Кыргызстан: Кому выгоден запрет на «Фергану»?
Фото Chaskor.Ru
Как мы уже сообщали, 21 февраля доступ на веб-сайт нашего информагентства был заблокирован для пользователей крупнейшего интернет-провайдера Кыргызстана — ОАО «Кыргызтелеком». Об этом мы узнали из уст председателя правления «Кыргызтелекома» - господина Баратбаева. Фактическое закрытие доступа к сайту «Ферганы», по его словам, было продиктовано полученным в «Кыргызтелекоме» распоряжением Государственного агентства связи (ГАС) при правительстве Кыргызстана от 21 февраля 2012 года.
В этот же день мы официально обратились в Государственное агентство связи Киргизии с просьбой предоставить нам копию вышеупомянутого распоряжения для того, чтобы мы и наши читатели могли понять, чем это решение было мотивировано. Мы намерены опубликовать ответ правительственного ведомства сразу же, как только его получим. А пока хотим поделиться с нашими читателями предысторией сегодняшнего события, а также поразмышлять о причинах возникновения такой ситуации.
ДЕЛО ПРИВЫЧНОЕ
Информационное агентство «Фергана», основанное в России в 1999 году и выступающее перед международной аудиторией с новостями о жизни обширного региона, имеет большой опыт, связанный с Интернет-цензурой в странах Центральной Азии. В виду того, что власти тех или иных стран региона, по меньшей мере, не одобряют критические публикации «Ферганы», наш веб-сайт время от времени блокируется теми или иными правительствами.
На сегодня нам достоверно известно о том, что сайт http://www.fergananews.com (с его синонимами — fergana.ru, ferghana.org и т.д.) жестко заблокирован в Узбекистане. Фильтрация нашего сайта и многих других информационных и оппозиционных веб-ресурсов ужесточилась в республике вскоре после «андижанских событий» 2005 года и продолжается по сей день. Несколько лет назад в Интернет-кафе Ташкента можно было встретить объявления, прямо запрещающие посещение «антиправительственных» веб-сайтов «вроде Ферганы.Ру» под страхом высокого денежного штрафа.
Блокировка «Ферганы» также периодически осуществляется властями и провайдерами Таджикистана, Туркменистана и Казахстана, однако, носит временный характер.
Прибегали к интернет-цензуре и бывшие власти Кыргызстана. Доступ к нашему сайту был несколько раз закрыт накануне первой и второй «революций» - в 2005 и 2010 годах, соответственно. Это и не удивительно: наше агентство каждый раз оказывалось одним из основных источников достоверной и оперативной информации о событиях тех дней.Власти стран региона никогда и ни при каких обстоятельствах не признают фактов Интернет-цензуры. Они предпочитают уклоняться от ответов, заявляя о «приверженности демократическим ценностям» и базовым правам человека, к которым, к слову сказать, ООН уже отнесла и беспрепятственный доступ в Сеть.
ТАК РЕШИЛ ПАРЛАМЕНТ
Многие интернет-пользователи в Киргизии не смогли открыть сайт нашего агентства еще вчера - 20 февраля 2012 года. Мы сразу же попытались разобраться, в чем дело.
Напомним, что 9 июня 2011 года парламент Кыргызстана принял постановление с длинным названием: «Об информации временной депутатской комиссии по выявлению и расследованию обстоятельств и условий, приведших к трагическим событиям, произошедшим в республике в апреле-июне 2010 года, и даче им политической оценки». Сегодня мало кто помнит текст этого престранного документа, который изобилует противоречиями с логикой и с законом, однако, летом прошлого года он наделал в Кыргызстане довольно много шума. В частности, в нарушение принципа презумпции невиновности, парламент постановил считать зачинщиками ошских событий лидеров узбекской общины юга Кыргызстана, среди которых оказались «сепаратисты» Кадыржан Батыров, Иномжан Абдурасулов и другие.
30-й пункт данного документа требовал «принять меры по блокированию сайта «Фергана.ру» на информационном пространстве республики». Хотя в самом постановлении причины такого решения не объяснялись, тому, кто следил за событиями на политической арене Кыргызстана, все было довольно понятно. Публикации «Ферганы» о межэтническом конфликте на юге страны возмутили «национал-патриотическую» часть элит. А именно эти группы на момент принятия постановления составляли наиболее влиятельную часть киргизского парламента.
Следует отдать должное бывшему президенту страны — Розе Отунбаевой. Она назвала решение о блокировке «Ферганы» поспешным и неправильным, а также обратила внимание депутатов на то, что «Конституция республики запрещает принимать нормативные правовые акты, ограничивающие права и свободы человека и гражданина».
Заявление Розы Отунбаевой намекнуло общественности, правительству, а также генпрокуратуре и Комитету национальной безопасности, что торопиться выполнять решение парламента, в общем-то, не нужно. Спустя три месяца, отведенных на исполнение постановления, практически ничего по нему сделано не было.
