Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Вячеслав Ахунов: Люби «Guli», люби...

Вячеслав Ахунов: Люби «Guli», люби...

(Исследование узбекской модели гламурной культуры, или как две девицы решили засадить ядовитыми цветами гламура территорию Узбекистана)

Из пояснительной записки к проекту «Люби «GULI», люби...»

«В проекте «Люби «GULI», люби...» я исследую причины возникновения и реакционную сущность гламурной культуры в Узбекистане. В этом проекте использована техника исполнения рисунков с помощью копировальной бумаги. Этой техникой я пользовался еще в 70-х годах прошлого века, создавая проект «След» на основе иллюстраций в массовой печатной продукции идеологического характера. Сегодня я использовал журнальные глянцевые картинки гламурного журнала BELLA TERRA, копировальную бумагу и технику коллаж, притом негативные прорисовки на копировальной бумаге имеют функцию самостоятельного художественного произведения и с обратной стороны высвечиваются во время репрезентации. В виде пояснения я написал довольно обстоятельный текст, который играет немаловажную функцию в проекте».

Тоталитарная советская система обладала агрессивным, брутальным идеологическим инструментарием, значительными финансовыми ресурсами и успешным опытом по изменению массового сознания, в том числе с активной помощью социалистической культуры и соцреалистического искусства.

Идеологический диктат был обусловлен идеей разрушения капиталистической системы и построения коммунизма под знаменами марксистко-ленинского учения как единственно возможного, авангардной роли Коммунистической партии и гуманизма, который коммунисты понимали весьма своеобразно.

После развала СССР и обретения Узбекистаном независимости вырожденцы советской системы, бывшие коммунисты, ведомые их бывшим коммунистическим лидером, активно демонтируя все то, что напоминало бы об их принадлежности к советской системе, взяли курс на обеспечение благоприятных условий для возникновения капиталистической системы.

Эти «бывшие» совершенно не задумывались о том, что помимо рыночных отношений в экономике капитализму присущи такие понятия, как развитие ускользающих от надзора власти технологий, культ материального и финансового успеха, разрушение традиционных институтов, активный экспорт ценностей, культ потребления, исчезновение идей о общем, коллективном, общественном благе и солидарности в связи с разрушением органических традиционных связей, ощущение абсурдности мира, утрата экономической, промышленной, медийной и затем политической независимости, кризис самой власти.

Зарождающаяся капиталистическая система, скорее даже, ее подобие, освободила власть от идеологии, а авторитарный способ управления наложил вето на любую критику власти, особенно если эта критика касается ее социально-экономических неудач.

Новая идеологическая машина решила расчистить одичавшее идеологическое поле, за короткое время заросшее сорняками, и в приказном порядке засадить его представлениями о национальной идентичности (модель «Государство-Нация с Великим Будущим»), об особой, исключительной воле народа к патриотизму, о «великой узбекской культуре» в противовес «великой русской культуре» и так далее, - то есть теми представлениями, которые при капитализме стираются в силу глобального процесса возрастания однородности в мире средствами техники и экономики.

Впрочем, стратегии, тактики, техники и приемы идеологического оболванивания и зомбирования массового сознания имеют все наследственные признаки, связывающие с идеологическим инструментарием тоталитарной советской системы.

Власть не скупится на риторику, непрерывно бубня слова, ставшие для нее самой непонятными мантрами: «патриотизм», «великое будущее», «прогресс», «особый народ», «забота», «преобразование», «просвещение», «модернизация», «образование», «традиции», «обновление», «реформы», «уникальность» и так далее.



Парадокс заключается в том, что разные проекты культурного процесса предлагают не деятели культуры, а сама власть под лозунгом модернизации предлагает базовые модели официальной культуры. Как правило, они вторичны, поверхностны и бессодержательны. Главная их цель - продемонстрировать незыблемость, величие и монополию власти. Для этой цели власть и ее бюрократия пытаются создать масштабные культурные, социальные и политические мероприятия с технологическими аттракционами, пытаются поразить воображение граждан помпезными дорогостоящими архитектурными сооружениями с позолотой, бронзой, мрамором и элементарным избыточным украшательством. Все эти модели оказались глубоко реакционными и противостоящими новаторскому духу. В качестве примера достаточно взять свежее архитектурное «произведение» под названием «библиотека», а также здания Сената, Дворца форумов и «Белый Дом».

Вячеслав Ахунов родился в 1948 году в городе Ош (Киргизская ССР). Он - известный живописец, перфомансист, видео-артист, сценограф, поэт, прозаик, эссеист, публицист и философ. В Узбекистане художнику запрещено официально выставляться, и единственная возможность познакомить со своими работами местную публику - «квартирные» выставки. Вячеслав Ахунов - единственный в Узбекистане художник, который на серьезной основе занимается актуальным искусством и социальными проектами. В 2006 году Вячеслав Ахунов создал неправительственную организацию «Центр Нового Искусства», которая была закрыта через два года усилиями Службы национальной безопасности. Художник проводил выставки в Музее Современного искусства Антверпена, в Палермо, Копенгагене, Нью-Йорке, Москве, в центре Помпиду во Франции и в мадридском музее «Королева София». Он внесен в список 300 самых известных художников мира, наряду с Франсиско де Гойя. Его картины приобрели многие мировые культурные центры.
Причем система проявляет невероятную изощренность для того, чтобы махровый конформизм распространялся на все сферы жизни в государстве, в том числе на область искусства и культуры, общественного устройства, духовной жизни, не давая возможности производить принципиально новые идеи, пеленая народ в липкую паутину всеобщей фундаментальной неискренности и лжи.

