Восточная женщина меняет облик?..
Рост проституции, наблюдаемый в Самарканде и в Самаркандской области, в первую очередь связан с экономическими трудностями, которые переживают вот уже несколько лет граждане Узбекистана
Приехав в известнейший узбекский город Самарканд, для осмотра великолепных памятников средневековой архитектуры, многие туристы наталкиваются на девушек, призывно заглядывающих им в глаза, это местные проститутки, которых в последнее время в Самарканде становится все больше и больше, а у добропорядочных граждан остается все меньше и меньше аргументов для борьбы за чистоту нравов.
"Найдите нам работу и платите в долларах", - так заявляют многие проститутки в лицо Барно Самиевой (Barno Samieva) председателя женского совета Самаркандской области, на ее попытки устыдить их и заставить отказаться от торговли своим телом.
По словам Барно Самиевой, рост проституции, наблюдаемый в Самарканде и в Самаркандской области в первую очередь связан с экономическими трудностями, которые переживают вот уже несколько лет граждане Узбекистана, это падение уровня жизни, дефицит хорошо оплачиваемых рабочих мест, инфляция, постоянный рост цен на продукты питания, услуги.
Необходимость зарабатывать на кусок хлеба стало более важным для некоторых женщин, чем вековые традиции сложившиеся в восточном мусульманском обществе, это прежде всего высокая нравственность, соблюдение чести, чем такие женские качества как стыд, скромность, чувство собственного достоинства.
Для многих граждан Узбекистана, зрелище, продающих свое тело узбечек и таджичек, и сегодня является шоком: "Это позор, наши мусульманки занялись проституцией, раньше этим занимались только русские, что творится?" - сетует профессор Джамол Мирсаидов из Самарканда. "Занимаясь проституцией, многие женщины кормят свои семьи, воспитывают детей, это то, что я постоянно слышу от них во время проведения разъяснительных воспитательных работ", - говорит Барно Самиева.
"Я разведена, одна воспитываю ребенка, - рассказывает 31-летняя Назира из Самарканда, - не имея образования и специальности, не смогла найти хорошую работу, а потом познакомилась с женщиной сутенером, которая предложила заняться проституцией и помогла мне выехать для этого в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)".
По данным прокуратуры Самаркандской области, на 1 июля 2002 года, у них на учете состояли 135 проституток и 88 сутенеров, однако реальное число проституток в области, по мнению правозащитников намного больше.
"Если хотите убедиться в этом, вам надо проехаться в ночное время по центральным улицам Самарканда, у известной всему миру площади Регистан, а также по шоссейным и магистральным дорогам, увидите десятки и сотни девушек и женщин, многие из которых настоящие матери семейства", - говорит Саломат Давлатова из Самаркандского областного комитета Независимой организации по правам человека Узбекистана (СОК НОПЧУ).
Рост проституции, по данным медиков, вызвал всплеск венерических заболеваний в Самарканде и в Самаркандской области. Показатели заболеваемости сифилисом и гонореей первого полугодия 2002 года, уже превзошли прошлогодние более чем на 10%, говорит Салим Халимов заместитель главного врача по лечебной части Кожно-венерологического диспансера города Самарканда.
И на сегодняшний день в Самаркандской области зарегистрированы 2668 случаев заболевания сифилисом, но так как по словам врачей, во многих районах области медицинское обслуживание и выявляемость заболеваний находится не на должном уровне, то можно уверенно предполагать, что число людей, подхвативших венерическое заболевание выше.
Государственные правоохранительные органы, общественные объединения, которых пугает рост венерических заболеваний, падение общественной морали, пытаются бороться с набирающем обороты сексуальным бизнесом, но пока безуспешно.
По мнению психолога Гулистон Холкелдиевой не успехи связаны с тем, что узбекское законодательство предусматривает очень легкие наказания за занятия проституцией - наложение штрафа в размере от одной до трех минимальных заработных плат (до $9), и за сутенерство наказание - штраф от 25 до 50 (до $145) минимальных заработных план или три года исправительных работ.
И многие пойманные проститутки и сутенеры, уплатив штраф, вновь возвращаются на свои "рабочие места", насильственно их задерживать власти имеют право, если при медицинском обследовании выявляется, что они больны венерическим заболеванием, и также только до их полного излечения.
По мнению правозащитника Саломат Давлатовой, побороть проституцию, усилив наказание невозможно, так как кроме того, что есть женщины, которым нравится заниматься проституцией и на них есть спрос, в обществе остаются причины, которые выталкивают на панель женщин, становящихся проститутками поневоле - это экономические трудности, падение уровня воспитания и образования.
"Если некоторым мужчинам неприятно смотреть как женщины - мусульманки становятся проститутками, пусть позаботятся о том, чтобы, эти женщины были обеспечены достойным, хорошо оплачиваемым трудом, так как женщина, на которую смотрят голодные дети готова на все", - сказала Саломат Давлатова.
Молодая разведенная женщина Гульнара М., решила заняться проституцией, когда в течении долгого времени безуспешно искала работу и уже несколько дней не могла купить продукты маленькому сыну. По словам Гульнары, она решилась на крайнее, вышла вечером на дорогу в центральной части столицы Ташкента, через несколько минут возле нее остановилась дорогая машина.
Мужчина, снявший ее, оказался важным сотрудником государственного аппарата, он разглядел в Гульнаре порядочную и интересную женщину, и стал ее любовником, взял на обеспечение ее и маленького сына. Благодаря случаю Гульнара не стала проституткой, но такой шанс выпадает далеко не всем.
-------------------
Умида Хасанова и Гайратжон Усманов - независимые журналисты из Самарканда.
ИНСТИТУТ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ВОЙНЫ И МИРА, представительство в Узбекистане, 15.08.2002