Отчет об исполнении постановления парламента депутаты заслушали лишь спустя почти восемь месяцев - 2 февраля текущего года. Однако и тогда, отчитываясь о проделанной работе, генпрокурор страны Аида Салянова ни слова не сказала об исполнении 30-го пункта, касающегося «Ферганы». Лишь после того, как особо настойчивые депутаты поинтересовались, «почему сайт работает до сих пор», Салянова ответила буквально следующее: «Мы отправили запрос в Кыргызтелеком и получили ответ, что у сайта около тысячи адресов и для их закрытия не хватит технических возможностей».
БЕССМЫСЛЕННО, НО ЗАБЛОКИРУЕМ
Нашей редакции стало чрезвычайно интересно, что именно означают слова генпрокурора Саляновой «о тысяче адресов» и нехватке технических возможностей «Кыргызтелекома». 7 февраля мы отправили официальное письмо в Генпрокуратуру, а также обратились в ОАО «Кыргызтелеком» с вопросом, почему именно они не могут заблокировать наш сайт. Ответа от прокуроров мы ждем до сих пор, а вот руководство телекоммуникационной компании ответило нам удивительно быстро.
Впрочем, понять суть данного текста простой смертный, кажется, не сможет. Да и нам было довольно трудно разобраться в комментарии господина Туголбаева. Тем не менее, последняя фраза письма вселила в нас надежду. Упомянув о «прокси-серверах», вице-президент «Кыргызтелекома» дал понять, что блокировка в любом случае неэффективна.
Телекоммуникационный руководитель, по сути, признал, что блокировать веб-ресурсы глупо и бессмысленно: на каждое цензурное действие государства в Интернете моментально найдется способ преодоления фильтрации, запретов и блокировок любого рода. Это хорошо знакомо продвинутым пользователям из тех стран, которые вынуждены годами жить в информационном вакууме, но могут не отказывать себе в удовольствии посещать опальные и закрытые сайты.
Тем не менее, днем позже в «Кыргызтелекоме» получили и выполнили-таки приказ агентства связи. Пока неизвестно, был ли такой приказ направлен всем провайдерам страны, или в ГАС ограничились только полугосударственным провайдером. Скорее всего — последнее.
Так или иначе, спустя девять месяцев после злополучного постановления парламента правительство все же разрешилось от бремени раздумий и выбрало из двух зол меньшее. «Большим» - особенно в нынешней непростой ситуации усиливающегося противостояния с депутатами - стало бы для правительства откровенное саботирование нетривиальных постановлений горделивых народных избранников. Так и до отставки кабинета министров недалеко...
ИСПОЛНЕНО НАПОЛОВИНУ
По мнению нашего источника в аппарате президента Кыргызстана, правительство решило поскорее поставить «галочку» рядом с пунктом о блокировке «Ферганы», чтобы хотя бы в этой части избавиться от «насевшего» на него парламента. «Выполнено» - но выполнено всего лишь наполовину, по касательной. Ведь никто не станет приказывать закрыть «Фергану» коммерческим провайдерам, включая российских мобильных операторов. Это возможно только по решению суда, которым, кажется, пока и не пахнет.
Наш источник в окружении Алмазбека Атамбаева (к слову сказать, завтра прилетающего в Москву по приглашению Дмитрия Медведева) также сказал, что президент Кыргызстана всегда выступал «против любых запретов и блокировок», что «он сам часто читает «Фергану» и использует материалы» нашего агентства. Следовательно, инициатива запрета российского веб-сайта исходит не от главы киргизского государства.
По всей вероятности, не заинтересован в подавлении зарубежных интернет-голосов и премьер-министр страны Омурбек Бабанов, слывущий реформатором и декларирующий информационную открытость правительства и желание диалога со СМИ, а также заявивший, что в каждой школе Кыргызстана должен быть Интернет.
Глядишь, и до всенародно избранных законодателей дойдет, что корни проблем республики — вовсе не в публикациях иностранных СМИ, в силу своего профессионального долга пишущих о пороках и недостатках чаще, чем о достижениях и успехах.
Частичная, половинчатая блокировка «Ферганы» - скорее, «техническая мера», призванная примирить непоседливый парламент с исполнительной властью, романтичных конспирологов - с отчаянными реалистами. Это — компромиссный результат странного процесса, протекающего в верхах Республики Кыргызстан и включающего в себя весьма внешнюю, популистскую борьбу различных властных группировок: с одной стороны — невозмутимых «бизнесменов» из правительства, с другой — чрезмерно эмоционального национал-патриотического лобби в парламенте.
И, слава богу, на простом веб-пользователе он практически не отразится.
Даниил Кислов, главный редактор
Международное информационное агентство «Фергана»