В созданной атмосфере морального, политического и экономического удушья официальное искусство оказывается по своей сути декларативно конформистским, принципиально эпигонским и вторичным.

Слишком мягким будет определение политического, социально-экономического, духовного конформизма как «консервативная модернизация». Сущность этого конформизма не консервативная, а глубоко реакционная.

Слово «модернизация» не вяжется с процессами деградации и разложения общества на фоне узбекской модели построения капитализма, вернее, взятого агрессивного курса на реконструкцию исторически неадекватного неофеодализма со всеми его признаками и вертикалью: хан - его семья и государственная казна - охрана - визири - силовые органы - армия - беки - чиновники - народ. Парламент и сенат из этой средневековой схемы выпадают, но существуют в виде спектакулярного приложения, играя роль покорно выполняющих любое указание первого лица государства.

На фоне отсутствия позитивной динамики развития и широкомасштабной варваризации в историческую эпоху политической, экономической, технологической и культурной мировой глобализации время в Узбекистане запущено назад, в прошлое.

Несмотря на брутальное и агрессивное проведение властью курса на реконструкцию неофеодализма и чудовищный духовный кризис, время берет свое: небольшая часть молодого поколения, разделяя идеи гламура, ринулась в поток дешевой «попсы» и клубно-дискотечно-ресторанно-бутиковой культуры, другая часть, большая, не желая быть «зомби» и заложниками неофеодального строя, «проголосовала ногами» и ринулась за рубеж в поисках работы и нормальной человеческой жизни, которую они знали только по фильмам и сериалам, таким образом обозначив наличие социально-экономической и культурной катастрофы.

Здесь необходимо отметить новое явление в культуре Узбекистана, тесно связанное с зачатками капитализмом и его классом богатых и успешных, «элиты», с людьми, у которых достаток выше среднего, и людьми класса Premium. Это гламур - продукт глобализационных технологий, направленных на унификацию и усредненность любых поставляемых символических ценностей, отвечающий вкусовым предпочтениям современного культурного истеблишмента, одновременно мощный инструмент оболванивания, перековки и зомбирования сознания.

Идеология западной гламурной культуры, базирующаяся на мощной капиталистической экономике - идеология преуспевающего, не нуждающегося в социальных потрясениях и переменах среднего класса. Идеология предпочитающих тихую, комфортную жизнь. Магия красивого процветания, которую может позволить себе каждый. Идеология, воспевающая культ потребления и материально-финансового успеха как мечту о доступном счастье каждого, как качественно новый вариант бытового повседневного уровня жизни. Все эти установки подготовили триумфальное процветание гламура и его тесную связь с индустрией и рынками. «Даже высоколобый бомонд поклоняется тому, что пользуется спросом у массовой аудитории, лоббируется медиа-магнатами и становится раскрученным брендом»; «мы видим триумф хорошего среднего вкуса, балансирующего между высоким, избирательным вкусом и вкусом низким, непритязательным» (из книги «Ноубрау» исследователя западной гламурной культуры Джона Сибрука).



Если динамика западного капитализма направлена на создание новых рынков и поиск новых потребителей существующих товаров, то в условиях неофеодализма энергия власти, имитирующей модернизацию, направлена на удержание абсолютизма, на решение вопросов, связанных, в первую очередь, с деятельностью семьи высочайшей особы и ее приближенных, на обслуживание капризов домочадцев, что приводит к постепенной деградации власти, главы семьи, ее членов, развращению предельно коррумпированных чиновников и общества. Вместо языка денег, характерного для капитализма, неофеодализм использует силу дубинки и приказы.

За попыткой создания модели гламурной культуры в Узбекистане скрывается не установка на циничный консенсус элитарного и массового ради быстрой карьерной и финансовой выгоды, а авторитарность и стремление безраздельно контролировать большинство зон культурной активности, вытеснить и отсечь социальную функцию современного актуального искусства, заменить протестное, сложное и интеллектуальное на зрелищно-развлекательное, аттракционизм.

С моделью гламурной культурой Узбекистана сегодня тесно связан важный вопрос о социально-политической функции культуры. Власть, желая показать свою современность, использует глянцевые, красивенькие картинки гламурной культуры, - явление, за которым невозможно скрыть социальное расслоение на уровне третьего мира, массовой поток миграции из страны рабочей силы, низкооплачиваемые нестабильные трудовые отношения и безработицу.

