Узбекистан: Охота на охотников, бабушек с таблетками и туристов с ноутбуками
На фото: один из участков узбекско-киргизской границы
В Узбекистане к шести годам тюремного заключения за незаконный переход границы приговорен охотник из Таджикистана Хамзаали Хидиров, сообщает Озоди (таджикская служба Радио Свобода).
Хидиров живет в селе Сарвак Аштского района – это таджикский эксклав, расположенный в Папском районе Наманганской области Узбекистана. Как «Фергана» рассказывала ранее, это небольшое бедное село, в котором живут 130 семей, постоянно сталкивается с жесткими ограничениями со стороны узбекских пограничников и фактически превратилось в своего рода гетто. Местные жители, желая выехать за пределы села, вынуждены считаться с требованиями узбекских властей, которые установили жесткий режим перехода границы.
По словам сарвакца Идрокджона Зохирджонова, узбекские пограничники разрешают пересечь госграницу с Таджикистаном только жителям села Сарвак и только в определенные дни недели. В эти дни гражданам якобы дают возможность что-то купить, сходить к родным или в больницу. При этом выезд и въезд, вход и выход разрешают только тем, кто включен в список, предоставленный администрацией сельской управы Пунук, в состав которой входит и село Сарвак. Перед пересечением границы в любую сторону каждый обязан указать предположительное время возвращения в книге регистрации узбекских пограничников. Если же человек не явился вовремя, он должен написать объяснительную на имя начальника заставы.
По данным таджикских СМИ, до 1951 года Сарвак был частью основной территории Таджикской ССР, но однажды узбекские власти попросили соседей выделить коридор для узбекских пастухов, чтобы сократить им путь до своих пастбищ. Душанбе не отказал в просьбе, до 1995 года сарвакцы не ощущали, что живут в эксклаве. Но потом узбекские пограничники расположили с двух сторон кишлака свои посты, а в 1999 году установили на своих границах противопехотные мины. Жители села оказались в изоляции, а с 1999-го по 2005-й год на узбекских минах подорвались и погибли восемь жителей Сарвака, еще шестеро человек получили тяжелые ранения.
Хамзаали Хидиров - пастух, иногда выходивший на охоту с другом, который живет в Узбекистане. По данным «Азаттык» (казахской службы Радио Свобода), 23 декабря 2011 года он вернулся домой с очередной охоты. Вскоре за ним явилась группа узбекских пограничников и офицеров в военной форме, которые обыскали его дом и конфисковали охотничье ружье, предположительно принадлежащее другу Хидирова, а затем увели с собой Хамзаали. При этом не сообщили родственникам, по какой причине он задержан и куда его ведут. Семья Хидирова долгое время не могла выяснить его местонахождение, а ехать в Узбекистан и наводить справки боялась.
Начальник УВД Согдийской области Шариф Назаров еще в январе заявлял, что направил узбекским властям официальный запрос с требованием разъяснить инцидент с Хидировым и освободить его. О том, был ли получен ответ и какой, таджикские власти не сообщили.
А сегодня, 28 мая, родственник Хидирова Икбол Нуриддинов сообщил «Озоди, что суд Папского района Наманганской области Узбекистана известил семью задержанного телеграммой о судебном процессе, после чего родные Хидирова поехали за заседание. По сведениям агентства Регнум, суд постановил, что житель таджикского анклава не имел права пересекать границу в момент, когда селение было заблокировано узбекскими пограничниками. И приговорил его к шести годам заключения. По словам Нуриддинова, был задержан и осужден также узбекский друг Хамзаали – Баротали. Подробности дела этого человека не сообщаются.
Как сообщает Авеста, у Узбекистане тоже есть свой «Сарвак» - на таджикской территории находится узбекский поселок Казарма города Бекабада. В апреле 2012 года в Бекабаде прошла встреча глав пограничных служб Таджикистана и Узбекистана, на которой были пересмотрены некоторые процедуры, связанные с организацией и обеспечением пропуска отдельных категорий граждан через неописанные участки границы. После этой встречи таджикские и узбекские пограничники разрешили жителям поселков Сарвак и Казарма пересекать границы двух государств. В каком режиме – не уточняется.
А сегодня Погранслужба Кыргызстана сообщила о задержании узбекскими пограничниками киргизского охотника. По данным узбекской стороны, гражданин Кыргызстана был задержан на территории Узбекистана, при нем был карабин с боеприпасами и шкура медведя. В настоящее время киргизские власти пытаются разобраться в случившемся и вызволить своего гражданина.
Следует отметить что работа полицейских, военных, пограничных и таможенных служб Узбекистана в последнее время как никогда ранее активизировалась. Причем в сети людей в погонах попадают не акулы коррупции или крупные наркоторговцы, а «мелкая рыбешка» - простые граждане, чаще всего нарушившие закон неосознанно.
23 мая в Самарканде должен был состояться суд над российской пенсионеркой Тамарой Николаевной Талашмановой, которую хотели привлечь к уголовной ответственности за упаковку успокоительного медицинского препарата.
Томится в ташкентском следственном изоляторе Службы национальной безопасности турист из Казахстана Ермек Космаганбетов, подозреваемый в пропаганде религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма - в его ноутбуке узбекские силовики обнаружили фильмы религиозного содержания...
Спрашивается: если узбекские спецслужбы такие бдительные, то почему они не рапортуют о поимке серийных убийц, злостных террористов и коварных шпионов зарубежных государств? Или всех уже переловили, а в погоне за отчетностью приходится подбирать «мелочь»?..