жапаров, еще до начала выборной агитации увешавший Бишкек билбордами с изречениями и поговорками, в которых выделялось слово «Акыл» («ум» по-киргизски), собрал в фонд жалкие 200 тысяч сомов. По городу циркулируют слухи о том, что он готовится вот-вот выйти из гонки.
Не слишком далеко от него ушел и однопартиец по «Ар-Намысу» Анарбек Калматов с его полутора миллионами. К слову сказать, господин Калматов так и не смог придумать себе никакого базового слогана, и на билбордах просто ставит свои имя и фамилию с указанием, что он – официальный кандидат партии «Ар-Намыс». Но, похоже, пережив в последние месяцы серьезный раскол, эта партия окончательно впала в состояние глубокого коматоза. Так что вряд ли подобное упоминание серьезно добавит Калматову голосов.
Очень скромно выступил и Омурбек Суваналиев (менее 2 миллионов сомов). Зато у него очень упорные сторонники. Первый номер своего рекламного бюллетеня «Честный человек – справедливая власть» генерал выпустил официальным тиражом в 100 тысяч экземпляров и …с ошибкой на первой полосе. Так его сторонники не поленились вручную (!) вымарать неправильные слова и приклеить бумажку с правильными на весь тираж. Видимо, на то, чтобы перепечатать, средств уже не хватило. Нечеловеческое упорство, как выразился бы Владимир Ленин. Возможно, они это делали под песню в стиле рэп «Комиссар Каттани молодец!», которую недавно записала некая бишкекская музыкальная группа.
Может ли ситуация в течение ближайшего месяца радикально измениться? Сейчас уже понятно, что объективно она складывается в пользу Атамбаева. Его оппоненты предрекали на сентябрь по меньшей мере дефолт и бюджетную катастрофу – но ничего этого не случилось, и нет никаких признаков, указывающих на ухудшение положения с госфинансами в октябре. По крайней мере, представители Минфина Кыргызстана уже всерьез говорят о готовности довести к концу года бюджетный дефицит с запланированных изначально 20 до 10 миллиардов сомов, то есть уменьшить его вдвое по сравнению с расчетными показателями. И это несмотря на проведенный правительством Атамбаева существенный рост социальных выплат (дополнительно свыше 10 миллиардов сомов в нынешнем году).
Атамбаев заручился открытой поддержкой партии «Республика» и ее лидера Омурбека Бабанова. Эта партия, как известно, показала очень хороший результат в регионах на парламентской избирательной кампании, ее штабы тогда сработали просто на отлично (и штабы эти Бабанов, насколько нам известно, с тех пор так и не распускал).
Нет также признаков, указывающих на то, что до выборов развалится парламентская коалиция и в стране начнется политический хаос. СДПК и «Республика», члены коалиции, выступают, как уже было сказано, единым фронтом. А министры от «Ата Журта» вовсе не горят желанием отказываться от своих портфелей раньше времени, прекрасно понимая, что следующая коалиция может быть сформирована и без них (например, с участием «Ата Мекена» или «раскольников» из «Ар-Намыса», или же и с теми, и с другими). В выборный период министерский административный ресурс на дороге не валяется. Так зачем его заранее терять?
Конечно, в гонке за лидером конкуренты могут использовать тактику массированного вброса компромата. Но, во-первых, с такими материалами на главные каналы страны они не прорвутся (7-й канал, уже сейчас начавший информационную войну против Атамбаева, покрывает только ограниченную территорию на юге). А во-вторых, попытка залить кандидата грязью, особенно без серьезных оснований, может дать обратный эффект.
Остался, правда, у оппонентов премьер-министра еще один ресурс: криминальный. В прошлом году мы уже писали о том, как на выборах на юге бандиты ходили по мечетям, запугивая представителей узбекской диаспоры. В нынешнем году это может произойти не только на юге и не только с узбеками. По крайней мере, в Бишкеке ходят упорные разговоры о том, что главный уголовный авторитет Камчи Кольбаев не случайно именно сейчас вышел из тюрьмы в Арабских Эмиратах под подписку о невыезде (он сидел там по обвинению в многомиллионном ограблении ювелирного магазина). Не исключено, что за него походатайствовали очень влиятельные и денежные люди.
С другой стороны, министр внутренних дел в Кыргызстане был, как известно, назначен по квоте СДПК. И нынешнему начальнику ГКНБ смена власти тоже не предвещает ничего хорошего. Окажется ли ресурс криминалитета влиятельнее ресурса силовых структур? Сомнительно. Но точно мы все узнаем лишь через месяц, 1 ноября, когда появятся предварительные результаты с избирательных участков.