Поддерживая идеологию гламура, власть обозначила свои интересы по созданию искрящего марева, розовой пелены и сладкой глянцевой картинки благополучия, которая являлась бы подтверждением социально-экономических успехов государства и высокого уровня культуры, заменяя действительное положение вещей. Понимая, что гламурная культура без присущей ей серьезной экономической базы способна растворить, размыть само понятие труда как социальной активности, власть подталкивает молодое поколение на отказ от социального преодоления и борьбы за свои права, лишая его воли к эстетическому прорыву и этическому вопрошанию, воспитывая пассивных, интеллектуально оболваненных, духовно нищих, продажных, этически успокоенных, мечтающих стать людьми класса Premium и Lux. Разумеется, монополизировав масс-медиа и СМИ, пользуясь пассивностью населения страны, держа их в «ежовых рукавицах» и вынуждая быть на уровне обслуживающего персонала. Пассивность всех без исключения слоев населения Узбекистана на фоне социального распада и социальной деградации способствует отдалению критического порога нелегитимности власти.

Роль «Главного Идеолога» и «Жрицы Гламура» гламурной тенденции отвела себе торговая марка Guli, претендующая на признание как аутентичного бренда в среде статусного фешенебельного западного гламура наряду с такими брендами, как Chopard, de Grisogono, Carrera, S.T.Dupont, Armani, Cartier, Chanel Joaillerie, De Beers, Bvlgari, Louis Vuitton, Nina Riсci и другими.

Но в случае с торговой маркой Guli понятие «культовое», обладающее всеми признаками массового, подлинностью и аутентичностью, не подходит. Это означает только одно: не заняв нишу респектабельной масс-культуры, торговая марка Guli не имеет право считаться популярной. В случае выбора интерес потенциального покупателя обычно концентрируется на популярных, масс-культурных западных брендах, легко узнаваемых в особых референтных группах и дающих обладателю этих брендов особый социальный статус, который торговая марка Guli не в состоянии дать.

Исключением являются желающие подчеркнуть свою лояльность власти, но и этот узкий круг людей, выезжая за рубеж, отдает предпочтение известным мировым брендам, например Armani или Cartier, оставляя на родине изделия Guli.

Одной из главных маркетинговых стратегий торговой марки Guli является внедрение гламура как идеологии в высшие властные, институциональные эшелоны и в среду нарождающейся и находящейся в тени «капиталистической элиты» Узбекистана, принуждая последних к переоценке своего имиджа и символического статуса в символическом порядке.

«Последние», еще не сплотившись в класс, не став «элитой», людьми класса Premium и Lux и опасаясь непредсказуемых поведенческих «зигзагов» представителей авторитарной власти, стараются любыми способами отвергнуть свою принадлежность к «капиталистической элите», к культурному истеблишменту, выводя свои активы за рубеж и вывозя свои семьи за пределы страны. Явно не от хорошей жизни бегут те, кто считался потенциальным потребителем гламурного товара.

Институтами и проповедниками гламура являются журналы дочери президента Узбекистана Ислама Каримова Гульнары - не очень качественные клоны западного печатного глянца Bella Terra (тираж 4500), Bella Terra 5 stars (тираж 2000), JannatMakon (Bella Terra на узбекском языке. тираж 4500) и L'Officiel, журнал второй дочери Каримова Лолы Snob Collection (тираж 3500), а также Фонд Форум, Дом стиля, магазин Ташкентские куранты, Boutique Glamour, Boutique Podium Italia, PARFUM gallery-I, NIRVANA PanTerra MultiMedia, Elysee Parfumerie, Агентство First Models.

В отличие от западной гламурной культуры, проделавшей долгий путь становления от элитарной до респектабельной масс-культуры, модель гламурной культуры в Узбекистане и поп-вкус насаждаются сверху вниз по вертикали власти и пропагандируются подконтрольными ей масс-медиа, которые в попытке стандартизации вкусового многообразия приучают молодое поколение к приятию поверхностного, красочного и блестящего «треша» в центральноазиатском формате его понимания.

Особенность привлекательной, сладкой картинки, глянцевой сказочки о красивой, чудесной жизни в том, что гламур, словно «черная дыра», ухитряется поглотить любой направленный против него критический выпад. Поход в модный бутик, клуб, на дискотеку, в ресторан становится более престижным занятием, чем посещение музея, библиотеки или выставочного зала.

Художественной критики и критиков-интеллектуалов в Узбекистане нет. Это означает, что некому вести критический дискурс, ставя задачи эстетической демаркации, и бороться за существование в культуре республики актуального современного искусства, тем более на фоне властных посягательств на все, без исключения, сферы деятельности. Последнее характерно для тоталитарных режимов и неоавторитаризма, пытавшихся и пытающихся поставить себе на службу культуру и искусство.

Шоу-бизнес Узбекистана существует как констатация наличия глянцевой, гламурной культуры и людей класса Premium и Lux, но из низкой категории «попсы» и «треша» еще не вырос в категорию респектабельной масс-культуры.



Гламурная культура обозначена на фоне не существующей в Узбекистане шкалы ценностей, разделяемых различными социальными общностями, и не появившегося среднего класса, который подменила наглая каста обогатившихся коррумпированных чиновников. Другая, подавляющая часть населения - либо бедная, либо обнищавшая, стремящаяся выжить физически, смутно осведомлена о существовании в стране людей класса Premium и Lux и образе их жизни.

Возникают следующие вопросы:

1) Навязанная прихотью одного официального представителя власти культура гламура, не имеющая под собой экономического основания существовать в обнищавшем обществе, представляет из себя технологию производства послушных и лояльных власти граждан или это не так?

2) Нужна ли обществу инфраструктура культуры гламура, использующая для изготовления дорогостоящих изделий труд послушных, безропотных специалистов, получивших возможность заработать на жизнь, но лишенных права на авторство?

Подобное происходит в градостроительстве, когда архитекторы, выполняющие государственный заказ и разрабатывающие тот или иной проект, лишены права считаться авторами этих проектов и остаются в тени возвышающейся над ними фигуры Главного Архитектора Государства, которому приписывается авторство.

Уже само существование насажденного властью пародийного подобия гламурной культуры в обществе с неофеодальным мышлением и соответствующим образом жизни является нонсенсом. Гламур в узбекском варианте имеет все признаки для того, чтобы называться агрессивным, и, вопреки здравому смыслу рыночной экономики, пытается завоевать свою нишу благодаря административному ресурсу, автократической модели государства и воле первых лиц, обладающих неограниченной властью. Благодаря этим лицам не только создается особый статус неприкосновенности созданных институтов гламура, но и происходит беззастенчивое поглощение и вытеснение успешно организованного бизнеса («черное рейдерство» на государственном уровне), даже если руководители успешного бизнеса были очень внимательны к командным окрикам и щедро делились прибылью с коррумпированными чиновниками разных уровней.

Ведущее место занимает Bella Terra (глянцевый журнал формата А4 для аудитории с высоким достатком. Высокое качество полиграфии. Распространяется по бутикам, по подписке и через киоски. Самый дорогой журнал в Узбекистане. Журнал мод, отдыха, тусовках. Выходит раз в месяц. Стоимость рекламы и PR-статей объемом в одну страницу = 700 евро).

Bella Terra 5 stars (глянцевый журнал формата А5 для узбекскоговорящей аудитории с высоким достатком. Высокое качество полиграфии. Распространяется по бутикам, по подписке и через киоски. Журнал мод, отдыха, тусовках. Выходит раз в квартал. Стоимость рекламы и PR-статей объемом в одну страницу = $300).

Jannat Makon (глянцевый журнал формата А4 для аудитории с высоким достатком. Высокое качество полиграфии. Распространяется по бутикам, по подписке и через киоски. Журнал мод, отдыха, тусовках. Выходит раз в месяц. Стоимость рекламы и PR-статей объемом в одну страницу = 500 евро).

Snob Collection (глянцевый журнал формата А4 для людей с достатком вышесреднего и класса Premium. Высокое качество полиграфии. Распространяется по бутикам, по подписке и через киоски. Журнал мод, отдыха, тусовках. Выходит раз в месяц. Стоимость рекламы и PR-статей объемом в одну страницу = $1000). (Данные VB.Uz).

Распространение гламурных глянцевых журналов Bella Terra, Jannat Makon (клон Bella Terra на узбекском языке), клон Snob Collection ведется методом «выкручивания рук», командным окриком и запугиванием. Обычно держащимся на плаву фирмам предлагают подписаться на энное количество журналов для распространения их в своих подразделениях и между клиентами. Вариант - купить рекламное место в журнале. Несогласным намекают о возможных трудностях, которые могут осложнить деятельность фирмы. Как правило, несогласных не бывает. Печатный гламур приобретается, затем раздается сотрудникам фирмы, знакомым или сдается в пункт приема макулатуры. В свободное распространение журналы поступают, но пользуются нулевым спросом из-за своей непомерной стоимости. (Аналогичные атаки широко распространены сегодня во время «битвы» за урожай хлопка, когда руководителям различных фирм предлагают выполнить свой патриотический долг, наняв работников за счет фирмы и отправив их на сбор хлопкового волокна, или откупиться).

Пока гламурная культура Узбекистана не имеет основы для перемещения из глянца в повседневную жизнь, став полноценной культурой с ее характерным набором признаков: блеск, очарование, мечта, сексуальность, шарм, обаяние, привлекательность, очарование, прозрачность, ореол притягательности, волшебство, магия, чары, иллюзия сказки, в которой все вокруг натуральное, дорогое, брендовое, недоступное для бедных слоев населения.

Рекламная красивость и блеск картинок, изображающих «священные объекты поклонения» и гламурную роскошь, которыми нашпигованы глянцевые гламурные журналы Узбекистана, призваны погрузить зрителя в самозабвенное созерцательное, завороженно-гипнотическое состояние и отвлечь от окружающей действительности. Критический дискурс внутри общества замещается блестящей сладкой картинкой, апеллирующей к визуально-осязательно-рецепторному восприятию, внешне привлекательной и спекулирующей радостями сытой телесной жизни, не требующей интеллектуальных усилий.

Размещая свои рекламные картинки в журналах Bella Terra и L'Officiel, торговая марка Guli, вероятно, считает соседство с фешенебельными брендами гарантом ее коммерческого и массового признания, одновременно обнажая неприкрытые амбиции быть на уровне Chanel, Armani, Cartier, Nina Riсci, при этом забывает, что главенствующей оценочной категорией сегодня является широкая медийная популярность, международное признание, рейтинги и объемы продаж.

А чтобы быть на уровне Chanel, Armani, Cartier или Nina Riсci, необходимо иметь талант, прекрасное воспитание, высокий уровень культуры и понимание о ряде вещей, которые никакими деньгами не пробить.

На узбекской гламурной поверхности дрейфует мало похожая на современный западный культурный истеблишмент странная публика (вероятно, это и есть люди с достатком выше среднего и класса Premium), обычно одна и та же, состоящая из былых кумиров: косноязычные бывшие народные, заслуженные деятели искусства и культуры Узбекской ССР, престарелые актеры и актрисы, залежавшиеся в театрах бессменные режиссеры, поющие «старое о старом» бодрящиеся поп-певцы, оставшиеся не у дел бывшие журналистки TV, бизнес-леди, не известные зарубежному зрителю художники, владельцы клубов, ресторанов, бутиков и прочие. К ним, как правило, пристегивают собранный на клумбе молодого поколения небольшой «букетик», состоящий преимущественно из «звезд» шоу-бизнеса, дизайнеров-стилистов, известных только в пределах локальной территории - от приграничного Кара-Су до высохшего Арала.

Чтобы придать ей западный шик, в Узбекистан приглашаются западные гламурные фигуры: Иглесиас, Стинг, Алабина, из России помельче - Киркоров, Малахов, Юдашкин, Тимати и прочие.

Прочитайте два следующих сообщения. «Дочь узбекского президента Ислама Каримова Гульнара займется разработкой новой ювелирной коллекции для швейцарской часовой фирмы Chopard. Вырученные средства пойдут на благотворительные проекты учрежденного Каримовой фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана». «За частный концерт, который состоялся в Ташкенте в октябре 2009 года в рамках курируемого Каримовой фестиваля искусств, исполнитель Стинг получил от одного до двух миллионов фунтов стерлингов». Легко можно понять, что ювелирную коллекцию еще предстоит разработать, затем реализовать на рынке, но вряд ли, даже в случае удачной торговли, вырученных денег от продажи изделий торговой марки Guli, даже поддержанной мировым брендом Chopard, будет достаточно на оплату услуг Стинга или на оплату доброжелательности итальянской актрисы Моники Белуччи.

Тогда зависают добрые намерения и слова, «благотворительные проекты», которые напрочь выпадают из контекста понятия «узбекская модель «гламурной культуры».

P.S. Очевидна взаимосвязь между «священными объектами поклонения» гламура, их товарным статусом и социально-экономическими условиями их производства.



Свой взгляд на обратную сторону узбекской модели гламурной культуры имеют представители западного общества и мировые СМИ.

ЦИТАТЫ

«Более 60 компаний с мировым именем, в числе которых Adidas Group, Puma, Burberry, Levi Strauss & Co и другие, объявили бойкот среднеазиатскому хлопку. По сообщению британского издания Telegraph, свое решение они объясняют тем, что эти страны вопреки подписанной Конвенции использует принудительный детский труд при сборе хлопка. Особый акцент при этом сделан на Узбекистане. Официальный Ташкент происходящее пока не комментирует. Но, как сказал источник «НГ», близкий к МИД Узбекистана, «это буря в стакане воды» – большая часть узбекского хлопка перепродается посредниками на мировых биржах».

* * *

«Из пресс-релиза. Россия: В рамках RFW состоится показ бренда GULI, дизайнера Гульнары Каримовой, который был представлен в этом сезоне в Милане и имел огромный успех».

* * *

«14 сентября в г. Ангрене (Ташкентской области) вывезли на хлопковые поля учащихся со всех училищ и колледжей. Тех, кто отказывался ехать, предупреждали, что не получат диплом, останутся со справкой».

* * *

«Роберт Копецки, Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики в Узбекистане: «Могу сказать без преувеличения: ваше издание было для меня своеобразным окном в вашу страну. Благодаря «Snob Collection» я узнал многое, что меня приятно удивило. Я увидел в нем интересных людей, интеллектуальных, артистичных. Хорошо, что «Snob Collection» старается показывать своим читателям этих замечательных людей и рассказывать о позитивных вещах».

* * *

«Печальная ситуация – дети вынуждены работать в масках, на соседних полях разбрасывается селитра, всем этим дети дышат, и им еще говорят, что они должны учиться. То есть, идет бессовестный обман. И дети тоже должны обманывать, привыкать к тому, что нужно давать взятки, то есть, привыкают к такому порядку вещей».

* * *

«Последняя декада ноября в «Успехистане» ознаменовалась «исторически знаковым событием» - Лола Каримова, сохнущая от зависти к своей сестре Гульнаре, у которой уже несколько журналов и газет, через которые давно занимается собственным «пиаром», решила показать сестре «кукиш», но сделать решила это «не шершавым языком плаката», а буйством красок собственного глянцевого журнала. Кому журнал адресован? Точно не дехканину и не рабочему, а по названию «People snobs» можно предположить, что журнал для снобов. По-моему, Лола плохо представляет, кто такие снобы и где она здесь, в Узбекистане, их увидела? Чтобы не быть голословными, обратимся к Словарю иностранных слов: «сноб» от английского snob - в буржуазно-дворянском обществе человек, который старается строго следовать модам, манерам, вкусам высшего света, претендующий на изысканно-утонченный вкус, манеры, особую интеллектуальность». Надо же, Лола себя и свое окружение причислила к высшему свету и претендует на особую интеллектуальность. (30.11.2005)»

* * *

«В Париже начался суд по иску дочери узбекского президента Лолы Каримовой к французскому изданию Rue89.com, сообщает «Радио Свобода». Истица утверждает, что журналисты оклеветали ее отца, назвав его «диктатором», и требует компенсацию. Недовольство Лолы Каримовой вызвала статья, опубликованная Rue89.com около года назад. В публикации шла речь об участии дочерей узбекского президента (младшей Лолы и старшей Гульнары) в благотворительных мероприятиях. Автор высказал мнение, что родственницы Ислама Каримова пытаются «отмыть» имидж своей страны. Говоря о самом президенте, журналист назвал его «диктатором» и «тираном». В статье также утверждалось, что итальянская актриса Моника Белуччи, приглашенная на одно из таких мероприятий, получила от организаторов 190 тысяч евро».

* * *

«Эксплуатируя детей, узбекская власть ухудшает их здоровье, насаждает им рабскую психологию, препятствует развитию и образованию детей, полностью нарушая их экономические социальные и культурные права».

* * *

«Правительство Узбекистана, создав грандиозную систему подавления и насилия, обирает население и грабит казну, попутно позволяя коррупционерам самых разных уровней делать то же самое в своем кишлаке, районе, городе. Верхушка, набивая карманы доходами от «дармового» национального достояния, позволяет нижним чинам грабить и обирать тех, кто еще ниже, у кого нет совсем никакой власти и никаких реальных прав».

* * *

«Британский музыкант Гордон Самнер, более известный под псевдонимом Стинг, подвергся критике со стороны своих соотечественников за выступление для дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой. По сведениям британской прессы, за частный концерт, который состоялся в Ташкенте в октябре 2009 года в рамках курируемого Каримовой фестиваля искусств, исполнитель получил от одного до двух миллионов фунтов стерлингов. К тому же Стинга упрекнули в невольной поддержке режима Ислама Каримова, который разнообразные общественные организации регулярно осуждают за нарушение прав человека».

* * *

«Детский труд используется по-прежнему широко, власти делают это скрытно, очень изощренно, преподаватели запугивают детей, их всеми силами прячут от посторонних глаз. Но я объездила весь Ходжейлийский район, была в фермерских хозяйствах, мне удалось заснять пустые колледжи. С 10-13 мая почти все учащиеся в Ходжейлийском районе вывезены на отдаленные поля, и там живут: одни - в домах фермеров, другие - в каких-то сараях. На прополку они выходят уже в 7 утра. Там очень жарко, к полудню температура поднимается до 40 градусов, так что в 10-11 часов у них начинается перерыв, они ждут, пока пройдет это пекло. С 3-4 часов до вечера они, надев на лица маски — от жары, - снова занимаются прополкой, пропалывают хлопковые поля тяпками, секачами, потом вручную выдергивают сорняки, сидя на корточках. Они работают в перчатках, которые покупают за свой счет, как и все рабочие инструменты. За этот труд им ничего не платят, лишь кормят. Оплачивают только осенний труд – уборку хлопчатника. В мае дети почти не учатся – прополка длится 45 дней. Потом - летние каникулы, затем начинается сентябрь и они снова два-три месяца не учатся, собирают хлопок. Они живут в полевых условиях, ни бани (у самих хозяев-то часто бани нет), ни нормальной воды питьевой, а питание - очень скудное».

* * *

«Американская правозащитная группа As You Sow организовала сбор подписей под петицией Responsible Sourcing Network. По данным правозащитной организации Human Rights Watch, около 1,5–2 млн. узбекских детей каждую осень на протяжении двух месяцев собирают хлопок, количество которого нормировано. В частности, директор по компаниям Международного форума в защиту прав трудящихся (International Labor Rights Forum) Тим Ньюман заявил, что, ознакомившись с докладами по результатам мониторингов, он пришел к выводу, что к уборке хлопка на узбекских полях привлекают детей от 13 лет, причем ежегодно с сентября. Добившись поддержки от ряда видных производителей, правозащитники могут торжествовать – по сути, им впервые за последние годы удалось обратить внимание мировой общественности на проблему эксплуатации детей. На резкую активизацию деятельности их подвигла недавно проведенная Неделя моды в Нью-Йорке, где свою коллекцию моделей должна была представить дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова. Правозащитники и активисты Народного движения Узбекистана, Международного форума в защиту прав трудящихся и Американская ассоциация учителей настаивали на запрете показа коллекции Guli, мотивируя тем, что ткани, которые Каримова «использует для создания своих моделей, изготовлены из хлопка, собранного детскими руками». Организаторы Недели моды вынуждены были перенести показ коллекции Guli из Линкольн-Центра в ресторан Cipriani. После этого и последовал значительный успех правозащитников в виде отказа видных фирм от среднеазиатского хлопка.

?Шведская компания H&M, а также компании спортивной одежды Adidas и Puma также согласились не покупать хлопок из Узбекистана».

* * *

«К сбору хлопка привлекают даже рабочих и служащих Асакинского автомобильного завода (Андижанская область), принадлежащего совместному узбекско-американскому предприятию General Motors Uzbekistan, тому самому, которое выпускает знаменитые автомобили «Nexia», «Matiz», «Lacetti» - гордость узбекского автопрома».

* * *

«Помимо дипломатической карьеры Гульнара Каримова занимается дизайном ювелирных украшений, а также известна на родине как эстрадная певица».

* * *

«Мы - крупный покупатель хлопка, и как многие другие компании, мы занимаем однозначную позицию против использования детского труда, вне зависимости от страны», - сказал менеджер по социальной ответственности компании H&M Хенрик Лампа».

* * *

«Директор нью-йоркской лоббистской группы International Labor Rights Forum Тим Ньюман сказал, что видел сообщения о 13-летних детях, которых привлекают к сбору хлопка. «Есть подсчеты, что это затрагивают до 2 млн. детей в период сбора урожая», - сказал он».

* * *

«Ранее обращение подписали американские промышленные группы Apparel и Footwear Association, которые представляют более 800 компаний. Однако глава As You Sow Эндрю Бехар подчеркнул, что «новые индивидуальные петиции имеют большее значение».

* * *

«Утром детей доставляют на плантации автобусами под присмотром участкового, директора школы и учителей. Сейчас уже очень жарко, а там нет даже питьевой воды. Обед и питьевая вода – за счет самих учеников. Тяжелый ручной труд оценивается следующим образом: прополка десяти гектаров поля, то есть, полосы длиной в километр и шириной в сто метров, стоит 35 тысяч сумов ($14). «Это, считай, рабство, это бесплатный труд: чтобы прополоть эти десять гектаров, сто человек должны работать четыре-пять дней, а то и больше, - говорит правозащитник. – Этих денег даже на новые туфли не хватит. Но даже их школьникам не выдают на руки, а перечисляют на счет школы. Потом школа эти деньги тратит на ремонт. Так что, по сути, школьникам приходится работать бесплатно».

* * *

«Компания IMG Fashion - организатор Недели моды - объявила, что намеченный на 15 сентября показ Гульнары Каримовой «отменен из-за ряда возникших вопросов». Никаких иных подробностей IMG Fashion уточнять не стала. Однако, отмечает AP, резко против показа Каримовой выступала правозащитная организация Human Rights Watch, обвиняющая власти Узбекистана в массовых нарушениях прав человека. «Это сигнал властям Узбекистана, что нарушение ими прав человека вызывает обеспокоенность во всем мире», - заявили представители Human Rights Watch, комментируя отказ организаторов Недели моды от показа Каримовой».

* * *

«Против показа Каримовой выступил и Международный форум защиты трудящихся (International Labor Rights Forum), обвиняющий Узбекистан в использовании труда несовершеннолетних. Активисты этой неправительственной организации пообещали устроить акцию протеста, приуроченную к показу дочери президента Узбекистана».

* * *

«Учащихся школ и колледжей отрывают от учебы дважды в год - для прополки (с мая по июнь) и для сбора хлопка (с 12 сентября)».

* * *

«Дочь узбекского президента Ислама Каримова Гульнара займется разработкой новой ювелирной коллекции для швейцарской часовой фирмы Chopard. Об этом объявила на презентации в Ташкенте вице-президент и художественный директор швейцарской компании Каролина Груози-Шойфеле. В коллекции будут использованы дизайнерские разработки Каримовой, созданные ею для бренда Guli. По словам Груози-Шойфел, вырученные средства пойдут на благотворительные проекты учрежденного Каримовой фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана».

* * *

«В Янгиюльском районе Ташкентской области на базарах и в магазинах висят вывески «Хамма пахтага» («Все на хлопок»). При этом практически все торговые точки работают, а продавцы признаются, что им пришлось дорого заплатить местной администрации и налоговой службе, чтобы избавиться от хлопковой повинности, кроме того, они заплатили и рабочим, которые собирают хлопок вместо них».

* * *

«В городе Чирчик, что в сорока километрах от Ташкента, сотрудники бюджетных организаций, учащиеся колледжей и лицеев находятся на хлопковых полях с середины сентября. «По домам ходили сотрудники махаллинского (квартального) комитета и требовали откомандировать на хлопок 100 человек с каждой махалли. Давили и на работников детских садов, но персоналу удалось откупиться, выплатив по 300.000 сумов за работу наемникам-хлопкоробам. Работников ряда заводов тоже отправили собирать», - рассказывает жительница Чирчика».

* * *

«В феврале 2008 года Гульнара Каримова была назначена заместителем министра иностранных дел Узбекистана и с сентября 2008 года представляет свою страну при международных учреждениях ООН в Женеве. Ранее она работала советником в представительстве Узбекистана при ООН и советником-посланником посольства республики в Москве. Впоследствии она основала Фонд культуры и искусств Узбекистана, а также возглавила Центр политических исследований. Она известна не только как общественный деятель, но и дизайнер одежды и ювелирных украшений. Кроме того, некоторое время Гульнара Каримова выступала в качестве эстрадной певицы под сценическим именем GooGoosha».

* * *

«Горожане, не желающие принимать участие в «добровольно-принудительном» сборе урожая «белого золота», могут почти официально «откупиться» от этой повинности за 300.000 сумов (примерно $125) или нанять и отправить вместо себя на поля мардикоров (поденных рабочих)».

* * *

«Узбекский музыкально-развлекательный телеканал «ТВ-Марказ» начал ротацию клипа на песню, исполняемую дочкой президента Узбекистана Гульнарой Каримовой. Как сообщает агентство «Ferghana.Ru», песня называется «Унутма мени» («Не забывай меня»). По словам самой Каримовой, в творческом багаже которой уже пять песен, снять клип ей предложили друзья. Дочь узбекского лидера выступает на эстраде не под своим именем. Ее артистический псевдоним - GooGoosha. Говорят, так свою дочь называл в детстве Ислам Каримов».

* * *

«Детей, привезенных на поля, размещают в так называемых казармах, расположенных в помещениях сельских школ, сараях, местных администрациях, где условия быта не соответствуют необходимым нормам, в том числе санитарным. Места временного проживания детей охраняются милицией или специально назначенными людьми, поля, на которых школьники работают, также частично охраняются. Ребят поднимают их в 5 часов утра, на полях они работают с 7 утра и до 18-19 часов вечера. За один килограмм хлопка детям платят от 100 до 125 сумов (4-5 центов), в некоторых регионах деньги не выдают — их высчитывают за питание. Обязательная ежедневная норма по сбору хлопка для детей составляет от 20 до 60 и более килограммов».

* * *

«Гуля Каримова лукаво сообщила российскому агентству РИА «Новости», что «накануне начала Недели моды Mercedes-Benz в Нью-Йорке организаторы шоу и бренд GULI оказались в сложной ситуации, когда определенные группы людей начали угрожать организацией протестов против модного показа Guli 15 сентября». Собеседник агентства, который, стало быть, выступал от имени Гульнары Исламовны, отметил, что «в свете обеспокоенности, связанной с безопасностью из-за повышенных угроз в Нью-Йорке в конце этой недели, IMG и GULI в целях обеспечения безопасности гостей приняли решение не проводить показ в Линкольн-Центре, как было ранее запланировано». «GULI проведет показ в другом месте, которое будет сообщено приглашенным гостям», - сообщил представитель бренда».

* * *

«И теперь весь просвещенный мир, читающий газеты, боится быть обвиненным в том, что одевается в хлопок, собранный руками бесправных детей и подростков. От узбекского хлопка на Западе отказываются не только модные дома, но и сети, торгующие ширпотребом».

* * *

«Собранные ПАУ факты свидетельствуют, что практически каждый год детский труд активно используется на плантациях хлопка в Каракалпакстане и во всех областях Узбекистана - Андижанской, Наманганской, Ферганской, Ташкентской, Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Навоийской, Хорезмской, Бухарской».

* * *

«Первыми из российских гламурных персон на скандал в Нью-Йорке отреагировали телеведущий Андрей Малахов и певец Филипп Киркоров. Они выразили гнев и даже сожаление. Они - друзья Гули».

* * *

«В клипе «Унутма мени» использованы элементы мультипликации, над которыми, как выразилась Каримова, работала «команда лучших аниматоров». Никакого особенного сюжета в клипе нет, отмечает агентство, зрители видят лишь набор видов роскошного дворца, дорогую автомашину синего цвета и огромное кольцо на руке героини. Последняя картинка, видимо, намекает на еще одно увлечение Каримовой - дизайн ювелирных украшений».

* * *

«Международная организация «Репортеры без границ» осудила участие дочери президента Узбекистана Ислама Каримова Гульнары в благотворительном вечере «Кино против СПИДа» на Каннском кинофестивале. Заявление опубликовано на сайте «Репортеров». По мнению организации, благотворительный фонд AmfAR, организующий вечер, не должен допускать на вечер представителя страны, где люди подвергаются уголовному преследованию за пропаганду борьбы со СПИДом. Организация подчеркивает, что Каримова является послом Узбекистана в Испании и Швейцарии, а значит, выступает в роли официального представителя государства».

* * *

«Конкретные претензии Лолы Каримовой касаются слова «диктатор», утверждения о деньгах, заплаченных Монике Белуччи, и пассажа об «отмывании имиджа».

* * *

«Скорее всего, Ислама Абдуганиевича больше волнует творческая карьера его дочери Гульнары, которая могла оказаться узбекским вариантом Дариги Назарбаевой и продолжить дело отца, но предпочла стать примой местной эстрады. Пой, ласточка, пой».

* * *

«По версии Якубова, на полковника Худойбердиева возложено приведение к власти дочери Каримова Гульнары в случае смерти 70-летнего президента, больного, по утверждению Якубова, лейкемией».

Вячеслав Ахунов

Международное информационное агентство «Фергана»